Совершенствование системы государственного регулирования занятостью и безработицы на рынке труда в Республике Мордовия - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Совершенствование системы государственного регулирования занятостью и безработицы на рынке труда в Республике Мордовия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем на территории Республики Мордовия. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. 

На сегодня ситуацию на рынке труда Республики Мордовия характеризуется как стабильную. Отмечается тенденция к увеличению численности экономически активного населения. По уровню занятости- мужчин значительно больше чем женщин [3].

В связи с этим считаем необходимым реализацию следующего комплекса мер, направленных на совершенствование политики занятости в регионе.

1) Совершенствование нормативно-правовых, концептуальных и методологических подходов в российском законодательстве:

а) внесение в федеральное и региональное законодательства дополнений и изменений, обеспечивающих легализацию перечня дополнительных мероприятий: определение их видов, содержания и ожидаемых результатов реализации, устранение необоснованных различий в используемой терминологии, а также законодательное закрепление статуса участников дополнительных мероприятий. К примеру, ряд дополнительных мероприятий действующим законодательством не отнесен ни к компетенции федеральных органов власти, ни к компетенции субъектов Российской Федерации (стимулирование работодателей к замещению свободных рабочих мест, социальная занятость инвалидов и др.). Организация и финансирование этих мероприятий за счет бюджетных средств представляются в этих условиях не в полной мере легальными. Имеет место несоответствие терминологии, используемой для определения большинства дополнительных мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала, отдельных мероприятий, направленных на стимулирование сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также на стимулирование создания/сохранения рабочих мест, нормам действующего отраслевого законодательства.

Подобного рода терминологические различия носят, во многих случаях, конъюнктурный характер, с целью придания дополнительным мероприятиям специфического содержания, в то время как в действительности эта специфика отсутствует.

Следует отметить также отсутствие в нормативных правовых актах Российской Федерации определений и характеристик ряда дополнительных мер.

Дефицит определений и характеристик отмечается, в том числе, в отношении дополнительных мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала. Термины «опережающее профессиональное обучение», «опережающее профессиональное обучение и стажировка», используемые в правилах предоставления субсидий, упоминаются лишь в ведомственных документах. Однако при этом их назначения и механизмы реализации не раскрываются.

Отсутствие четких определений и фиксации на федеральном уровне целей, содержания и ожидаемых результатов реализации ряда дополнительных мероприятий, в том числе направленных на развитие человеческого капитала, имеет не только и не столько лингвистическое значение.

Например, эффективная практическая реализация мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала, предполагает наличие в субъектах Российской Федерации достоверных и обоснованных данных о прогнозной потребности регионов в кадрах в профессиональном разрезе. Подобные документы в субъектах Российской Федерации в настоящее время разрабатываются, однако базируются на различных методических подходах, не всегда носят долгосрочный характер;

б) формирование перечня дополнительных мероприятий с учетом мер, направленных на содействие занятости населения, реализуемых в других государственных и региональных целевых программах, с целью предотвращения их дублирования и сокращения «перекрестного» финансирования.

Кроме того, в целях достижения эффективности региональных программ и дополнительных мероприятий целесообразно:

в) повышение точности определения перечня дополнительных мероприятий, численности и состава участников, наиболее точно учитывающих параметры ожидаемой в планируемом году ситуации на региональных рынках труда.

г) повышение обоснованности определения сумм расходов на реализацию отдельных дополнительных мероприятий и региональных программ в целом, то есть их более обоснованное бюджетирование.

2) Содействие продуктивной занятости населения и обеспечение защиты прав граждан в области труда посредством:

а) улучшения качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней;

б) развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;

в) расширения возможностей трудоустройства для молодёжи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Для этого необходимо осуществлять меры, направленные на:

- адаптацию системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

- развитие практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

- повышение экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов;

- создание условий для совмещения женщинами работы и воспитания детей.

Демографическая ситуация в республике негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, регион нуждается в кадрах: квалифицированных рабочих и работниках неквалифицированного труда. Наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы республики.

В последнее время наблюдается тенденция появления на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющего низкий общеобразовательный уровень, что затрудняет направление её на обучение конкретной специальности и дальнейшего их трудоустройства на селе [1].

Также на селе сохраняется низкая востребованность на рынке труда у лиц предпенсионного возраста, инвалидов, молодежи, не имеющей опыта работы и специального образования.

В этой связи в целях снижения сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе необходимо:

- содействие самозанятости и развитию предпринимательской инициативы незанятого населения, в том числе, на базе личных подсобных хозяйств;

- предоставление льгот по налогообложению, льготных инвестиционных кредитов, компенсационных выплат и другой поддержки юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места в сельской местности;

- организацию профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, а также в народных промыслах.

- в целях снижения профессиональной заболеваемости и инвалидизации трудоспособного населения обеспечить полное восстановление на селе системы охраны труда, законодательно инициировать и стимулировать программы облегчения условий наиболее тяжелых и опасных видов в агропромышленном комплексе труда.

Для Республики Мордовия характерно нарастание внутрирегиональной неравномерности, различия в социально-экономическом потенциале, в инвестиционной активности, неравномерности развития инфраструктуры рынка труда приводит к значительной дифференциации уровня безработицы по районам республики. Также наблюдается тяжёлое положение на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (женщин, инвалидов, молодежи и т.д.). Существует проблема трудоустройства граждан, проживающих в селе. Остаётся проблемой недостаточная информированность молодёжи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда. Структура профессионального образования молодёжи пока смещена в пользу высшей школы. Потребность работодателей в специалистах с высшим образованием сокращается.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что с безработицей необходимо бороться для улучшения условий и качества жизни населения, и предоставление рабочих мест даст людям эту возможность.

В связи с этим предлагаем комплекс мер, направленных на снижение уровня безработицы в регионе.

1) Регулярно предоставлять сведения населению, в том числе молодежи, работодателям о ситуации на рынке труда.

Для расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников органами службы занятости Республики Мордовия уже организована постоянная работа по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, пополнению банка данных свободных рабочих мест и вакантных должностей, используя различные формы и методы.

Проведение эффективной политики занятости в Республике Мордовия требует совершенствования организационной структуры управления трудом и занятостью населения [4]. Особое внимание должно быть уделено осуществлению тесного взаимодействия органов управления трудом и занятостью местного и республиканского уровней. Разработка региональных мероприятий и программ управления занятостью населения поможет эффективно использовать трудовой потенциал, создать условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, эффективному распределению, перераспределению трудовых ресурсов, а также обеспечению социальной защиты от безработицы. Но в то же время чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, необходимо сперва реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Библиографический список

1 Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия [Электронный ресурс] : официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. – Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/minsoc/. 3

2 Территориальный орган статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/.

3 Яворская С. А. Правовые проблемы занятости населения на современном этапе (на примере Республики Мордовия) / С. А. Яворская, К. А. Перскова, Е. С. Зимина // XI Державинские чтения в Республике Мордовия. – 2015. – С. 94-97.

4 Якунин А. П. Практические основы анализа технологий социальной помощи безработным в РФ (на примере центра занятости населения г. Саранска Республики Мордовия / А. П. Якунин, О. А. Барычева // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 16. – С. 38-45.

Просмотров работы: 47