Личные достижения и успешные выступления на соревнованиях зависят не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовки спортсмена, но и от его психологической готовности. Перечисленные виды подготовки являются основными, все они влияют на достижение высоких спортивных результатов в любом виде спорта и взаимосвязаны между собой. Развитие физических качеств сопровождается развитием и проявлением психических функций, которые, в свою очередь, формируются и совершенствуются в процессе развития и проявления физических качеств. Стоит оговориться, что психологическая подготовка несколько предшествует физической, тем самым создает фундамент, необходимый для реализации в полной мере своих физических, технических и тактических навыков.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности, психических состояний, а также качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
«Значение психологической подготовки возросло, как только спортсмены вышли на большую спортивную арену — стали участвовать в чемпионатах мира, Европы, в Олимпийских играх. Соревнования приобрели не только спортивную, но и общественную значимость. Именно в это время выросли тренировочные нагрузки, усилилась конкуренция равных по силам участников. Всё это влияет на психическое состояние спортсменов и нередко приводит к ухудшению результатов на главных соревнованиях, а в отдельных случаях и к срывам» [1]. Таким образом, чтобы предотвратить неблагоприятные ситуации во время тренировок и непосредственно соревнований, спортсмен должен быть психологически устойчив, максимально сконцентрирован на достижении цели, а также морально подготовлен к препятствиям и к их преодолению. Современная спортивная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов, в различных видах спорта характеризуется неуклонным и значительным ростом спортивных показателей, существенной затратой участниками спортивных соревнований не только физической, но и психической энергии. По мнению ряда исследователей, рассматривающих данную проблематику, даже очень хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические качества и психологические черты личности [2, C. 145]. Для достижения такой психологической готовности однозначно требуется упорная работа как специалиста, так и работа самого спортсмена над собой. Высокий уровень психологической подготовленности отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели.
По мнению специалистов, психологическая подготовка спортсменов рассматривается как сложный условно-рефлекторный процесс, в котором принято выделять два основных вида – общая психологическая подготовка и специальная.
Общая психологическая подготовка проходит через все этапы тренировки и подразумевает воспитание личности спортсменов, совершенствование волевых качеств, развитие познавательных, сенсомоторных и эмоционально-мотивационных процессов, а также формирование регуляторных способностей, главным образом навыков волевой саморегуляции, развитие образных представлений, навыков самовнушения и самоприказа, концентрации и переключения внимания. Общая психологическая подготовка является базой для специальной подготовки.
Специальная психологическая подготовка спортсмена осуществляется в период, предшествующий ближайшему соревнованию, и предусматривает прежде всего создание наивысшей психической готовности, готовности спортсмена к старту. Таким образом, этот вид психологической подготовки может быть выделен из тренировочного процесса, пронормирован и проконтролирован.
Именно психологическая неподготовленность к преодолению трудностей является одной из причин медленного роста спортивного мастерства или вообще ухода из избранного вида спорта.
В данной статье хотелось бы рассмотреть психологическую подготовку и ее значимость конкретно у волейболистов. Для современного волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов в значительной степени влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли.
Спортивная подготовка по волейболу занимает длительное время и делится на этапы обучения игре и развития спортсмена:
Начальный этап;
Спортивная специализация;
Совершенствование спортивного мастерства;
Высшее спортивное мастерство;
Психологическая подготовка является одной из важнейших деталей на протяжении всех этапов спортивной подготовки. С каждым этапом данный вид подготовки становится более значительным. На начальном этапе фигурирует в основном общая психологическая подготовка, на последующих этапах вплетается и специальная. С каждым этапом увеличивается объем данного вида подготовки. На последних двух этапах психологическая подготовка – неотъемлемая составляющая для волейболиста. Но и для тренировочного процесса также необходимо развитие психологической готовности, так как во время тренировки у спортсмена возникают трудности, которые могут выбить его из рабочего процесса. Например, волейболисту не удается выполнить какой-либо технический элемент, из-за этих неудач игрок теряет свою эффективность. Подобные провалы могут довести спортсмена до срыва, потери мотивации заниматься в дальнейшем этим видом спорта, а в худшем случае развития тревожно-депрессивных состояний. Поэтому, для того чтобы избежать подобных исходов необходимо быть психологически готовым к неблагоприятным условиям и стрессовым ситуациям. Таким образом, в системе подготовки волейболиста необходимо использовать различные методики, например, такие, как: физические упражнения, специальные техники на формирование благоприятного эмоционального фона как индивидуального, так и командного.
В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Непосредственно перед официальным матчем практически каждый игрок испытывает предстартовую лихорадку – волнение, скованность, рассеянность. Здесь ключевую роль играет самообладание, необходимо взять себя в руки, сконцентрировать внимание, сосредоточиться на победе. Особое внимание следует уделить разминке перед матчем: подготовка без мяча и игровая разминка с мячом. Разминка не только физически разогревает организм, но и помогает справиться с предстартовым волнением. Активность во время разминки показывает сопернику, что вы уверены, решительны, спокойны, даже если это не совсем так. Поэтому, кроме пользы для собственной игры, вы сразу оказываете сильное психологическое давление на соперника. Как правило, с началом игры волейболист успокаивается и излишнее эмоциональное напряжение утихает.
Спортивные соревнования — это завершающий этап учебно-тренировочных занятий, на них подводятся итоги тренировки. Соревнования для спортсмена, как экзамен для студента. В основе спортивных соревнований лежит здоровая борьба за победу. Участие в соревнованиях воспитывает у спортсменов умение распределять свои силы и черпать их из глубоких резервов организма. В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания и мобилизационной готовности к выступлению. Волейболисты совершенствуют свою психологическую подготовку в ходе соревновательной деятельности, это могут быть товарищеские игры или же какие-либо неофициальные турниры, которые в последующем подводят к значимым матчам. Во время соревновательной деятельности присутствуют зрители, которые в свою очередь оказывают своеобразное психологическое давление на игроков. Таким образом, при проведении подобных мероприятий спортсмены адаптируются к неблагоприятным условиям соревновательного процесса. В ходе игры волейболисты получают незаменимый опыт, становятся психологически более устойчивы, что в дальнейшем помогает справляться с психологическим давлением на площадке официального матча.
На каждом этапе, начиная с тренировочного процесса и заканчивая официальной игрой существенную значимость имеет поддержка тренера и партнеров по команде. Это помогает игроку справиться с психологическим давлением, в какой-то мере внушает волейболисту уверенность в себе и позволяет достичь лучших результатов.
Исходя из всего вышесказанного и моего личного игрового опыта, складывается логически очевидный вывод - для достижения значимых результатов у спортсменов, в частности у волейболистов, должна быть сформирована психологическая готовность, так как психологическая подготовка равноценно совершенствует все качества, имеющиеся у спортсмена. Во многом данный вид подготовки зависит от тренера, мастерство которого должно быть на высшем уровне, ведь фактически именно он с учетом всех тонкостей конкретного волейболиста должен подбирать совокупность методов и средств тренировки. Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе, поскольку психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления.
Литература
Салькова Н.А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №2.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-organizatsii-psihologicheskoy-podgotovki-sportsmenov-k-sorevnovaniyam (дата обращения: 11.12.2022).
Воронов Н.А., Авдеева С.Н., Бирюков А.С. Спортивная занятость как залог психического совершенствования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 144-145.
Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Методическое пособие, 2010. 116 с.
Юркина З.В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. №2.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-vo-vremya-provedeniya-sorevnovaniy-po-voleybolu (дата обращения: 13.12.2022).
Юрина, Ю.В. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям // Молодой ученый. 2021. № 42.; URL: https://moluch.ru/archive/384/84668/ (дата обращения: 12.12.2022).