История инклюзивного образования в России - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

История инклюзивного образования в России

Лешукова П.О. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный арктический Федеральный университет им. М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время, к сожалению, в России растет число детей, которые рождаются с какими-либо отклонениями в здоровье, будь то физическими или психическими. Поэтому вопрос о правильном подходе к обучению таких детей стоит остро, ведь они требуют большого внимания и терпения. Но с чего началось развитие инклюзивного образования в России, почему это так важно и к чему это может привести в будущем при правильной реализации.

Актуальность. Эта тема актуальна на данный момент, так как с каждым годом количество детей, которые рождаются с ограниченными возможностями, к сожалению, увеличивается. Главная задача - повысить осведомленность общественности о принципах и методах обучения детей-инвалидов, которые использовались на протяжении всего развития инклюзивного образования в России и будут полезны в настоящее время, поскольку они могут радикально изменить жизнь детей с ограниченными возможностями в обществе.

Цель исследования. Изучение исторических этапов развития инклюзивного образования в России.

Задачи. Изучить научную литературу по теме инклюзивного образования и его развития в России. Определить основные этапы развития инклюзивного образования. Изучить методы ведения обучения детей с ОВЗ, которые использовались на этапах развития, и рассмотреть их актуальность в настоящее время.

Материалы и методы исследования. Анализ научной литературы с целью выявления основных этапов развития инклюзивного образования в России, рассмотрение ключевых методик ведения образования для детей-инвалидов, которые использовали российские ученые в течение развития инклюзивного образования.

Результаты исследования.

На протяжении многих веков окружающие люди принижали детей с любыми отклонениями в состоянии здоровья. Считалось, что они не заслуживают того, чтобы учиться, они не заслуживают того, чтобы жить. Люди долгое время упорно трудились, чтобы принять «одаренных» детей. Но такие дети тоже хотят познавать мир, знакомиться, учиться, хотят быть нужными и полезными. Так что в России период принятия людей с ограниченными возможностями был очень долгим. Согласно результатам исследования, эволюцию отношения людей к людям с ограниченными возможностями можно разделить на пять этапов [5].

Приобретение права на жизнь для ребенка с ограниченными возможностями (X – начало XVIII века);

Приобретение инвалидом права на призрение, т. е. на наблюдение/супервизию/ухаживание (XVIII – нач. XIX век.);

Приобретение права на специализированное образование для лиц с нарушениями зрения, слуха и умственного развития (начало XIX – 30-е годы XX века);

Приобретение права на специализированное образование большинством детей с умственными и физическими недостатками, гарантированное законом (1930–1991 годы);

Обеспечение равных возможностей для детей с отклонениями в развитии получать качественное образование (1991 – настоящее время).

Началом истории инклюзивного образования в России можно считать время христианизации Руси и появления первых монашеских приютов. Также к первому этапу развития инклюзивного образования можно отнести указ императора Петра Великого от 1704 года, запрещающий убивать детей с врожденными дефектами.

Второй этап — это уже события XIX века; наступает время, когда государство и общество начинают принимать людей с отклонениями в развитии, инвалиды получают право на социальную заботу. В Санкт-Петербурге открываются первые школы, где слепые и глухие дети могут получить образование.

На третьем этапе эволюции инклюзивного образования осознание людьми возможности обучения детей-инвалидов сменяется признанием права на получение полноценного образования. Период с начала XIX века по 1930-е годы считается временем становления специализированного образования, поскольку создается именно сеть специальных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями зрения и слуха. После Октябрьской революции 1917 года эта система специального образования для детей с ограниченными возможностями стала частью государственной системы образования, то есть право на образование для детей-инвалидов стало гарантироваться государством. Но в то же время такие образовательные организации были изолированы от общего образования и находились под тотальным контролем государства. Это были школы-интернаты, где дети жили круглый год, не имея возможности видеть свои семьи и здоровых детей, что является огромным недостатком этой системы, поскольку интеграция в общество и социализация в целом очень важны для развития любого человека, и отсутствие этой возможности свидетельствует о том, что «одаренные» дети не могут быть «нормальными» и не заслуживают обычной жизни.

Я также хотел бы коснуться системы образования Марии Монтессори, итальянского врача и педагога XIX–XX веков. Ее система известна тем, что основана на идее бесплатного образования, то есть главным принципом этой системы было развитие индивидуальности. Ребенок должен был саморазвиваться, самообучаться и самовоспитываться. Можно сказать, что у этой системы образования есть свои преимущества, и они довольно значительны. Во-первых, каждый ребенок развивается самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными способностями; во-вторых, появилась свобода личности - ребенок творит сам; и в-третьих, благодаря методу воспитания Марии Монтессори дети делятся на группы в соответствии с их интересами, независимо от возраста, что играет большую роль, так как дети учатся взаимодействовать со старшими и младшими, учатся уважать друг друга. На третьем этапе в России были открыты первые детские сады, работающие именно по системе Марии Монтессори, но, к сожалению, эта система была запрещена большевиками в 1926 году, хотя на тот момент она была одной из лучших. Это было бы очень полезно в воспитании и образовании детей-инвалидов, потому что, как уже упоминалось выше, система была направлена на стимулирование стремления к саморазвитию у ребенка, ребенок с ограниченными возможностями не чувствовал бы себя «ненормальным».

С ХХ века воспитанием детей-инвалидов занимаются специалисты-дефектологи, которые выявили ряд закономерностей, влияющих на развитие того или иного заболевания. К ним относились: наследственность и ряд социальных факторов. Наряду с дефектологами в то время была популярна такая наука, как «педология» - направление в педагогике, стремившееся объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и т. д.) к методологии развития ребенка. Но популярность была недолгой, и уже в 1936 году педологи были репрессированы, профессия ликвидирована, а все научные и учебные материалы запрещены. Но, несмотря на это, известные ученые внесли огромный вклад в развитие этих наук, чтобы в будущем дети-инвалиды могли получать образование, как и все здоровые дети.

Четвертый этап характеризуется эффективным развитием и совершенствованием государственной системы специального образования для детей с ограниченными возможностями, появились новые типы специализированных школ и новые виды специального образования, что значительно улучшило качество жизни детей-инвалидов. В 1950-х и 1960-х годах система специального образования была разделена и было проведено ее структурное совершенствование. С конца 70-х - начала 80-х годов ХХ века в школах были открыты специальные классы для детей с задержкой психического развития. С конца 80-х до начала 90-х годов обучение по системе Монтессори было возрождено. Период конца ХХ века делится на два мини-периода: один из которых характеризуется восприятием опыта западных ученых; второй этап начинается в конце 90-х годов и представляет собой углубленное изучение и использование методик Монтессори, также создаются первые серьезные учебные пособия.

На пятом этапе объединение систем образования (образование для здоровых детей и инклюзивное образование) является более перспективным направлением развития всей системы образования, и государство предоставляет детям с ограниченными возможностями право выбора образования. Также в этот период Российская Федерация присоединяется к значимым международным документам: Саламанкской декларации, приоритетом которой было объявлено создание образования для всех детей, несмотря на различные особенности здоровья, а также «подключается» к Дакарской декларации. В 2012 году в России была одобрена Конвенция ООН о правах инвалидов [1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году [4], и впервые в федеральном законе «Об образовании в РФ» [6] было закреплено право детей-инвалидов на особые условия обучения, также были введены понятия «инклюзивное образование» и «учащийся с ограниченными возможностями». Из этого можно сделать вывод, что главной целью инклюзивного образования на протяжении всей истории его развития было предоставление ребенку с ограниченными возможностями права выбора вида образования, а также создание всех условий для получения полноценного и успешного образования.

В более современной России первое учреждение, специализирующееся на обучении детей-инвалидов, появилось только в начале 1990-х годов. В Москве в 90-х годах появилась первая школа инклюзивного образования, названная в честь европейской общественной организации «Ковчег», задачей которой являлась помощь людям с ограниченными возможностями. Сначала классы состояли всего из десяти человек из-за сложного обучения, но болезни детей не были серьезными, позже в школу стали поступать дети с довольно сложными недугами, такими как детский церебральный паралич, аутизм и так далее. Целью такой школы является воспитание и социализация детей любой ценой, несмотря на уровни их психофизического развития, воспитание гуманизма и терпимости друг к другу, с 2006 года в северной столице начинает свою работу программа инклюзивного образования. В XXI веке в Российской Федерации довольно большое количество образовательных учреждений специализируются на программе инклюзивного образования. Он постепенно внедряется в каждом субъекте России в качестве эксперимента. Также в республиках Российской Федерации началась реализация проекта «Инклюзивное образование» [3]. Образование, основанное на принципах инклюзии, дает ребенку возможность реализовать свои жизненные планы. Развитие инклюзии активизирует процессы доступности дополнительного образования и адаптации его условий для детей с особыми образовательными потребностями [2].

Вывод. Таким образом, основываясь на результатах проведенной работы по изучению научной литературы, можно сделать вывод, что инклюзивное образование в России прошло долгий и трудный путь, столкнулось со многими проблемами, «боролось» за то, чтобы просто быть. На развитие такого образования в России повлияли: правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран, высокая рождаемость детей с ограниченными возможностями, что вызвало необходимость в специальном образовании, изменение отношения людей к детям-инвалидам, то есть люди стали понимать, что такие дети тоже заслуживают того, чтобы учиться, не быть изолированными от общества и расти, ощущая все прелести полноценной жизни. В конце концов, чем раньше начинается обучение и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество, тем выше шансы если не на полное, то на значительное выздоровление. И в настоящее время такое понятие, как «инклюзивное образование», получает все больше внимания со стороны обычных людей, которые понимают ценность такого образования для особых детей, поэтому образование для детей с ограниченными возможностями получает все большую поддержку со стороны государства, становится одним из приоритетных направлений образовательной политики в каждом субъекте России, потому что современному обществу сейчас нужна именно такая система воспитания, основанная на уважении, гуманизме и терпимости, в которой дети научатся любить друг друга, принимать, не унижать за какие-либо недостатки. Будущее нашей страны - за детьми, которые уважают каждого.

Список литературы

Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогический университет «Первое сентября». 2013. URL: https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/inkluz_obr_istoriya.pdf (дата обращения: 15.11.2022)

Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145. URL: https://psyjournals.ru/files/81000/pno_2016_n1_alekhina.pdf (дата обращения: 15.11.2022)

Кириллова, Е. A. История становления системы инклюзивного образования в Российской Федерации // инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 21–22 ноября. 2014 г./ ОТВ. Ред. M. V. Овчинников. Челябинск: Изд-во Челябгу. гос. ун-та, 2015. - С. 190–192. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1085029745/Statya_Kirillovoj_E._A.__Chelyabinsk_21.11.14_.pdf (дата обращения: 16.11.2022)

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 20.11.2022)

Максимова, Н. А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Педагогическое образование в России. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (дата обращения: 15.11.2022).

Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Ст.2 п.24. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 20.11.2022)

Просмотров работы: 3592