Специальная скоростно-силовая подготовка легкоатлетов-участников Vll МСИ "ДЕТИ АЗИИ" на предсоревновательном этапе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Специальная скоростно-силовая подготовка легкоатлетов-участников Vll МСИ "ДЕТИ АЗИИ" на предсоревновательном этапе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Международные спортивные игры «Дети Азии» проводятся с 1996 года по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева в честь 100-летия современного Олимпийского движения. В международных играх «Дети Азии» принимают участи 11 стран по всему миру, и 26 регионов Российской Федерации.

С первых Игр в программу была включена легкая атлетика, представленная дисциплинами бег на различные дистанции, в том числе с барьерами, прыжок в длину, прыжок в высоту, тройной прыжок, якутские национальные прыжки, эстафеты. Легкоатлеты из Республики Саха (Якутия) выступают по всем дисциплинам легкой атлетики, особенно успешно по якутским национальным прыжкам, где установили немало рекордов.

Скоростно-силовая подготовка легкоатлетов, как основа повышения спортивных достижений, способствует, главным образом, повышению функционального состояния нервно-мышечного аппарата, улучшает способность преобразования энергии и преобразования координационные связи, необходимые для осуществления более интенсивной иннервации мышц. Это и обеспечивает в первую очередь способность к более эффективному проявлению силы. В отношении структуры движений характера проявления скорости и силы во времени, скоростно-силовая подготовка должна всегда учитывать специфические требования соревновательной деятельности [2, 3, 5].

Специально скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев [1, 4].

Цель исследования: определить и экспериментально обосновать эффективность применения специальных средств повышения скоростно-силовой подготовки бегунов на средние дистанции.

Педагогический эксперимент заключался в повышении скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов в подростковом периоде, средствами интервальной тренировки с разновидностями бега; спортивных игр и увеличением доли скоростно-силовой подготовленности на предсоревновательном периоде.

Педагогическое тестирование: Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов были использованы следующие контрольные тесты:

Бег 30 м с высокого старта (сек) – на определение быстроты;

Прыжки через скакалку за 1 мин – на определение «взрывной» силы;

Бег на месте 10 сек на определение скоростной выносливости.

Базой исследования является ГБУ РС(Я) «Республиканский центр подготовки спортивного резерва». Спортивный комплекс «Дохсун». В качестве исследования была сборная команда Республики Саха(Якутия) по легкой атлетике, группа в количестве 16 человек в возрасте 13-15 лет, 7 девочек и 9 мальчиков. Тренировочные занятия в группах проводились семь раза в неделю. Общая физическая подготовка проводилась в каждые два дня, а также бег на улице - два дня.

Специальная физическая подготовка на предсоревновательном этапе должна характеризоваться различными средствами и методами силовой и скоростно-силовой направленности, применяемыми на протяжении тренировочного цикла, что способствует созданию, по нашему мнению, общефизической базы для дальнейшего эффективного роста спортивных результатов и спортивного мастерства в целом.

Повышение скоростно-силовой подготовленности в нашем исследовании осуществляется на основе интервальной тренировки (3-6 высоко интенсивных интервала при ЧСС 150-160 уд/мин и интервалов низкой интенсивности с упражнениями на пресс, имитационными упражнениями, отжиманиями). Учитывая возрастные особенности подростков, расширен спектр ОФП и интервальный метод тренировки.

В тренировочном процессе должно осуществляться регулярное тестирование, направленное на определение скорости бега на уровне анаэробного порога и экономичности работы, и на этом основании проводиться своевременная коррекция интенсивности нагрузок в различных зонах.

Во время педагогического эксперимента в учебно-тренировочный процесс был внедрен комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовой подготовки легкоатлетов на средние дистанции.

Комплекс состоит из 17 упражнений, включающий беговые, прыжковые, силовые упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовой подготовки бегунов на средние дистанции. В целом, ребята занимались 7 раз в неделю на совершенствование скоростно-силовой подготовки.

Комплекс прыжковых упражнений, которые направлены на совершенствованию скоростно-силовых способностей и укреплению общей физической работоспособности:

Стопы параллельно (30 м по 2 раза);

В перепрыжку (дьиэрэнкэй) (30 м по 2 раза);

Разножка (30 м по 2 раза);

Прыжки вперед – назад (30 м по 2 раза);

Прыжок на двух ногах, потом на одной (30 м по 2 раза);

Выпрыгивание с полуприсяду (30 м по 2 раза);

Буур на правой ноге (30 м по 2 раза);

Буур на левой ноге (30 м по 2 раза);

Буур комбо (30 м по 2 раза);

Кылыы на правой и левой ноге каждая по 7 раз (35 м по 2 раза);

Лягушка (30 м по 2 раза);

Махи прямыми ногами, ногами вверх (30 м по 2 раза);

Выпады (30 м по 2 раза);

Дьиэрэнкэй (30 м по 2 раза);

Подскоки с подниманием бедра (30 м по 2 раза);

Подскоки с подниманием бедра вперед – в стороны (30 м по 2 раза);

Бег из стороны в сторону с удержанием бедра(30 м по 2 раза);

Ускорение(60 м по 6 раза).

Таблица 1 – Сравнительные средние показатели по тестам легкоатлетов – участников МСИ «Дети Азии»

 

Тесты

Девушки

t

P

Юноши

t

P

До

После

До

После

1

Бег 30 м с высокого старта

5,3

5,1

7,55

<0,05

4,8

4,5

8

<0,05

2

Прыжки через скакалку за 1 мин

131,9

132

0,01

>0,05

127,1

134,9

8,03

<0,05

3

Бег на месте 10 сек

42,4

46

12,01

<0,05

44,4

49,1

10,58

<0,05

Анализ показателей полученных результатов исследования показал, что в результате педагогического эксперимента в исследуемой группе наблюдается положительный прирост совершенствования скоростно-силовой способности юных бегунов на средние дистанции:

- по тестированию скоростных способностей в беге на 30м с высокого старта результаты улучшились после эксперимента у мальчиков на 1,3 сек, у девочек на 0,2 сек;

- по тестированию «взрывной» силы юные бегуны по прыжке через скакалки к концу педагогического эксперимента показали наилучшие результаты, чем в начале эксперимента девочки на 0,1 прыжков, а мальчики на 7,8 прыжков;

- по тестированию скоростной выносливости на тренировочных занятиях предлагался бег на месте 10 сек, результаты которого к концу педагогического эксперимента были улучшены в обеих группах, и составили: у девочек – 46, а у мальчиков – 49,1.

В пяти тестах получены достоверные различия в результатах до и после эксперимента, кроме теста у девушек «Прыжки через скакалку за 1 мин», где выявлено недостоверные различия.

Таким образом, полученные результаты показывают, что внедренные в тренировочный процесс специальные средства дали эффективный результат для повышения специальной скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов, что подтвердился во время VII Международных спортивных игр «Дети Азии» (г. Владивосток), где 3 спортсмена улучшили свои индивидуальные результаты и вошли восьмерку сильнейших бегунов на средние дистанции среди сильнейших легкоатлетов- участников Игр.

Список литературы:

Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФКиС, 2013. 176 с.;

Зданевич А.А. Двигательные способности школьников и методика их развития: монография. Брест: БрГУ, 2020. – 296 с.;

Колодезников И.В., Данилова А.И. Средства и методы совершенствования скоростно-силовых способностей бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы IV региональной научной конференции молодых ученых - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. С. 222-225;

Самоленко Т.В. Индивидуальный опыт построения тренировочного процесса в беге на короткие дистанции //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. № 7. С. 71-76.;

Харабынова Н.А., Данилова А.И. Показатели скоростно-силовой подготовленности бегунов на средние дистанции: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы VII региональной научной конференции молодых ученых- Чурапча: ЧГИФКиС, 2021. –С. 278-281.

Просмотров работы: 113