Сущность самопознания в сфере физической культуры - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Сущность самопознания в сфере физической культуры

Шуляк Полина Борисовна 1, Халикова Дарья Сергеевна 1
1Уральский Федеральный университет имени первого Президента Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущность самопознания заключается в отношении личности к себе и способности совершенствоваться. Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания. Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития [2]. Познание себя и своих особенностей помогает человеку скорректировать свои действия, преодолевать негатив, отслеживать закономерности в своем поведении и т. д. Достичь равновесия между внешним воздействием и внутренним состоянием человека помогает самосознание, оно определяет формирование сознательного поведения человека. Самосознание можно определить как результат развития личности и как регулятор этого процесса, таким образом самосознание сочетает в себе познания и переживания человека и определяет целостность и единство человеческого «Я» [3].

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я» [4].

«Я» – идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» - идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе наилучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» - реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт. Саморазвитие человека в данной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Психологическая роли самопознания заключается не только познании самого себя, но и в творении себя и осознания своей ценности, использование возможности для саморазвития, самообразования и самовоспитания. В психологии выделяется два этапа самопознания личности:

- первичный – знакомство с собой через других людей, составления представления о самом себе;

- вторичный – проведение самоанализа и изменение мнения о себе, на этом этапе происходит самоопределение личности [7].

Можно выявить взаимосвязь между познанием других людей и самопознанием, так как одно без другого существовать не сможет, ибо целостного представления о человеке тогда составить не представится возможным. Также процесс самопознания не будет эффективным без дальнейшей работы над собой, так как любая полученная информация должна использоваться в дальнейшем, либо от нее не будет пользы.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Физическая культура личности представляет собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, физического совершенства, мотивационно- ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, образования и интегрированных в деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье [5]. Основными составляющими свойствами физической культуры личности выступают знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физкультурно-спортивная деятельность.

Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где была предпринята попытка не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии. Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления. Знания о собственном «Я» складываются по мере изучения окружающего мира и его особенностей. [6]. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых жизненных ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать. В большинстве случаев человек сам определяет своё будущее, главное – правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании возникает у каждого, независимо от пола, возраста и расы человека. Этот процесс сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного «Я». Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей человек, никогда не придет к саморазвитию, которое является важной человеческой потребностью.

Важно понять, что же мешает человеку объективно оценивать себя, свои положительные и отрицательные качества, что является барьером. Можно выделить две группы таких барьеров:

- возникшие из-за несовершенства человеческой природы;

- определенные личностным особенностями конкретного человека [8].

Также одной из главных проблем самопознания и самоопределения является общественное мнение. Человек, которого осуждает общество, так или иначе подвергает себя самокритике. Однако ценности людей различны, определить «идеал» личностных качеств невозможно, так как для каждого человека он будет свой. Соответственно подстраивать себя под рамки общества просто бессмысленно, ибо стать идеалом для всех не выйдет. Главное соответствовать своему внутреннему идеалу личности и не терять в общественном осуждении самого себя.

Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов — загрязнения окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии.

Систематические занятия физкультурой благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Положительное влияние физической культуры на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности. Регулярные занятия физкультурой улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. У людей, занимающихся физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели [9].

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии [10].

Важную роль физическая культура выполняет в формировании личности, так как в процессе специфической деятельности формируются такие качества личность как целеустремленность, прогнозирование результатов, адекватная оценка собственных возможностей, упорство и т. д. Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п. Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия. Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами – социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется [13].

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности – трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Самовоспитание – это активная творческая деятельность личности, имеющая своей целью совершенствование физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств и недостатков [14]. Самовоспитание – составная часть и результат общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе которого лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности. Но эта потребность возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и под воздействием воспитания. Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т. п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах.

Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и достижения цели. Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания [1].

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека. Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям [10]. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

В сфере физической культуры понятие самопознания можно представить как осознание собственного физического «Я», его ценности и смысла существования построения образа своего физического тела, формирования представлений о его изменении в будущем. Самопознание – процесс познания своих психофизических и личностных качеств, отношений в физической культуре и уровня их развития [15].

Физическую культуру личности представлена структурой. Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование [16].

Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. [4] Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями – переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции [12].

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Список литературы:

Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.

Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2018. — 724 c.

Козырева О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с.

«Психологические аспекты Я-концепции личности» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-ya-kontseptsii- lichnosti (Дата обращения 12.05.2022).

Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. Учеб. пособие/ Л. И. Лубышева. - М.: Академия, 2004.—240 с.

«Психофизиология самопознания и развития личностного « Я » в вузе физической культуры» — Режим доступа: HTTP://drive.google.com/open?id=1siOU_9ucl2k5-Bc6NW-C-5Wl8hHJ4- Mx (Дата обращения 11.05.2022).

Павелко Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.

Платонов В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: в 2 т. / В. Н. Платонов. — М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2021. - Т. 1. - 592 с.: ил. ISBN 978-5-6046191-0-0.

«Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры». — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-formirovanii-professionalno-znachimyh-lichnostnyh-kachestv-studentov-sfery-fizicheskoy-kultury (Дата обращения 08.05.2022)

Файнбург З. И. Самоутверждение личности в спорте: спорт и личность. / З. И. Файнбург // М.: Молодая гвардия, 2000. — С. 203-212.

«Тема: «Самопознание» : 2-й кл.» — Режим доступа: HTTP://spo.1september.ru/article.php?ID=200700914 (Дата обращения 13.05.2022).

«Влияние самопознания на психологическое благополучие личности» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samopoznaniya-na-psihologicheskoe-blagopoluchie-lichnosti (Дата обращения 06.05.2022).

«Самопознание как процесс формирования личности» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samopoznanie-kak-protsess- formirovaniya-lichnosti (Дата обращения 08.05.2022).

«Самопознание как важнейший процесс становления личности» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samopoznanie-kak-vazhneyshiy-protsess-stanovleniya-lichnosti (Дата обращения 12.05.2022).

«Физическая культура для саморазвития студента» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-dlya-samorazvitiya-studenta (Дата обращения 14.05.2022).

«Регулирование процессов самопознания и самоуправления психофизическим состоянием обучающихся вузов в образовательном пространстве физической культуры» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-protsessov-samopoznaniya-i-samoupravleniya-psihofizicheskim-sostoyaniem-obuchayuschihsya-vuzov- v-obrazovatelnom (Дата обращения 08.05.2022).

Просмотров работы: 48