Индексный метод анализа динамики применяемый в статистике рынка - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Индексный метод анализа динамики применяемый в статистике рынка

Грязнов И.С. 1
1Ивановский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индексный метод — метод статистического исследования, позволяющий измерять сложные социально-экономические явления с помощью индексов путем приведения анализируемых величин к общепринятой единице. В роли единицы может выступать денежная оценка, стоимость труда и т. д. Этот метод применяется для изучения динамики явления и позволяет выявить и измерить влияние факторов на изменение изучаемого явления. Используется для попарных, многосторонних и региональных сравнений.

Индексный метод важен для статистических исследований экономической деятельности. Показатели, полученные на основе этого метода, используются для характеристики эволюции анализируемых показателей во времени и по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений. Индексный метод широко используется в торговой статистике. Здесь объемные и качественные показатели рассчитываются в зависимости от характера изучаемого явления.

Индексы объема используются для описания эволюции объема поступления и реализации товаров, запасов и т. д. Индексы качественных показателей характеризуют динамику цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.

Статистика имеет дело в основном со сложными экономическими явлениями, состоящими из элементов, которые не могут быть измерены непосредственно.

Несмотря на все многообразие, экономические показатели делятся на индивидуальные и общие.

Индивидуальным называется индекс, характеризующий изменение объема производства, объема продажи, уровня производительности труда и т.д. в отношении какого-нибудь одного продукта.

Индивидуальные индексы:

Индекс цен  ;

Индекс себестоимости  ;

Индекс стоимости .

Общий показатель — это показатель, характеризующий общее (среднее) изменение производства, объема продаж, уровня цен и т. д. по ряду товарных позиций. Например, индексы, отражающие изменение общего объема производства различных видов продукции или изменение уровня цен на различные виды товаров в целом. При расчете общих индексов возникают проблемы с адекватностью показателей по отдельным товарам. Сопоставимость отдельных показателей достигается взвешиванием, суть которого заключается в том, что при расчете исключается влияние изменений одной из сторон изучаемого явления, принимая их за постоянную величину. Сторона изучаемого явления, которая абстрагируется от влияния изменений, считая их постоянными, называется весом индекса.

Показатели физического объема включают в себя показатели физического объема, показатели рабочей силы, показатели общей материалоемкости. Они измеряют общий совокупный объем этого явления.

Методы построения индексов объемных индикаторов рассмотрим на примере объемного индекса. Цель расчета - охарактеризовать изменение объема всей продукции, произведенной предприятием или группой предприятий.

Отдельные показатели физического объема продукции характеризуют изменение производства по каждому виду продукции; его формула может быть записана следующим образом:

,

где          и   – выпуск продукции данного вида соответственно в отчетном и базисном периоде.

По своему существу эти индексы не отличаются от относительных величин и представляют собой отношение количества продукции отчетного периода к количеству продукции базисного периода.

Для получения обобщенной характеристики динамики по всей совокупности выпускаемой продукции исчисляется агрегатный (общий) индекс физического объема продукции.

Чтобы индекс отражал только изменение индексируемого объемного показателя, веса в его числителе и знаменателе фиксируются на уровне одного и того же периода. В данном случае, для того, чтобы показать изменение объема продукции, необходимо устранить изменение цен. Это достигается тем, что продукция отчетного и базисного периода исчисляется в одинаковых (фиксированных) ценах.

Общий индекс физического объема продукции:

,

где       – индексируемая величина;

 – вес;

 – цены сопоставимые (базисные).

К индексам качественных показателей относятся индексы цен, индексы себестоимости продукции, индексы средней заработной платы, индексы производительности труда, индексы удельных расходов материалов. Эти индексы характеризуют показатели, которые носят расчетный характер. Они измеряют интенсивность, эффективность явления и являются либо средними, либо относительными величинами.

Рассмотрим расчет индивидуального и общего индекса качественных показателей на примере индекса цен.

Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены по каждому виду продукции:

,

где          и   – соответственно цена отчетного и базисного периода.

Перед общим (агрегатным) индексом качественного показателя ставится задача измерить не только относительное изменение уровня, но и абсолютную величину того экономического эффекта, который получен в текущем периоде в результате этого изменения. В данном случае сумму экономии покупателей за счет снижения цен, или сумму их дополнительных расходов, если цены повысились.

Таким образом, индексный метод важен для статистических исследований экономической деятельности. Статистические показатели представляют собой относительные величины, характеризующие связь явлений во времени, пространстве и в сравнении с планом. Они позволяют рассчитывать и измерять сложные социально-экономические явления, особенно состоящие из элементов, прямо несопоставимых.

Отметим, что индексный метод является одним из методов детерминированного факторного анализа. Метод индекса предполагает, что связь между атрибутами строго детерминирована (функциональна).

Индексный метод широко используется в торговой статистике. Здесь объемные и качественные показатели рассчитываются в зависимости от характера изучаемого явления. Индексы объема служат для описания эволюции объема поступления и реализации товаров, запасов и т. д. Индексы качественных показателей характеризуют динамику цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и т. д.

Список используемых источников:

Иванова, Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Инфра, 2022. – 355 с.

Медведева, О.А., Федорова, К.В. Применение статистических методов в исследовании потребительского рынка / Социально-экономические явления и процессы. 2021. Т. 12. № 3. С. 117-130.

Родительская, Е.В., Ширкунова, Н.В. Общая теория статистики в схемах и таблицах: учеб. пособие по дисциплине «Статистика»/ Е.В. Родительская, Н.В. Ширкунова; РТА. — М.: Изд-во РТА, 2019 – 74 с.

1 Выполнено под руководством Степановой С.М.

Просмотров работы: 137