КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Румянцева О.А. 1, Смолин Д.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как говорится: «В здоровом теле здоровый дух». Важно беречь здоровье с самого детства, ведь детство – это фундамент взрослой жизни. Государство акцентирует свое внимание на здоровье как взрослых, так и детей. Важно сохранять здоровую и крепкую нацию, это должно быть неотъемлемой составляющей страны. Укрепление организма должно проходить во всех его областях. В детстве проще решить ту или иную проблему со здоровьем. Функциональные изменения опорно-двигательного аппарата (в том числе нарушения осанки) являются наиболее распространенными отклонениями в состоянии здоровья детей. К сожалению, все больше становится детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Нарушения в опорно-двигательном аппарате могут привести к патологии основных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.). Сюда попадают дети возрастом 6–17 лет.[1]

К сожалению, школьники испытывают те же проблемы с позвоночником, что и взрослые — длительное сидение за партой и малоподвижный образ жизни. Осанка подростка не всегда бывает правильной еще и по причине отставания темпов роста мышц от роста костей скелета. В сочетании с неудобными позами и неправильно подобранной мебелью это приводит к появлению следующих типов неправильной осанки: сутулость; круглая спина; кифоз (грудной отдел изогнут, голова и плечи наклонены вперед); сколиоз (искривление позвоночника).[5]

Неправильная осанка может привести к серьезным проблемам со здоровьем, как снижение иммунитета, гормональные изменения, повышается утомляемость, появляются мышечные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, заболевания дыхательной системы. Поэтому важно уделять внимание правильной осанки сейчас, чтобы в будущем не было проблем.[2]

Причины деформации опорно-двигательного аппарата будут являться: гиподинамия, отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги), недостаток физической активности; несоответствие размеров мебели росту подростка; необходимость носить тяжелые сумки; конфликтные и стрессовые ситуации, негативно влияющие на психику и состояние мышечной системы и позвоночника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности, что является основой здорового образа жизни. В этом возрасте не сидеть на месте, сгорбившись за телефоном, а находиться постоянно в движении и активности.[5]

Исправление осанки чаще всего осуществляется при помощи занятий лечебной физкультурой, назначенных специалистом, а также массажа спины и физической активности. При регулярном посещении занятий и процедур – положительный результат неизбежен.

Что касается детей школьного возраста, то для них может быть разработан комплекс упражнений в рамках третьего урока физической культуры. Помимо школы, детям можно дать памятку с упражнениями для утренней гимнастики. которая будет проходить под контролем родителей. Цель выполнения данных упражнений — мобилизация суставов, разогрев мышц и растягивание связок. При выполнении специальных комплексов мышцы спины постепенно укрепляются и позвоночник выпрямляется. Был бы крайне полезен для детей массаж. Массаж является не менее эффективным способом решения проблем с позвоночником. Длительность курса массажа определяется врачом после окончательной постановки диагноза. Так же, можно организовывать классные часы, где родителям рассказывалось о гиподинамии, о профилактике нарушений осанки у детей, пропагандировать здоровый образ жизни.[4]

Данные упражнения могут послужить отличным примером комплексом, направленным на улучшение осанки у детей. Все упражнения, составляющие этот комплекс, достаточно простые и подвластны ребенку:

Подъем коленей. Из положения лежа на спине, поочередно подтягивать колени к груди.

Подъемы торса. Лежа на животе, расположить руки на поясе и поднимать плечи и голову, сводя лопатки вместе. Поясница и ноги при этом должны оставаться плотно прижатыми к полу.

Упражнение «лодочка». Лежа на животе, одновременно оторвать от пола голову, руки и ноги. Зафиксироваться в таком положении на 30 секунд.

Прогиб. Лежа на животе, ухватиться за лодыжки, расправить плечи и максимально прогнуться, отрывая грудную клетку от пола.

Наклоны вперед с соединенными в замок за спиной руками.

Наклоны вперед до образования туловищем параллели с полом.

Поочередный подъем ног из положения лежа на животе.

Для того чтобы разгрузить позвоночник и расслабить мышцы, можно ежедневно 10–15 минут лежать на твердой, ровной поверхности.

Данные элементы можно использовать в качестве утренней зарядки:

Ходьба в среднем темпе с удержанием ровной спины;

Приседания с вытяжением рук вперед;

Фитнес с чередованием полного расслабления мышечных волокон тела и их резким напряжением;

Плавное сведение-разведение лопаток из положения сидя и стоя;

Поочередный подъем ног вверх из положения лежа;

Одновременные подъемы прямых рук и ног из положения лежа на животе;

Вытяжение рук вверх из позы «лотоса»;

Упражнение «кошка»: стоя на четвереньках, на выдохе ребенок должен опустить голову вниз и максимально округлить спину, со вдохом вернуться в исходное положение, вытягиваясь макушкой вверх;

Ходьба на носках. Подобные упражнения можно усложнить, выполняя ходьбу и одновременно пытаясь удержать на голове книгу.

Помимо вышеперечисленных упражнений, нужно отметить значимость плавания в бассейне. Плавание – один из эффективных способов корректировки осанки. Бассейн в школе – большая ценность и им нужно пользоваться с пользой. Детям, обладающим правильной осанкой, принесет большую пользу плавание любым способом. Для ребят же, предрасположенных к серьезным нарушениям осанки, учитель обязан осмотрительно подбирать и дозировать плавательные упражнения и способы плавания. Этим детям особенно полезны такие упражнения и способы плавания, при которых тело в воде находится в горизонтальном положении и достаточно выпрямлено. Им следует предлагать небольшое число повторений, упражнений, связанных со сгибанием тела. Обучая этих детей плаванию, необходимо делать упор на такие упражнения, как скольжение на груди, на спине после толчка ногами о дно или о поворотный щит плавательного бассейна; плавание с помощью ног, держась руками за доску; работа рук при плавании лежа грудью на доске или пробковом поясе и т.п. Если у ребенка наблюдается сутулость, то ему больше подойдет плавание брассом, баттерфляем и дельфином; когда же у него плоскостопие - кролем на груди и на спине. В работе с ребятами, имеющими нарушения осанки, особенно важен совет врача по подбору и дозировке упражнений в плавании. Многие из этих занимающихся имеют ослабленное здоровье. Поэтому и пребывание в воде и дозировка ее температуры для них будут иными, чем для здоровых детей. [3]

Применение всех вышеперечисленных способов корректировки нарушения осанки неизбежно повлечет за собой положительный результат. Здесь крайне важно постоянство и регулярность применения упражнений – за этим следует укрепление мышечного корсета. Выполнение заданий в рамках третьего урока физической культуры, утренняя гимнастика, плавание, рекомендации родителям - могут быть рекомендованы к применению для коррекции нарушения осанки у школьников. Прямой позвоночник — залог крепкого здоровья. Важно дать ребенку понять, что если не уделить внимание позвоночнику в школьном возрасте, то это может привести к проблемам со здоровьем, а еще это сказывается на внешнем виде. Чем раньше он займется собой, физической активностью, будет правильно сидеть и ходить, тем лучше будет состояние его здоровья на протяжении всей жизни.

Литература

Левин Александр Вячеславович Современные аспекты профилактики и коррекции нарушений осанки у старших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniy-osanki-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 07.12.2022).

Беспутчик В. Г., Хотько А. В., Ярмолюк В. А. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 10. - С. 11-14.

Савко Э.И., Зернова Т.В. Осанка и роль плавания в её восстановлении // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. -№4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ №19-013-20149\19. - С.269-275. URL: http: //j ournal .asu.ru/index.php/zo sh

Гайдук А. А., Потапчук А. А. Физическая реабилитация детей школьного возраста со статическими нарушениями опорно-двигательного аппарата // Учёные записки СПбГМУ им. Академика И.П. Павлова. - 2012. - Т. 19, № 1. - С. 116-118.

Покатилов Алексей Борисович, Новак Александр Павлович, Хворостова Анна Владимировна Профилактика нарушения осанки у детей // Главврач Юга России. 2017. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-narusheniya-osanki-u-detey (дата обращения: 07.12.2022).

Просмотров работы: 19