Особенности психологического взаимодействия игроков в команде в киберспорте - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности психологического взаимодействия игроков в команде в киберспорте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одним из популярных видов в спорте сегодня признается компьютерный спорт или киберспорт. Согласно открытой статистике, которая предлагается разработчиками и создателями киберспортивных площадок, ежедневно по всему миру в онлайн-играх принимают участие миллионы игроков [1], что, в свою очередь, указывает на актуальность исследовательского интереса именно к киберспорту.

На территории Российской Федерации киберспорт был впервые официально включен в реестр спортивных дисциплин еще в 2001 г. на основании Приказа Министерства спорта РФ. Затем, претерпев исключение из реестра в связи с несоответствием требованиям, выдвигаемым спортивным дисциплинам, киберспорт вновь был официально признан в РФ уже в 2016 г. [2]. Однако, проблема, связанная с соответствием онлайн-игр спортивным характеристикам, сохраняется до сих пор.

Целью классического спорта в общепринятом понимании считается укрепление физического и психического здоровья. Так, в классических видах спорта оцениваются такие физические качества, как выносливость, сила, гибкость, быстрота и т.д. К психическим новообразованиям, развиваемым в процессе осуществления спортивной деятельности, относят целеустремленность, волю к победе, адаптивность к внешним условиям и мн. др. Исследования в области киберспорта показывают, что профессиональные игроки в особенности отличаются скоростью реакции, стратегическим мышлением, отличной возможностью оценивать дальнейшие шаги соперников [3]. Таким образом, очевидно, что киберспорт, как и любая другая спортивная дисциплина, требует развития у спортсменов целого ряда качественных новообразований.

В рамках данного исследования мы ставим перед собой вопрос не о личностных характеристиках онлайн-игроков, а, наоборот, о психологических особенностях командного взаимодействия. Связано это с тем, что онлайн-игры, которые включены в реестр киберспортивных, являются командными играми независимо от жанра, в котором они выпускаются. Так, самыми популярными сегодня считаются такие игры, как Counter-Strike (командный шутер от первого лица), MOBA-игры (боевая онлайн арена, на которой происходят командные сражения) [3].

Основная часть. К психологическим характеристикам в психологии относят «особенности проявления психических и психофизиологических свойств человека» [4]. В связи с тем, что киберспорт и компьютерные игры связывают больше с интеллектуальной деятельностью, а не с физической, то спортсмены в данной индустрии должны обладать определенными когнитивными характеристиками: скоростью реакции, избирательностью в сборе и восприятии информации, умением принимать верные решения в соответствии с игровой ситуацией. Также киберспортсмены отличаются разносторонними познаниями в области компьютерных игр, умением стратегически мыслить, способностью адаптироваться к быстро сменяющимся игровым обстоятельствам, развитым вниманием.

Одновременно с когнитивными способностями, практические исследования указывают на необходимость развития у киберспортсменов целого ряда личностных характеристик. К таковым можно отнести способность к саморегуляции, умение переключаться с виртуальной реальности в повседневную жизнь, конструктивное общение внутри команды, стремление к развитию (как к индивидуальному, так и командному) и т.д.

Важным отличием компьютерного спорта от классических видов является «идентификация геймеров со своим игровым персонажем, образование синтеза физического и «игрового тела» [5]. Некоторые исследования в этой области показывают, что киберспортсменам свойственно терять различие между игроком и виртуальным персонажем. В связи с этим, игрокам очень важно быть психологически подготовленным к участию в киберспорте.

Исследования в области свойств нервной системы киберспортсменов проводились Стрельниковой И.В., Симоновой Н.А., Петрушкиной Н.П. и др. По результатам некоторых из них, геймерам свойственно проявлять высокую эмоциональную устойчивость [6], а по мнению других, наоборот, игровой процесс повышает возбудимость и подвижность [7]. Однозначным является лишь тот факт, что компьютерные игры оказывают значительное влияние на нервную систему человека, что требует от игроков особого внимания к развитию когнитивных характеристик и эмоциональных свойств.

Следующим определяющим фактором для участия в киберспорте считается направленность личность спортсмена, куда относят, в первую очередь, мотивацию и мотивы. Исследования на эту тему показывают, что среди мотивов, подталкивающих человека к игровой компьютерной деятельности, содержится следующее: мотивы достижения, социальные мотивы, стремление к интеллектуальному удовольствию, творческое самовыражение, развлечение и т.д. Однако, относительно профессионального мастерства в киберспорте, главным мотивом для спортсмена выступает именно стремление к победе, то есть мотивация достижения.

Далее рассмотрим индивидуально-типологические особенности личности киберспортсменов. В работе Стрельниковой Е.В. отмечается, что геймерам свойственен высокий уровень зрительно-моторного реагирования и реагирования на движущиеся объекты [8]. Аветисова А.А. указала на способность киберспортсменов к быстрому принятию решений [9]. А Богачева Н.В. продемонстрировала в исследованиях взаимосвязь игровой активности геймеров с их когнитивными стилями [10]. Несмотря на то, что киберспорт считается молодым видом спорта, на сегодняшний день имеется уже достаточно много проведенных исследований, значимая часть которых направлена на изучение психологических характеристик киберспортсменов.

Относительно психологических особенностей командного взаимодействия игроков в киберспорте в литературе отмечается следующее: «в командных ответвлениях на внутреннее состояние игрока могут повлиять вне- и внутриигровые отношения с партнерами по команде или с организацией…» [11]. То есть, организация командной игры в киберспорте является неотъемлемой частью подготовки к соревнованиям.

Команде в киберспорте также, как и в любой другой деятельности, характерны те же свойства:

– касаемо основ взаимодействия игроков в командных играх стоит отметить то, что команда – это, в первую очередь, группа людей, объединенных общей социальной деятельностью

– члены команды непосредственно взаимодействуют друг с другом, на основе чего между ними возникают эмоциональные отношения и формируются групповые нормы и процессы;

– каждая команда, в психологическом смысле, является уникальной – обладает собственными психологическими особенностями и сформировавшимися взаимоотношениями между ее членами.

Однако, в киберспорте, в отличие от классических видов спорта, общение между участниками команды осуществляется в виртуальном формате. В связи с чем межличностное общение лишается некоторых возможностей: невербальный способ передачи информации, зрительное восприятие соучастников команды и мн. др. В сравнении с иными видами спорта, в киберспорте на результат игры большое влияние оказывает межличностное общение между участниками команды. Если в классических командных играх, как показывают практические исследования, игроки одной команды могут быть малознакомы, но при этом достигать победы в сопернических матчах, то в киберспорте важно, чтобы игроки друг с другом не сыгрывались, но и тесно общались и проводили друг с другом много времени. В классических видах спорта перед соревнованиями устраивают «сборы», в процессе которых игроки тренируются на отдельной площадке, в киберспорте аналогичный процесс проводится в виде «boot camp» (учебный лагерь) – команда киберспортсменов собирается полным составом и отправляется в частный дом (база), где регулярно тренируется. Чаще всего, такие сборы организуются перед ответственными турнирами, где собранность и сыгранность команды может сильно повлиять на результат. Результаты большинства киберспортивных соревнований различного уровня демонстрируют, что чаще всего победа достигается теми командами, где игроки являются близкими друзьями.

Таким образом, в данной статье мы отметили такие психологические особенности киберспортсменов, как умение стратегически мыслить, способность адаптироваться к быстро сменяющимся игровым обстоятельствам, развитое внимание. В киберспорте общение между участниками команды осуществляется в виртуальном формате, в связи с чем особое внимание уделяют организации командной игры на этапе подготовки к соревнованиям.

Заключение. Данное исследование было направлено на изучение особенностей психологического взаимодействия игроков в команде в киберспорте. Нами были изучены и представлены теоретические основы взаимодействия игроков в командных играх в классических видах спорта.

Главным объектом как в киберспорте, так и в любых классических командных видах спорта, является команда. И каждый ее участник является неотъемлемой частью команды, то есть наравне со всеми принимает на себя ответственность за результат. Командная игра требует от каждого спортсмена качественного физического, психического и интеллектуального развития. Спортсмен же, добровольно вступая в команду, возлагает на себя необходимый функционал, соподчиняется внутренним командным правилам и условиям и, что немаловажно, прилагает собственные волевые усилия не только к самовоспитанию, но и к воспитанию всей команды в целом.

Список использованных источников

RuGameNews [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rugamenews.ru/skolko-igrajut-v-dotu-2-v-2021-godu/

Буянова, А.В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.В. Буянова, В. Козилина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersport-istoriya-stanovleniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya/viewer

Панкина, В.В. Киберспорт как феномен XXI века [Электронный ресурс] / В.В. Панкина, Р.Т. Хадиева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersport-kak-fenomen-xxi-veka/viewer

Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2004. – 701 с.

Богдановская, И.М. Психологические характеристики киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта [Электронный ресурс] / И.М. Богдановская, Н.Н. Королёва, А.В. Привалов. – Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/psihologicheskie_harakteristiki_kibersportsmenov/

Стрельникова, И.В., Стрельникова, Г.В. Психоэмоциональное состояние киберспортсменов перед соревнованием [Текст] / И.В. Стрельникова, Г.В. Стрельникова // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. – 2013. – Т.1. – №1. – С. 322-324

Симонова, Н.А., Петрушкина, Н.П. Эффективность применения нетрадиционных методов улучшения свойств нервной системы у хоккеистов пубертатного возраста [Текст] / Н.А. Симонова, Н.П. Петрушкина // Здоровье для всех. – 2015. – С. 325-328

Стрельникова, Г.В. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах [Текст] / Г.В. Стрельникова, И.В. Стрельникова, Е.Л. Янкин // Наука и спорта: современные тенденции. – Казань: Поволжская гос. академия физической культуры, спорта и туризма, 2016. – Т. 12, №3 (12). – С. 64- 69

Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры [Текст] / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – Т. 8, № 4. – С.35-58

Богачева, Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров / Н.В. Богачева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – М.: Факультет психологии МГУ, 2014. – №4. – С. 120-130

Широков, Е.А. Психологические факторы, влияющие на игровую сессию киберспортсмена / Е. А. Широков // Молодой ученый. – 2020. – №50 (340). – С. 444-446.

Просмотров работы: 158