Введение. Турнир — это соревнование, проводимое между различными командами в определенной игре или виде спорта в соответствии с установленным расписанием, в ходе которого определяется победитель. Турниры задуманы как соревнования, в которых участники соревнуются за приз, который присуждается на основе относительного ранга и предназначен для стимулирования оптимального уровня усилий [1]. Рассмотрим различные виды форматов проведения спортивных соревнований в игровых видах спорта.
Любой турнир делят на три главные составляющие. Это матчи, в которых происходит соревнование между командами, групповой этап и плей-офф. И провести их можно с помощью различных вариантов. О чем и пойдет речь дальше.
Типы матчей (серий) бывают такие: best-of-1(bo1) — игра до 1 победы; best-of 2(bo2) — игра из двух противостояний, возможна ничья 1-1; best-of-3(bo3) — встреча до двух победных матчей; best-of-5(bo5) — до трех побед; best-of-7(bo7) — до 5 побед[2].
Групповые этапы являются неотъемлемой частью серьезного турнира. Задача группового этапа – это сделать отсев слабых, которые либо покинут турнир, либо попадут в более сложные условия финального этапа. Наиболее конкурентноспособные и достойные команды выходят в плей-офф в лучшей для себя позиции. Разделение по группам зависит от количества команд, принимающих участие в турнире. Чаще всего количество участников в группе кратно 2 или 4, в зависимости от формата проведения.
GSL-система используется, когда участников можно поделить на группы по четыре участника. В этих же группах происходит деление на пары. Победители этих пар соревнуются между собой. И та команда, которая выиграла 2 встречи из двух, занимает первое место в своей группе. То же самое происходит с проигравшими в первом матче. Они соревнуются между собой, следовательно проигравший участник занимает последнее место. Остальные команды соревнуются между собой за второе или третье место в группе. Преимуществом формата является то, что отсутствуют неважные встречи, а результат каждой игры может повлиять на место в группе и последующий выход в плей-офф.
Круговая система или Round-robin. Система, в которой все команды принимающие участие соревнуются друг против друга по очереди. Каждая команда должна сыграть с каждой, получая очки. По итогу набравшие большее количество очков попадают в плей-офф, а худшие покидают турнир.
Достоинства. 1) Он определяет истинного победителя. 2) Команды играют больше матчей. 3) Это помогает в ранжировании участвующих команд. 4) Командам не нужно ждать завершения других матчей или раундов.
Недостатки. 1) Это требует много времени и средств. 2) Команды, которые часто проигрывают, теряют интерес к игре. 3) Главным недостатком такого формата остается большое количество ненужных матчей, которые ничего не решают. Например, когда одна команда уже гарантированно прошла в следующий этап, а вторая потеряла все шансы на это, они все равно должны доиграть свой матч.
Швейцарская система. В соревновании с данным форматом отсутствует выбывание. А встречаются между собой участники только с одинаковым количеством очков. Данное распределение происходит со второго тура. Формат позволяет исключить матчи с не равными по силе соперниками, что уменьшает общее количество игр. Использование формата выгодно при большом количестве участников в отличии от круговой системы из-за меньших сроков.
Для начала команды (игроки) разделяются на пары. деление может проходить жеребьевкой или методом посева на основании рейтинга/статуса участника. Итак, в первоначальном раунде определилось какое-то количество пар. впоследствии они играют и устанавливают победителей. победившие участники теперь разделяются между собой, точно так же как и проигравшие. дальше у кого-то будет счет 2-0, у кого-то 1-1, у кого-то 0-2. Участники с подобным счетом вторично распределяются на пары. В последствии произойдет более четкое распределение мест.
Понимание результатов швейцарского турнира и других турнирных структур может привести к принятию важных решений. Турниры часто используются в условиях высоких ставок, включая швейцарские турниры, и понимание теоретической эффективности турниров может улучшить паритет для всех участников. Кроме того, эти результаты могут быть использованы для определения направления дальнейших исследований в попарных сравнениях.
Достоинства. 1) Простым примером того, где это полезно, является предварительный турнир, используемый для посева перед турниром на выбывание. В некоторых случаях важно знать точный рейтинг в этой высшей подгруппе, например, когда в турнире будут выплачиваться денежные вознаграждения в зависимости от финишного места; в других случаях знание точного рейтинга не так важно. 2) Еще одним преимуществом является то, что швейцарский турнир может проводиться с произвольным количеством раундов, что делает структуру гибкой для турнирных ограничений по времени и пространству.
Недостатки. 1) Швейцарская система не гарантирует математически явного победителя. Для швейцарской системы не существует стандартного количества раундов, и количество раундов сильно зависит от решения директора турнира. Это может быть проблемой, потому что организаторы турнира могут не спланировать разумно, и к концу турнира может быть ничья за первое место (с высшим результатом). 2) Иногда игроки, которые отстают в начале турнира, могут иметь значительно более легкие пары до конца турнира. Если вам довелось проиграть первые пару раундов большого турнира, у вас, может быть, шанс набрать пару простых очков и догнать тех, кто весь турнир играл в лидерах, и, возможно, даже превзойти их в окончательные результаты.
Плей-офф представляет из себя сетку, где проходят игры «на выживание». Чаще всего используется классическая олимпийская система, когда после поражения участник выбывает. В конце борются две сильнейшие команды.
Выделяют несколько способов проведения плей-офф, напиример с одиночным выбыванием (та самая олимпийская система), с выбыванием после двух поражений. Когда используется формат с выбыванием после двух поражений, появляется вторая сетка – нижняя или иначе сетка лузеров. Команда покидает турнир только после того, как допустит осечку в ней. В финал проходят победители каждой из сеток.
Крайне редко (в основном в киберспорте, где турниры и соревнования носят чисто любительский характер [3]) можно встретить разные вариации triple-elimination. Такая сетка имеет 3 уровня и для окончательного вылета нужно проиграть сразу 3 серии в плей-офф. Подобный формат используется в основном в дисциплинах, где есть много участников турнира, а сама игра имеет высокий уровень рандома[2].
Одиночное выбывание или single elimination. Проигравшие выбывают, а победители переходят в следующий раунд, пока не останется только один участник — чемпион турнира [4]. Общее количество матчей в турнире = N – 1, где N – количество соревнующихся команд. Например, если N = 13. Общее количество совпадений = 13–1 =12
Достоинства. 1) Турнир заканчивается в короткие сроки. 2) Будет достигнута экономия расходов. 3) Соревнование будет острым и напряженным из-за страха исключения команды из турнира в случае поражения.
Недостатки. 1) Команда может быть исключена случайно, и у нее не будет другого шанса сыграть. 2) Если жеребьевка проводится исключительно по жребию, существует вероятность матчей между сильными командами в более ранних раундах, которые выбывают, таким образом, более слабые команды выходят в полуфинал или финал. 3) Победителю матча/раунда, возможно, придется ждать, пока победитель другого матча сыграет в следующем раунде.
Турнирная система с выбыванием после двух поражений или double elimination. Главным отличием данного формата от одиночного выбывание является вылет после двух поражений.
Для удобства набирают количество участников кратное двойке и ее степеням. Но если же подобрать нужное количество не получается, добавляют так называемых «пустых» участников, встреча с которыми гарантирует автоматическую победу для участника.
Особенность данного формата – это наличие второй сетки. Выделяют сетку победителей (верхняя сетка) и сетку проигравших (нижняя сетка или сетка лузеров). Изначально команды стартуют из верхней сетки. Происходит деление на пары всевозможным жребием, или же определяется рейтинг, по которому разбивают на пары.
После жребия проходят игры, после чего команды победившие проходят во второй тур сетки победителей, а те, кто проиграл, попадают в сетку проигравших.
Начиная со второго тура, игра проводится одновременно в обеих сетках: Выигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в ней же. Проигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в нижней сетке. Выигравший в нижней сетке переходит в следующий тур в ней же. Проигравший в нижней сетке выбывает из турнира.
Победители каждой из сеток принимают участие в матче под названием «суперфинал», где выявляют победителя всего турнира. Крайние игры сетки лузеров и сетки победителей имеют называние «финал».
Преимущества турнира с двойным выбыванием, которые решают некоторые проблемы олимпийской системы:
Во-первых, у одного из лучших участников может быть плохая первая игра или матч, или ему может попасться неудачный жребий в турнире с одним выбыванием; если это происходит в турнире с одним выбыванием, то эта команда исключается слишком рано. Наличие сетки лузеров дает таким участникам возможность сыграть в финале.
Вторая проблема с одиночным выбыванием заключается в том, что половина участников играет только одну игру. Формат двойного исключения гарантирует, что все участники сыграют как минимум две игры.
Однако этот тип турнира часто переоценивают из-за его сильных сторон. У него тоже есть слабые места, и есть альтернативы. Основные трудности с двойным выбыванием заключаются в том, что участники, занявшие второе и третье места, играют много игр, особенно в последних раундах турнира, и для завершения требуется много раундов. Кроме того, этот тип турнира часто неэффективно использует доступные площади. Например, если турнир состоит из девяти участников и доступно четыре локации, турнир с двойным выбыванием занимает семь раундов. Это столько же раундов, сколько и в круговом двойном сплите (обсуждается позже), но без преимуществ, которые предлагает круговой турнир.
Заключение. При принятии решения о типе проводимого турнира необходимо учитывать сезон, время использования, игровые поля и оборудование, вид деятельности, официальных лиц и финансы/бюджет. А самое гласное количество принимаемых участие спортсменов или команд.
Список литературы
Connelly Brian L., Tihanyi L., Crook T. R., Gangloff K. A. Tournament Theory: Thirty Years of Contests and Competitions // journal of Management Vol. 40 No. 1, January 2014 16 – 47
EGamersWorld - Международный киберспортивный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://rus.egamersworld.com/blog/guide-to-formats-of-esports-tournaments-Nki3rwv38
Ковадин Максим Александрович, Фофанова Катерина Владиславовна Развитие киберспорта в России: региональные различия // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. №1 (4).
John Byl, Ph.D. Organizing Successful Tournaments 4th Edition // Human Kinetics, 2013. 184 p.
Козлова, Е. Современная система соревнований и ее влияние на соревновательную деятельность спортсменов высокой квалификации / Е. Козлова // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві. – 2015. – № 3(31). – С. 245–253.
Самсонов Иван Иванович, Дрофа Павел Александрович, Баянкин Олег Васильевич О классификации спортивных соревнований в федеральных стандартах спортивной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №1 (167).
CHESSCIENCE [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://chesscience.com/swiss-system-tournament-the-ins-and-outs/