ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ЧГИФКиС – КУЗНИЦА ЧЕМПИОНОВ СВОЕЙ СУДЬБЫ» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ЧГИФКиС – КУЗНИЦА ЧЕМПИОНОВ СВОЕЙ СУДЬБЫ»

Васильев А.А. 1
1ФГБОУ ВО ЧГИФКиС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Сегодня многие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов, причем эта проблема касается всех без исключения. Без результативной профориентационной деятельности современное образовательное учреждение не конкурентоспособно, так как именно студенты являются основным конкурентным преимуществом. Поэтому если образовательное учреждение планирует функционировать и развиваться в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо подходить креативно и системно к выбору методов профориентационной деятельности.

Объектомисследованияявляется процесс организации профориентационной работысреди школьников и молодежи.

Предметомисследованияявляетсямобильное приложение «ЧГИФКиС – кузница чемпионов своей судьб».

Цельработы – организация профориентационной работы посредством мобильного приложения «ЧГИФКиС – кузница чемпионов своей судьбы».

Всоответствииспоставленнойцельюнеобходиморешитьследующиезадачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести опрос среди студентов 1 курса училища Олимпийского резерва ФГБОУ ВО “ЧГИФКиС”.

Разработать мобильное приложение на платформе APPSFERA.

Реализоватьмобильноеприложениедляполученияшкольниками и молодежью информацию о ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС».

Основное содержание

Профессиональная ориентация (от фран. orientation - установка) рассматривается исследователями как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в специалистах [4, с.5].

В отечественной науке и практике преобладает воспитательный подход к профориентации, согласно которому профессиональная направленность определяется не только природными склонностями человека, но и выступает как цель специального воспитания и образования.

Профориентация рассматривается в исследовании как научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [4, с.5].

Под профориентационной работой в рамках данного исследования будем понимать целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у выпускника школы готовности к осознанному и обоснованному выбору общественно необходимой профессии, не входящей в противоречие с индивидуальными возможностями, интересами, мотивами и потребностями личности выпускника, способность выпускника школы наметить реализуемые маршруты по получению выбранной профессии [3, с.120].

В последнее время по средствам массовой информации появились много информаций о недоборе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высщего образования. Образовательные учреждения вынуждены были продлить приемную кампанию до конца августа. Такого раньше не было. Мы попытались разобраться в этой проблеме. С целью выявления причины такой ситуации, провели опрос среди студентов 1 курса ФГБОУ ВО “Чурапчинский государственный институт”. Опросом охвачено всего 34 студента 1 курса училища Олимпийского резерва при ФГБОУ ВО “ЧГИФКиС” и студентов 1 курса по направлению “Физкультурное образование”.

Федеральное государственное образовательное учрежедние высшего образования “ЧГИФКиС” был создан 29 декабря 1999 года приказом первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым. Это было первое на всей территории Российской Федерации образовтаельное учреждение высшего образования. И до сих пор остается единственным.

Училище олимпийского резерва (УОР), как структурное подразделение, открыто в 2015 году в рамках реализации Программы развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» на 2015 – 2020 годы (распоряжение Правительства РС (Я) №618-р от 11.06.2015.

Обучение в УОР ведется по специальности 49.02.01 «Физическая культура» со сроком получения среднего профессионального образования по ППССЗ 2 года 10 месяцев на основании приложения серии 90П01 № 0025395 приказ №1165 от 13 июля 2015 года лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29 мая 2012 г. №0088 ) [11].

Училище олимпийского резерва (УОР), как структурное подразделение, открыто в 2015 году в рамках реализации Программы развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» на 2015 – 2020 годы (распоряжение Правительства РС (Я) №618-р от 11.06.2015).
Обучение в УОР ведется по специальности 49.02.01 «Физическая культура» со сроком получения среднего профессионального образования по ППССЗ 2 года 10 месяцев на основании приложения серии 90П01 № 0025395 приказ №1165 от 13 июля 2015 года лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29 мая 2012 г. №0088.
В данное время в училище олимпийского резерва обучается 69 студентов по 9 олимпийским и национальным видам спорта. Среди них 20 спортсменов являются членами молодежной сборной республики, 45 – победителями и призерами международных, российских, дальневосточных соревнований.
В училище функционируют 10 видов спорта: вольная борьба, бокс, легкая атлетика, настольный теннис, мас-рестлинг, волейбол, хапсагай, стрельба из лука, пулевая стрельба, шашки. Тренировочный процесс проводят 10 тренеров.
В училище олимпийского резерва работает 34 преподавателей, 10 из них имеют ученую степень кандидата наук, 1 – доктора наук, 3 мастера спорта.
В разное время в училище обучались и обучаются мастера спорта РФ, мастера спорта РС (Я). Студенты училища олимпийского резерва становятся победителями и призерами на спортивных соревнованиях различного уровня, в том числе 8 студентов стали чемпионами, победителями, призерами Чемпионата Киргизии, РС(Я), Чемпионата и Первенства ДВФО, Кубка России, Федерации, международных, всероссийских и республиканских турниров (таблица 1). Студенты 3-го курса Черкашин Захар Иванович - Мастер спорта РС (Я) по Северной многоборье, Сэбээн Санаайа Айархаан кыыьа - Мастер спорта РС (Я) по якутским прыжкам; 2 курса Борисова Валентина Алексеевна - Мастер спорта РС (Я) по Северной многоборье, Максимов Алексей Афанасьевич - Мастер спорта РС(Я) по национальным прыжкам, Соловьев Михаил Петрович - Мастер спорта РС(Я) по Северной многоборье, Аммосов Максим Дмитриевич - Мастер спорта РФ по стрельбе из лука. Кандидаты мастера спорта: 3 курс: Макарова Светлана Мартиновна - Кандидат мастера спорта РС (Я) по национальным прыжкам, Сантаева Мичилина Евгеньевна - Кандидат мастера спорта по боксу, Филиппов Айаан Александрович - Кандидат мастера спорта по боксу, Терентьев Ньургун Егорович - Кандидат мастера спорта по вольней борьбе, Фомин Олег Дмитриевич - Кандидат мастера спорта по вольной борьбе; 2 курс: Кириллин Василий Игоревич - Кандидат мастера спорта РФ по вольной борьбе; Алексеева Виктория Михайловна - Кандидат мастера спорта РФ по стрельбе из лука.

Все выпускники УОР продолжают свое обучение в стенах ЧГИФКиС, совершенствуя знания, умения и навыки, получая высшее профессиональное образование, реализуя непрерывность профессионального физкультурно-спортивного образования «Детский сад - Школа олимпийского резерва - Училище олимпийского резерва - Высшее учебное заведение», которая позволяет студентам спроектировать для себя разнообразные индивидуальные траектории профессионального становления путем интеграции различных уровней подготовки и образовательных программ. В училище олимпийского резерва ЧГИФКиС молодые люди приобретают основы компетенций спортсмена международного уровня. Во время обучения в институте они получают теоретическую основу для дальнейшего роста – от бакалавра до магистра физической культуры.

Рисунок 1 - Анализ успеваемости УОР за 3 года (2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 уч. года)

Анализ успеваемости по итогам ЗЭС в процентах (%)

Рисунок 2 - Итоги защиты ВКР в количествах (кол-во)

Итак, опрос состоит из 10 вопросов. В опросе приняли участие 34 студента Училища Олимпийского резерва ФГБОУ ВО “ЧГИФКиС”. Всего студентов на 1 м курсе – 40. 6 – на выезде.

1 вопрос

Рисунок 3 - Первый вопрос опроса

С рисунка 3 видно, что из 34 респондентов 55% выбрали 11 класс, а 45% выбрали 9 класс.

Рисунок 4 - Второй вопрос опроса

Рисунок 4 показывает плюсы 9 класса. На этот вопрос нет единого мнения. 12,1% ответили, что не знают. 30,2 % студентов считают, что нет никаких плюсов. Далее дали следующие ответы: “раньше окончить школу”, “поступить после 9 класса”, “чтобы сэкономить время”, “получить среднее образование” ит.д.

3 вопрос

Рисунок 5 - Третий вопрос опроса

Рисунок 5 показывает тоже разные мнения респондентов. 33, 1 % респондентов ответили, “чтобы поступить сразу в ВУЗ”, 15, 1 % студентов не знают. 15 % считают, что плюсов намного больше, чем после 9 го класса. Есть интересные ответы, в том числе: “с родными вместе до 11 класса”, “11 й класс в жизни человека дается 1 раз” ит.д.

4 вопрос

Рисунок 6 - Четвертый вопрос опроса

На 4 й вопрос 6,1% ответили, что они уже знали, что поступят в наш институт после 9 класса. 6, 1 % сделали свой выбор в 10 м классе. 72,7% студентов ответили, что определились с выбором учебного заведения уже в 11 м классе. И 15,2% поступили после окончания образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Из 34 опрошенных поняли, что поступят в ФГБОУ ВО “ЧГИФКиС”

9 класс – 6,1%

После среднего образования – 15,2%

10 класс – 6,1%

11 класс – 72,7%

5 вопрос

Рисунок 7 - Пятый вопрос опроса

Ответы на 5 й вопрос.

Плохо – 45,5%

Недостаточно – 24,2%

Хорошо – 30,3%

45,5% студентов считают, что в их школе профориентационная работа велась плохо, 24,2% думают, что профориентационная работа велась недостаточно. Только 30,3 % утверждают, что работа велась хорошо.

6 вопрос

Рисунок 8 - Шестой вопрос опроса

50% сдали биологию, 50% не сдали

7 вопрос

Рисунок 9 - Седьмой вопрос опроса

36,4% первокурсников утверждают, что самым трудным предметом при сдаче ЕГЭ была Биология.

8 вопрос

Рисунок 10 - Восьмой вопрос опроса

В основном 60,6% студентов нужного балла по биологии не получили, 27,3% профильную математику не сдали, а 12,1% поступили в СПО после 9 класса

9 вопрос

Рисунок 11 - Девятый вопрос опроса

75,8% студентов 1 курса УОР хотят добиться спортивных результатов. Это еще раз подтверждает о том, что в училище Олимпийского резерва поступают в основном мотивированные абитуриенты.

Рисунок 12 - Десятый вопрос опроса

С рисунка 12 понятно, что 46,5% узнали от друзей, 33,3% - со школы, 18,2% - благодаря рекламной кампании

Итак, мы дали результаты опроса среди студентов 1 курса училища Олимпийского резерва. А теперь попытаемся разобраться в самом понятии профориентационной работы. Нами изучены труды ученых, специалистов.

Профессиональная ориентация представляет собой процесс профессионального самоопределения молодого человека, выбора им оптимального вида занятости с учетом собственных потребностей и возможностей. Родители, друзья, школьные наставники, преподаватели и администрации образовательных учреждений, будущие работодатели, представители органов по работе с молодежью – вот неполный перечень тех, кто помогает молодому человеку выбрать область будущей трудовой деятельности. Профессиональная ориентация представляет собой комплекс специальных мер содействия ему в профессиональном самоопределении.

Описание мобильного приложения должно включать информацию о ключевых функциях приложения и основных задачах, решаемых с помощью этогопрограммногопродукта, содержать информацию толькоореализованнойфункциональности и не должно содержать логических противоречий.

Описание программного продукта

Дизайн мобильного приложения сделали с помощью платформы APPSFERA. Содержание данного прототипа состоит из следующих функций:

1. кнопка регистрации,

2. раздел Про ЧГИФКиС,

2.1. подраздел «О вузе»,

2.2. подраздел «Абитуриенту»,

2.3. подраздел «Выпускники»,

2.4. подраздел «Обращения»,

3. олимпийские игры.

4. новости

При запуске приложения на экране отображается страница авторизации. Если пользователь еще не зарегистрирован, то ему будет предложена данная возможность.

Можно сделать вывод, что использование мобильного приложения, посвященного волонтёрскому движению, не только упростит восприятие информации на мобильном устройстве, но и позволит пользователю оперативно взаимодействоватьсмножествоморганизаторовмероприятий.

Заключение

Мобильное приложение—это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу. Обычно приложение разрабатываетсяна языке высокого уровня и компилируется в нативный код операционной системы, дающий максимальную производительность. На сегодняшний день все больше людей предпочитают мобильный и быстрый доступ к информации. С каждым годом процент пользователей мобильных приложений растет, а, следовательно, компьютерные версии становятся все менее популярны.

Можно сделать вывод, что использование мобильного приложения, посвященного студентам и преподавателям, не только упростит восприятие информации на мобильном устройстве, но и позволит пользователю оперативно взаимодействоватьсмножествоморганизаторовмероприятий.

В ходе выполнения проекта были решены задачи, проанализированы аналогичные мобильные приложения, было реализовано мобильное приложение.

Таким образом, выполнены поставленные нами задачи:

Изучена литература по теме исследования.

Проведен опрос среди студентов 1 курса училища Олимпийского резерва ФГБОУ ВО “ЧГИФКиС”.

Разработано мобильное приложение на платформе APPSFERA.

Реализованомобильноеприложениедляполученияшкольниками и молодежью информацию о ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС».

Таким образом, цель работы—разработать мобильное приложение для преподавателей и студентам, достигнута. Про разделы приложения

Список использованной литературы

Клюсова В. В., Яркова Г. А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 8-12.

Кондрашова А.В. Формы взаимодействия школы и вуза в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 9-1 (63). С. 146-149. 7. Чарушина Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6 (81). С. 190-195

Копасовкая Н.Г. Характеристика коммерческих бизнес-проектов и методика составления бизнес-плана // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачесвкого – 2007. – №5. – С. 124-129.

Мутырова, А.С. Особенности профориентационной работы регионального ВУЗа в условиях ЕГЭ / А.С. Мутырова // Социальные процессы в современной России: традиции и инновации. Материалы 3 Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». 4-5 декабря 2007, т.3, - М.: МГУ, 2007. - 5 с.

Молоткова Н.В., Мищенко Е.С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3(65). С. 52–56.

Моцовкина Е.В. М 86 Способы привлечения абитуриентов с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родителей (законных представителей) метод. рекомендации / Елена Владимировна Моцовкина, Анастасия Владимировна Бородина. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. – 44 с.

Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. 24 с. 4.

Темнова Л.В., Лизунова О.А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 89-97.

Прохоров А.В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.

APPSFERA:https://appsfera.com/?ysclid=lavw4v1vz0580589728

Сайт ЧГИФКиС: [https://chgifkis.ru/].

Приложения

Рисунок 1 - Первая страница приложения

Рисунок 2 - Дизайн на APPSFERA

Рисунок 3 - Разделы приложения

Рисунок 4 - Подразделы приложения

Просмотров работы: 99