«СПЛОШНАЯ ЦИФРОФИЗАЦИЯ» ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТАК ЛИ ОНА НЕОБХОДИМА? - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

«СПЛОШНАЯ ЦИФРОФИЗАЦИЯ» ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТАК ЛИ ОНА НЕОБХОДИМА?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать. Цифровые технологии позволяют совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали IT-технологии столь востребованными.

Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.

Сегодняшние ученики не представляют свою жизнь без планшетов, мобильных телефонов, смарт-часов, очков виртуальной реальности. Все эти гаджеты прочно вошли в повседневную жизнь детей и взрослых. Причем цифровая жизнь стремительно развивается. И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудио приложений — это уже не новинка. Цифровые технологии становятся основой образования 21 века.

Современного учителя ставят перед фактом, что учить надо не по старинке, а по-новому, используя компьютерные технологии в образовательном процессе.

И все же что не так с цифровизацией российского общего образования? О перспективах цифровизации в школьном обучении говорят уже не первый год. И не только говорят: создание цифровой образовательной среды прочно вошло в список задач государственной политики. Причём началось это не вчера, и уже невозможно представить современную школу без компьютеров, а современного учителя — без многократного повышения квалификации в области ИКТ за плечами. Тем не менее, к «ковидному» экстренному переходу в онлайн оказались совсем не готовы 60% школьных педагогов. Цифровая школа — это не столько технологии, сколько люди, которые умеют с ними работать.

Если при переходе в цифровой формат школа хочет сохранить не только содержание дисциплин, но и возможность взаимодействия учеников между собой и с учителем, их совместную деятельность, то, ей, школе, нужны профессионалы с новыми ролями:

педагогические дизайнеры. Они разрабатывают образовательную среду — и физическую, и цифровую её части.

образовательные технологи. Они оборачивают образовательные технологии в цифровую оболочку.

дата-инженеры в образовании. Их задача — анализ данных уроков, чатов и других источников, чтобы извлечь важную для педагогического дизайна и управления школой информацию.

Учителя при этом должны остаться учителями.

А что мы имеем в нашей действительности. Урок биологии. Контрольная работа на планшетах. Контрольная сложная, время ограничено. А у половины класса планшеты оказываются разряженными. Пока зарядили, пока сосредоточились – урок подошел к концу. Ну, действительно, почему учитель должен следить за рабочим состоянием планшетов, компьютеров, принтеров? Но если на всю школу нет ни лаборанта, ни техника, ни инженера, резонно встает вопрос, кто, кроме учителя будет это делать?

Второй пример. В виду нехватки учителей-предметников, зачастую один учитель ведет свой предмет с 5-го по 9-ый или даже по 11-й класс, а ведь это четыре-пять раз в неделю по 5 уроков. Где найти время, чтобы подготовиться ко всем урокам, сделать их интересными, познавательными, да еще и применить цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). ЦОР – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Да, внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Но… Все это ложится на хрупкие плечи нашего учителя: найти, разработать, подготовить, провести.

Давайте же наконец повернемся к учителю лицом, избавим его от ненужной работы, а цифровые обучающие среды будем использовать как конструкторы, которыми учитель управляет. «Цифра» должна освобождать, создавать пространство для продуктивной коммуникации и совместной деятельности учеников и учителя.

Радует такой факт, что в России на самом высоком уровне появляется понимание неоднозначности происходящих изменений. Сейчас все громче раздаются голоса тех, кто против «сплошной цифровизации».

Цифровые технологии в российском образовании стали применяться слишком быстро, без широкого общественного и экспертного обсуждения. Часто прямо «на ходу» решаются сложные вопросы технического и организационного характера. Отменяются нормативные акты, регулирующие санитарно-гигиенические требования для детских садов, школ и университетов. Спешно принимаются законы, регламентирующие правовой статус дистанционного образования. При этом нормативно не регулируются многие вопросы в сфере использования цифровых технологий. Существует необходимость сформулировать общие стандарты качества образовательного контента, создать систему его оценки в новом формате, привлекая для обсуждения профессиональное сообщество и потребителей данных услуг.

Центр и регионы находятся на различных стадиях экономического цикла, а последние имеют еще и разный технологический потенциал. Поэтому есть понимание того, что российский бизнес и общество еще не готовы к столь стремительной цифровизации.

Наши педагоги всегда получали очень хорошее образование, потому что они изучали физиологию, психологию ребенка. Из закономерностей развития мозга ребенка, закономерности развития личности — оно проходит одни и те же этапы, их невозможно ускорить. Педагог хорошо знает, что если женщина вынашивает здорового ребенка 9 месяцев, то никак нельзя сделать это за 5-6 месяцев. Только используя классические методы образования можно добиться того, чтобы мозг ребенка действительно развивался, чтобы ребенок развивался, учился читать, думать, мыслить, чтобы развивались нейронные связи соответствующим образом. Это все наука, очень сложная наука.

Педагогика — это вершина всего. У нас обычно считают, что если человек работает в школе, то он какой-то не успешный, бездарь — это не так. Потому что самое сложное — обучать детей: то, что заложено в детстве - дает свои результаты во взрослой жизни.

Сегодня по всей педагогике наносится сокрушительный удар. Особенно сокрушителен этот удар по учителю: идет сокращение числа учителей и преподавателей, хотя учитель является важнейшим, центральным звеном образовательного процесса. Именно он закладывает основы мировоззрения и нравственности ученика, служит для него авторитетом, влияет на формирование характера и целеполагания, т.е. выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию.

Но если учитель (хотя и не каждый) может как-то приспособиться и пережить этот удар, с детьми все гораздо сложнее. По мнению экспертов, риски цифровизации для детей уже в значительной мере определены.

В Международном научном журнале «Синергия Наук» вышла статья о проблемах цифровизации образования. Авторы рассказывают об оборотной стороне медали. Они считают, что однозначно полезной цифровизацию образования назвать нельзя, в действительности она имеет массу неблагоприятных последствий.

Из-за электромагнитного излучения у детей и подростков ухудшаются показатели физического здоровья, в том числе в связи с отсутствием основы для формирования коллективного иммунитета. Ряд экспертов из системы здравоохранения утверждают, что цифровая среда враждебна здоровью детей.

Потеря навыков письма (каллиграфии, чистописания) приводит к ухудшению чтения, страдают моторика и координация, тормозится работа важных участков мозга. Наоборот, письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Из-за использования функции автоисправления снижается уровень знаний по орфографии, пунктуации и грамматике, ухудшается воображение, возникают трудности в запоминании, а также в восприятии больших текстов.

Утрачивание способности воспринимать большие тексты. Учащиеся ищут информацию через интернет. Они быстро находят ответы в сети, поэтому привыкают к необдуманному чтению. Дети не углубляются в текст. Это приводит к поверхностному мышлению.

Утрачиваются навыки общения и личностной коммуникации, а отсутствие авторитетов приводит к углублению индивидуализма, в целом – к сложностям адаптации в коллективе, обществе.

Цифровые технологии избавляют от умственной работы; дети не получают необходимых для развития сенсорных стимулов (вкус, запах, прикосновение); при помощи видео невозможно научиться даже правильно говорить, так как звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни

Перечень рисков можно продолжить, но уже очевидно, что современный формат цифровизации российского образования может привести к серьезным последствиям. На Западе давно идет широкое обсуждение проблем, связанных с необходимостью введения ограничений на использование цифровых технологий в процессах обучения. Известно, что в образовательном процессе школы, которую посещают дети сотрудников крупнейших ИТ-компаний (E-Bay, Google, Apple, Yahoo), цифровые гаджеты не используются вовсе, предпочтение отдается доскам из дерева, мелу, бумаге, ручке. Стив Джобс – основатель Apple – на вопрос: «любят ли его дети iPad», ответил: «Они не пользуются им» [Технологии притупляют интеллект …, 2018].

Так все-таки необходима ли цифровизация школьного образования? Да однозначно, нужна. Но не ускоренными темпами, не «сплошная», чтобы всех и сразу. Я думаю, надо исключить все риски (или почти все), а уж только потом внедрять цифровизацию во все школы. Без ущерба для участников образовательного процесса и для всего общества. Ключ к внедрению технологий в образовании всегда будет определяться отношениями учитель — ученик, потому что именно там происходит образование. Технологии могут быть очень эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент. Технологии не предназначены для замены педагога, скорее, надо создать такую среду обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с выступления «одного актера»-учителя на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность.

Просмотров работы: 413