Цель: На основе анализа литературных данных, проанализировать показатели ситуативной и личностной тревожности и у юношей спортсменов.
Задачи: 1.Оценить уровень ситуативной и личностной тревожности спортсменов разного уровня подготовки.
2. Провести психологическую диагностику и рефлективное анкетирование, по оценке психического самочувствия.
3. Анализ анкетирования.
Бокс-это вид единоборств, в котором два человека, обычно одетые в защитные перчатки и другие защитные средства, наносят удары друг другу в течение определенного промежутка времени на боксерском ринге. Является очень зрелищным и популярным видом спорта. И часто начинающим спортсменам трудно справить с давлением и внешним вниманием.
Тревожные расстройства являются одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки занимающиеся спортом . Тревога может проявляться различными способами, потому что она основана на физиологическом отклике на реальную или предполагаемую угрозу в окружающей среде «сражаться или бежать».
Тревожность – это психологическая особенность, склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность связана с ожиданием социальных последствий его неудачи или успеха.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение спортсмена и субъекта в целом
Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Современная наука показывает большую заинтересованность к проблеме тревожности. Этот интерес показан во многих научных исследования, где данная проблема занимает значительное положение и анализируется в психологическом аспекте.
Чаще всего отмечается , что тревожность не является устойчивой чертой характера, но с самого детства высокий уровень тревожности закрепляется и становится чертой личности.
Откуда же берется тревожность?
Причины, вызывающие тревожность многообразны. Их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины, связанные с нервным представлением об исходе предстоящего события. К объективным же относят экстремальные условия, связанные с неопределенностью исхода ситуации: утомление, нарушение психики, беспокойство за свое здоровье.
Состояние постоянной тревожности приводит к трудностям в работе нервной системы и может послужить причиной нервозов, головной боли, депрессии, приступов паники.
Для оценки уровня тревожности, мы использовали методику опросника Спилберга-Ханина позволяющую дифференцированно измерить тревожность.
Номера |
Ответы |
|||
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда |
|
Cитуативная тревожность |
||||
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
4 |
3 |
2 |
1 |
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
4 |
3 |
2 |
1 |
личная тревожность |
||||
21 |
4 |
3 |
2 |
1 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
4 |
3 |
2 |
1 |
27 |
4 |
3 |
2 |
1 |
28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
4 |
3 |
2 |
1 |
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Данная методика позволяет провести исследование у спортсменов (10-12лет) на показатель личной тревожности и возбудимости.
Шкала ситуативной тревожности (СТ.),
Для оценки результатов проведены:
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
Вычисление средне группового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная 45 и более высокая.
Анализ анкетирования:
В анкетировании приняли участие 5 испытуемых спортсменов возрастом от 10-12 лет.
1.Спортсмен – 44 балла (умерен)
2.Спортсмен - 65 балла (выс)
3.Спортсмен - 37 балла (низ)
4.Спортсмен - 58балла (выс)
5.Спортсмен - 73 балла (выс)
Высокий
Трое исследуемых спортсменов под номерами 2,4,5 показали высокий уровень тревожности. Кроме повышенной тревожности, это также о говорит о высоком уровне работы рецепторов-раздражителей, повышенная скорость реакции. В совокупности проявляется в гиперреактивности и неусидчивости что мешает усвоение учебного материала.
Умеренный
Один спортсмен из группы, показал умеренный уровень тревожности, это говорит о стабильной работе цнс, и оптимально уровне реакции не выходящего за рамки нормы.
Низкий
Низкий уровень тревожности, говорит нам о низкой реакции раздражителей на внешние факторы и минимальной тревожности, не является критически положительным фактором, может сопровождаться заторможенностью и даже сонливостью. Важно отметить, что мы рассматриваем именно фактор общей тревожности
Выводы: К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.
2.Результаты теста - Общий уровень показателей тревожности составляет: (умеренно-высокий) что обуславливается специализацией избранного вида спорта
3. По итогам проведенного анализа предложено, для поддержания рецепторов восприятия в рамках нормы и их развития, рекомендуется выполнять дыхательные гимнастики и упражнения.
Список литературы
Зинатулин С. П. «Исцеляющая дыхательная гимнастика». – СП.: Пневмобаланс, 2013. 254с.
Анисимов, М. П. Физическая культура в современной России : учебное пособие / М. П. Анисимов. — Санкт-Петербург : СПбГАУ, 2020. — 84с
Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее дина¬мика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Про¬свещение. 2008.
Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. 126с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. Воронеж, 2000.
. Варавина Е.Н. Психофизическая реабилитация последствий стресса у студентов / Е.Н. Варавина, О.В. Батрак,