Международные спортивные игры «Дети Азии» проводятся с 1996 года по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева в честь 100-летия современного Олимпийского движения. В международных играх «Дети Азии» принимают участи 11 стран по всему миру, и 26 регионов Российской Федерации.
С первых Игр в программу была включена легкая атлетика, представленная дисциплинами бег на различные дистанции, в том числе с барьерами, прыжок в длину, прыжок в высоту, тройной прыжок, якутские национальные прыжки, эстафеты. Легкоатлеты из Республики Саха (Якутия) выступают по всем дисциплинам легкой атлетики, особенно успешно по якутским национальным прыжкам, где установили немало рекордов.
Скоростно-силовая подготовка легкоатлетов, как основа повышения спортивных достижений, способствует, главным образом, повышению функционального состояния нервно-мышечного аппарата, улучшает способность преобразования энергии и преобразования координационные связи, необходимые для осуществления более интенсивной иннервации мышц. Это и обеспечивает в первую очередь способность к более эффективному проявлению силы. В отношении структуры движений характера проявления скорости и силы во времени, скоростно-силовая подготовка должна всегда учитывать специфические требования соревновательной деятельности [2, 3, 5].
Специально скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев [1, 4].
Цель исследования: определить и экспериментально обосновать эффективность применения специальных средств повышения скоростно-силовой подготовки бегунов на средние дистанции.
Педагогический эксперимент заключался в повышении скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов в подростковом периоде, средствами интервальной тренировки с разновидностями бега; спортивных игр и увеличением доли скоростно-силовой подготовленности на предсоревновательном периоде.
Педагогическое тестирование: Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов были использованы следующие контрольные тесты:
Бег 30 м с высокого старта (сек) – на определение быстроты;
Прыжки через скакалку за 1 мин – на определение «взрывной» силы;
Бег на месте 10 сек на определение скоростной выносливости.
Базой исследования является ГБУ РС(Я) «Республиканский центр подготовки спортивного резерва». Спортивный комплекс «Дохсун». В качестве исследования была сборная команда Республики Саха(Якутия) по легкой атлетике, группа в количестве 16 человек в возрасте 13-15 лет, 7 девочек и 9 мальчиков. Тренировочные занятия в группах проводились семь раза в неделю. Общая физическая подготовка проводилась в каждые два дня, а также бег на улице - два дня.
Специальная физическая подготовка на предсоревновательном этапе должна характеризоваться различными средствами и методами силовой и скоростно-силовой направленности, применяемыми на протяжении тренировочного цикла, что способствует созданию, по нашему мнению, общефизической базы для дальнейшего эффективного роста спортивных результатов и спортивного мастерства в целом.
Повышение скоростно-силовой подготовленности в нашем исследовании осуществляется на основе интервальной тренировки (3-6 высоко интенсивных интервала при ЧСС 150-160 уд/мин и интервалов низкой интенсивности с упражнениями на пресс, имитационными упражнениями, отжиманиями). Учитывая возрастные особенности подростков, расширен спектр ОФП и интервальный метод тренировки.
В тренировочном процессе должно осуществляться регулярное тестирование, направленное на определение скорости бега на уровне анаэробного порога и экономичности работы, и на этом основании проводиться своевременная коррекция интенсивности нагрузок в различных зонах.
Во время педагогического эксперимента в учебно-тренировочный процесс был внедрен комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовой подготовки легкоатлетов на средние дистанции.
Комплекс состоит из 17 упражнений, включающий беговые, прыжковые, силовые упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовой подготовки бегунов на средние дистанции. В целом, ребята занимались 7 раз в неделю на совершенствование скоростно-силовой подготовки.
Комплекс прыжковых упражнений, которые направлены на совершенствованию скоростно-силовых способностей и укреплению общей физической работоспособности:
Стопы параллельно (30 м по 2 раза);
В перепрыжку (дьиэрэнкэй) (30 м по 2 раза);
Разножка (30 м по 2 раза);
Прыжки вперед – назад (30 м по 2 раза);
Прыжок на двух ногах, потом на одной (30 м по 2 раза);
Выпрыгивание с полуприсяду (30 м по 2 раза);
Буур на правой ноге (30 м по 2 раза);
Буур на левой ноге (30 м по 2 раза);
Буур комбо (30 м по 2 раза);
Кылыы на правой и левой ноге каждая по 7 раз (35 м по 2 раза);
Лягушка (30 м по 2 раза);
Махи прямыми ногами, ногами вверх (30 м по 2 раза);
Выпады (30 м по 2 раза);
Дьиэрэнкэй (30 м по 2 раза);
Подскоки с подниманием бедра (30 м по 2 раза);
Подскоки с подниманием бедра вперед – в стороны (30 м по 2 раза);
Бег из стороны в сторону с удержанием бедра(30 м по 2 раза);
Ускорение(60 м по 6 раза).
Таблица 1 – Сравнительные средние показатели по тестам легкоатлетов – участников МСИ «Дети Азии»
Тесты |
Девушки |
t |
P |
Юноши |
t |
P |
|||
До |
После |
До |
После |
||||||
1 |
Бег 30 м с высокого старта |
5,3 |
5,1 |
7,55 |
<0,05 |
4,8 |
4,5 |
8 |
<0,05 |
2 |
Прыжки через скакалку за 1 мин |
131,9 |
132 |
0,01 |
>0,05 |
127,1 |
134,9 |
8,03 |
<0,05 |
3 |
Бег на месте 10 сек |
42,4 |
46 |
12,01 |
<0,05 |
44,4 |
49,1 |
10,58 |
<0,05 |
Анализ показателей полученных результатов исследования показал, что в результате педагогического эксперимента в исследуемой группе наблюдается положительный прирост совершенствования скоростно-силовой способности юных бегунов на средние дистанции:
- по тестированию скоростных способностей в беге на 30м с высокого старта результаты улучшились после эксперимента у мальчиков на 1,3 сек, у девочек на 0,2 сек;
- по тестированию «взрывной» силы юные бегуны по прыжке через скакалки к концу педагогического эксперимента показали наилучшие результаты, чем в начале эксперимента девочки на 0,1 прыжков, а мальчики на 7,8 прыжков;
- по тестированию скоростной выносливости на тренировочных занятиях предлагался бег на месте 10 сек, результаты которого к концу педагогического эксперимента были улучшены в обеих группах, и составили: у девочек – 46, а у мальчиков – 49,1.
В пяти тестах получены достоверные различия в результатах до и после эксперимента, кроме теста у девушек «Прыжки через скакалку за 1 мин», где выявлено недостоверные различия.
Таким образом, полученные результаты показывают, что внедренные в тренировочный процесс специальные средства дали эффективный результат для повышения специальной скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов, что подтвердился во время VII Международных спортивных игр «Дети Азии» (г. Владивосток), где 3 спортсмена улучшили свои индивидуальные результаты и вошли восьмерку сильнейших бегунов на средние дистанции среди сильнейших легкоатлетов- участников Игр.
Список литературы:
Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФКиС, 2013. 176 с.;
Зданевич А.А. Двигательные способности школьников и методика их развития: монография. Брест: БрГУ, 2020. – 296 с.;
Колодезников И.В., Данилова А.И. Средства и методы совершенствования скоростно-силовых способностей бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы IV региональной научной конференции молодых ученых - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. С. 222-225;
Самоленко Т.В. Индивидуальный опыт построения тренировочного процесса в беге на короткие дистанции //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. № 7. С. 71-76.;
Харабынова Н.А., Данилова А.И. Показатели скоростно-силовой подготовленности бегунов на средние дистанции: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы VII региональной научной конференции молодых ученых- Чурапча: ЧГИФКиС, 2021. –С. 278-281.