КОРПОРАТИВНЫЙ СПОРТ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОРПОРАТИВНЫЙ СПОРТ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Есипова Д.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы мода на сплочение сотрудников предприятий пришла на территорию России. Существует множество примером и методик, которые направлены на сплочение коллектива. Сегодня в России как отличное средство для поддержания корпоративной культуры складывается система корпоративного спорта. Это одна из форм корпоративной культуры, которая представляет собой инструмент реализации организационной стратегии. Специалисты определяют корпоративную культуру как некий долговременный комплекс убеждений, ценностей и ожиданий, разделяемый группой людей и в значительной мере определяющий их поведение. Комплекс, составляющий корпоративную культуру, формируется в ходе развития организации – как при ее адаптации к условиям внешней среды, так и в процессе собственной внутренней интеграции. Корпоративный спорт, как элемент корпоративной культуры, нацелен не только на улучшение здоровья сотрудников, но и на повышение командного духа и лояльности персонала [2].

Объектом исследования выступает корпоративный спорт в России, его влияние на коллектив в рамках того или иного предприятия.

Предметом исследования являются проблемы корпоративного спорта.

Целью исследования выступает рассмотрение корпоративного спорта в целом, путем раскрытия проблем, а также возможные пути их решения.

Как отмечалось выше, корпоративный спорт – это одна из форм корпоративной культуры. Изучение корпоративной культуры связано с именем Элтона Мейо, выдающегося американского психолога и социолога, исследователя организационного поведения и управления в производственных организациях. В своих работах он обозначил необходимость развития «чувства групповой сопричастности» работников на основе их групповых ценностей [9].

В современном мире существует множество различных подходов к определению термина «корпоративная культура» [10]. Так, согласно позиции В.А. Спивака, корпоративная культура представляет собой набор наиболее важных положений, которые принимаются всеми членами организации и находят свое отражение в ценностях, заявляемых организацией и задающих людям ориентиры их действий и поведения. Э.Г. Шейн определяет корпоративную культуру как комплекс базовых представлений, которые обретает группа при разрешении проблем адаптации к внутренней интеграции и изменениям внешней среды, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы как правильную систему рассмотрения и восприятия названных систем. Ряд отечественных ученых, в частности, В.П. Зинченко и Э.А. Капитонов, отождествляют корпоративную культуру с фактором инновационных преобразований, способных вывести на первое место человеческий ресурс. О.Г. Филатова в термин корпоративная культура вкладывает совокупность мнений, норм, ценностей, находящих свое отражение в поступках членов организации и образующих определенный «неписанный» кодекс поведения.

Таким образом, учитывая многообразие определений термина «корпоративная культура», следует обобщить и обозначить рассматриваемое понятие как сложное и многоаспектное, безусловно являющееся элементом стратегического управления внутри организации.

Отмечено, что базовыми компонентами корпоративной культуры выступают следующие элементы:

– действующая в компании система коммуникации;

– принятая в компании система лидерства;

– символика (организационные табу, лозунги, ритуалы и пр.);

– положение индивида в организации;

– стили разрешения конфликтов.

Эти компоненты формируют корпоративную культуру организации. А её сила определяется степенью её принятия членами организации.

Отметим также, что в любой компании формируют корпоративную культуру так, чтобы сплотить коллектив, улучшить микроклимат, повысить продуктивность предприятия. Главная цель – создать идеальное пространство максимально эффективной работы сотрудников, поскольку лояльные и мотивированные профессионально расти сотрудники работают более продуктивно и приносят компаниям более крупный доход.

Для формирования корпоративной культуры организации используют различные методики, поэтому необходимо определиться с видами изучаемого термина. Существует пять основных разновидностей корпоративной культуры:

Ролевая

Главная особенность – четкое распределение обязанностей между работниками. В компаниях с ролевой моделью всегда придерживаются инструкций, соблюдают дресс-код. Подходит для организаций с большим штатом сотрудников. Недостаток – отсутствие гибкости.

Рыночная

Подразумевает конкуренцию между менеджерами, чтобы получить поощрение от руководства. Особенности: четкая иерархия должностей, готовность к изменениям рынка.

Семейная

В компаниях с семейным типом корпоративной культуры руководитель играет роль «отца». Он создает комфортные условия труда, помогает сотрудникам в трудных жизненных ситуациях, часто поощряет премиями. Коллектив работает в дружеской атмосфере.

Командная

Модель актуальна в начинающих компаниях, диджитал-сфере. В таких организациях все сотрудники равны, общаются неформально. Они вместе решают задачи и несут ответственность за проекты. Нет требований к внешнему виду, четкого регламента начала и окончания рабочего дня. Нет смысла в жесткой субординации и иерархии, если в команде всего несколько человек, или в случае, если сотрудников много, но они в равной степени мотивированы продуктивно трудиться и стремятся к одному результату.

С фокусом на результат. 

Особенность этого типа корпоративной культуры – частая смена руководителей проектов в зависимости от их профессиональных навыков. Для достижения целей сотрудники не ограничиваются инструкциями, предлагают свои варианты решения задач, поэтому компания быстрее добивается результата. Для работников это возможность продемонстрировать свои навыки и подняться по карьерной лестнице.

Наша исследовательская работа направлена на определение проблем в области корпоративного спорта, который представляет собой командный вид корпоративной культуры организации, поскольку в спортивной деятельности, которую организует предприятие, сотрудники пребывают в неформальной обстановке, решают совместные задачи, сопровождающиеся духом победы, а также мотивированы продуктивно выполнить необходимые действия для достижения общего результата.

Внедрение спортивной деятельности на предприятии является важной составляющей повышения эффективности деятельности сотрудников и их вовлеченность во внутреннюю структуру фирмы. Данная позиция обусловлена следующим [1]:

– спорт развивает выносливость, а значит, позволяет быть сконцентрированным и внимательным более продолжительное время;

– спортивная деятельность обеспечивает развитие целеустремленности и упорства, что обеспечивает решительность и настойчивость сотрудника в достижении своих задач. Особенно этот эффект усиливается, когда работа протекает в команде, где каждый нацелен на результат. «В кризис нужны активные люди, умеющие не прогибаться под обстоятельствами и выходить победителями из трудных ситуаций. Лучше спорта этому ничто не научит», – считают в российской строительной корпорации «ТехноНиколь», где спортивные тренировки и обязательные участия в турнирах спланированы на сезон вперед.;

– регулярные занятия спортом способствуют выработке «гормона счастья» дофамина, что приводит к улучшению настроения, более устойчивой нервной системе, снижению риска эмоционального выгорания;

– совместные занятия спортом помогают в сплочении и единении коллег, их эмоциональной связи не только на основе рабочих моментов;

– физически развитые и подтянутые люди являются более уверенными в себе, а значит работа, особенно публичная, будет выполнена более качественно и в более короткие сроки.

Спортивная деятельность на предприятии, как нами уже было отмечено ранее, выступает в качестве одного из видов корпоративной культуры, который представлен в виде корпоративного спорта [6].

Таким образом, корпоративный спорт постепенно становится не только личным выбором каждого предпринимателя или представителя организации, но и приоритетом на уровне государства: понятие «корпоративный спорт» закреплено в законодательстве. Так, термин закреплен в подпункте 3.5 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: «корпоративный спорт - часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников организаций, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпораций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов их семей и на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии физкультурно-спортивных обществ» [8].

Как отметил Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер юридической компании AVG Legal: «принятие закона, закрепляющего понятие «корпоративный спорт» — это не столько изменения, сколько приведение закона в соответствие. Подобная культура всегда положительно сказывается на социальном климате в любых структурах. Особенно, в условиях тренда на здоровый образ жизни» [4].

Каким же именно спортом может заниматься предприятие? По данным «Руспортинга», более 70% компаний в России со штатом более 50 человек содержат команду в одном виде спорта, как правило, мини-футболе. У 80% средних компаний имеются 3 – 4 команды в нескольких дисциплинах: футболе, волейболе, баскетболе, настольном теннисе и др. А лидеры рынка, к примеру, Газпром, Лаборатория Касперского, Сбер и Росатом, содержат более пяти команд и устраивают внутренние корпоративные спартакиады.

Среди видов спорта, по данным «Руспортинга», лидирует футбол (мини-футбол) и волейбол. Но и другие виды спорта вниманием не обделены: в «Лаборатории Касперского»  сотрудники играют ещё и в  хоккей, баскетбол, боулинг, занимаются пауэрлифтингом. А в «Газпроме» предпочитают лыжные гонки и полиатлон. В некоторых компаниях поддерживают танцевальные направления, к примеру, в Philips сотрудники периодически участвуют в танцевальном марафоне. Работники IT-компании Selectel регулярно появляются на санкт-петербургских соревнованиях по шахматам, картингу, пинг-понгу и другим дисциплинам. Представители спортивных клубов отмечают рост интереса к корпоративному яхтингу.

Таким образом, учитывая изложенные выше данные, можно сделать вывод, что внедрение корпоративного спорта, независимо от вида спортивной деятельности, является эффективным способом повышения мотивации и работоспособности персонала. Вопрос лишь в том, каких целей планирует достичь руководство и к каким результатам прийти, поскольку именно исходя из результатов можно разработать спортивные мероприятия, с учетом особенности, направленности и статуса фирмы.

Если провести опрос на предприятии, где ключевым вопросом будет являться «Что дает предприятию, фирме занятие спортом?», то сотрудники, в первую очередь, отметят улучшение здоровья, уменьшение количества заболеваний и больничных листов.

Однако роль корпоративного спорта нужно рассматривать значительно шире. Он стал неотъемлемой частью корпоративной культуры. Отсюда вытекает еще одна основополагающая функция спорта: корпоративный спорт является одним из методов мотивации и стимуляции персонала, частью менеджмента организации.

Все больше крупных компаний стараются организовать сотрудникам физическую активность вне работы и все чаще для этого выбирают спорт. Для наиболее наглядного понимания корпоративного спорта на предприятии, мы бы хотели привести пример крупных международных и российский компаний, которые уже несколько лет проводят внутренние спартакиады и спортивные состязания в рамках корпоративного спорта.

«Сбер» регулярно проводит спортивные состязания по десяткам дисциплин. Сбербанкиада – главный спортивный турнир сотрудников Сбербанка – проводится с 2001 года. Это крупнейшее корпоративное соревнование. Так в 2019 году с 15 по 21 июля две тысячи лучших непрофессиональных спортсменов из 83 субъектов Российской Федерации и 22 зарубежных стран присутствия Сбера приняли участие в XIII Летней международной Сбербанкиаде.

Крупные консалтинговые фирмы также поддерживают культуру корпоративного спорта внутри компании. Так, в McKinsey & Company каждую субботу сотрудники играют в волейбол в парке Горького. Есть в московcком офисе и официальная команда McKinsey по парусному спорту. И чтобы лучше выступать на глобальных соревнованиях между европейскими офисами McKinsey, сотрудники в течение года ездят на тренировки. Кроме того, здесь есть сборные по футболу и академической гребле. Каждую среду в офисе проводятся занятия по йоге. Все расходы на тренировки компания берёт на себя.

В BCG проводят спортивные мероприятия, включая футбол, хоккей, бег и йогу, а также ежегодные международные чемпионаты по футболу, волейболу и хоккею.

Например, в «Лаборатории Касперского» есть тренажёрный зал, а в Superjob предлагают в соцпакете оплату части годового абонемента в фитнес-клуб или корпоративную карту, в Mail.Ru Group существует большое разнообразие групповых фитнес-программ от карате до TRX.

Некоторые компании идут дальше и формируют свои спортивные команды, принимают участие в соревнованиях или организуют их сами [5].

Безусловно, эффект отдачи от вложения в спортивные мероприятия зависит от множества факторов и для каждой компании он будет индивидуальный, поэтому руководство должно ориентироваться исходя из следующих особенностей:

— возраст сотрудников;

— гендерное соотношение;

— финансовые возможности компании;

— интересы и увлечения сотрудников;

— сезонные и климатические особенности и т.д.

Таким образом, корпоративный спорт значительно повышает продуктивность бизнеса. Исследования показывают, что спорт и отдых оказывают положительное влияние на моральный дух, мотивацию, производительность, а также улучшают настроение и атмосферу в рабочей среде. Это отличный метод для вовлечения сотрудников и их обучения на примере игрового поведения. Он позволяет взаимодействовать между различными подразделениями, с высшими руководителями, а также укреплять сплоченность команды в рамках всей организации.

Как отмечают в «Северстали», где регулярно проводятся корпоративные забеги, соревнования по триатлону, спорт укрепляет здоровье сотрудников и повышает их уровень энергии, улучшает коммуникацию между отделами и подразделениями, ускоряет решение рабочих задач. Всё это отражается непосредственно на финансовых результатах.

По данным компании GoRemotely, доходы бизнеса, развивающего корпоративный спорт, в пересчёте на сотрудника возрастают на 11%, а прибыль акционеров почти на 30%. Причём на эффективность труда влияет не только командный спорт, но и индивидуальный. Корпоративный спорт работает как эффективная нематериальная мотивация: текучесть кадров снижается, а вовлечённость возрастает на 55%. Особенно это важно для поколения Z (после 1997 года рождения): оно не так сосредоточено на заработке, как предыдущие поколения [7].

Нами были рассмотрены крупнейшие международные и российские организации, которые внедрили в свою деятельность корпоративный спорт. в результате чего хотели бы сделать вывод, что в одних организациях в сфере корпоративного спорта делается больше, в других меньше. Некоторые мероприятия рассчитаны на всех сотрудников, а в других активно участвует только часть коллектива, наиболее подготовленные в спортивном отношении сотрудники. Какие же формы спортивной работы используются в компаниях города Екатеринбург?

Так, во всех холдинговых компаниях «Газпромнефти» проводятся ежегодные спартакиады – выездные соревнования по разным видам спорта. Так, в 2016 г. спартакиада проводилась в Сербии, в 2017 г. – в Киргизии. Такие поездки сами по себе являются мотивирующими. Для подготовки команд в компании привлекались профессиональные тренеры, покупалась форма, арендовались залы. Для сотрудников компаний приобретаются абонементы в спортзалы, на фитнес.

В «Уральском банке реконструкции и развития» традиционно проводится спартакиада между подразделениями. Сотрудникам частично оплачиваются абонементы в бассейн, арендуется зал для занятий волейболом. Большим спросом у сотрудников пользуется йога на территории офиса с привлечением квалифицированного тренера и по очень привлекательной для сотрудников цене.

В «Мотиве», «Мегафон-ритейле» и «МТС» принята оплата фитнес-зала для части (5–10 %) сотрудников. Если желающих оказывается больше, то при отборе тех, кто получит абонемент от фирмы, обычно учитываются стаж и производственные успехи претендентов.

В Екатеринбурге действует «Бизнес-лига Урала», нацеленная на развитие любительского корпоративного спорта в Уральском регионе. Она проводит турниры по мини-футболу, баскетболу, стритболу и многопрофильные спартакиады, готовит команды для соревнований следующего (межрегионального, общероссийского) уровня. «Бизнес-лига Урала» также арендует залы для турниров, нанимает квалифицированные судейские команды, приобретает кубки, медали и т. п. Компании обычно рассматривают наличие спортивных программ для сотрудников как свое конкурентное преимущество.

Подводя итог, следует отметить, что корпоративный спорт набирает свои обороты не только на территории России, но и, в частности, в Свердловской области. Компаниями отмечено, что корпоративный спорт – один из современных инструментов решения задач бизнеса. Объединение коллектива, формирование командного духа, улучшение коммуникаций внутри трудового коллектива и поддержание здоровья работников.

Учитывая положительные моменты корпоративного спорта, нельзя пройти мимо нижеперечисленных проблем.

Отрицание необходимости корпоративной культуры. 

Многие руководители сфокусированы на росте доходов и не пытаются улучшить коммуникации в коллективе. Корпоративная культура сплачивает команду, помогает легче внедрять новые инструкции и стандарты. Без нее коллективом сложно управлять, сотрудники не чувствуют себя частью одного целого.

Принудительное внедрение новой корпоративной культуры может навредить бизнесу. 

Не все сотрудники смогут принять новые требования, поэтому инструкции нужно вводить постепенно. В противном случае люди начнут подавать заявления об увольнении.

Отсутствие планов на будущее. 

Важно ориентироваться на долгосрочные цели, чтобы политика компании дольше оставалась актуальной.

Зацикленность на прибыли. 

Корпоративная культура – не средство получения денег. Политику компании внедряют для продуктивной работы сотрудников. И именно они помогают увеличить доходы компании.

Несоответствие ценностям. 

Если руководитель сформирует корпоративную культуру, которой не будет придерживаться сам, это подорвет доверие сотрудников. Люди начнут сомневаться в пользе и необходимости новых правил.

Внедрение штрафов за игнорирование инструкций. 

Чтобы корпоративная культура помогла принести пользу организации, важно, чтобы сотрудники понимали смысл внедрения новых требований, принимали их и ощущали пользу от изменений. Угроза наказания только ухудшит отношения в коллективе и негативно повлияет на работу. Продуктивность сотрудников будет хуже, так как они не будут принимать нестандартные решения, боясь получить штраф.

Отсутствие обратной связи. 

Важно интересоваться мнением сотрудников об организации рабочих процессов, чтобы корректировать корпоративную культуру или формировать новую.

Проанализировав проблемы, встречающиеся на пути формирования корпоративной культуры, а в дальнейшем внедрения корпоративного спорта, мы бы хотели представить возможный вариант этапов по формированию корпоративной культуры на предприятии для минимизации проблем, вытекающих из анализируемых последствий [3]:

Анализ текущей ситуации. 

Выберете ответственного сотрудника, который сможет изучить сложившуюся корпоративную культуру в вашей компании. Возможно приглашение внешнего специалиста. Он проанализирует ценности и правила компании, выявит ошибки, предложит новые идеи, которые помогут сплотить коллектив, организовать работу, повысить эффективность работников.

Выбор целей корпоративной культуры. 

Запишите результаты анализа, обсудите их с менеджерами отделов. Определите, с чем будете работать: вовлеченностью сотрудников, лояльностью к изменениям, появлением новых инструкций, традиций, ценностей.

Формирование целей, идей и принципов. 

Проведите интервью с руководителями подразделений. Попросите описать идеальную атмосферу в команде, режим работы, ценности компании. На основе опросов выделите принципы и цели, которые будут актуальны для каждого сотрудника.

Разработайте новые корпоративные правила и ценности. 

Добавьте их в важные документы компании, например, стандарты организации, инструкции для работников.

Планомерное внедрение. 

Расскажите сотрудникам о политике компании. Проводите личные беседы и собрания всех отделов, публикуйте статьи в корпоративном блоге, создайте email-рассылку.

Оценка результата. 

Опросите сотрудников, что изменилось с внедрением корпоративной культуры, изучите ключевые показатели эффективности.

Таким образом, учитывая этапы формирования корпоративной культуры, на предприятии не будет проблем с внедрением корпоративного спорта. Развитие корпоративного спорта позволит сотрудникам чувствовать себя единой сплоченной командой, выделить лидеров, что немаловажно для любой мотивации. Кроме того, данное направление в организации представляет собой прекрасную возможность поддерживать себя и свое здоровье в хорошей физической форме.

Литература

А.В. Бадмаев. Организационная культура: как оценить пользу для бизнеса? - Текст: электронный // Управление корпоративной культурой – 2021 – №2 - С. 72-85. - URL: https://grebennikon.ru/article-bomg.html (дата обращения: 10.12.2022).

М.А. Волкова, Ю.О. Иванова. Актуальные тенденции развития корпоративного спорта за рубежом и их внедрение в Российской Федерации. – Текст: электронный // Вестник Алтайской академии экономики и права - 2022. – С. 183-189. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2194(дата обращения: 05.12.2022).

Б.И. Вольфсон. Гибкое управление проектами и продуктами. – Текст: электронный // Библиотека электронной литературы в формате fb2 - 2017. – 144 с. - URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%92/voljfson-boris/gibkoe-upravlenie-proektami-i-produktami (дата обращения: 06.12.2022).

И.Ю. Ким, Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации. - Текст: электронный // Лидерство и менеджмент – 2017. – №3. - С. 131-138 - URL: http://doi.org/10.18334/lim.4.3.38181 (дата обращения: 10.12.2022).

Л.С. Киселева, А.Ф. Бровкина, Механизмы формирования инновационной среды в организации. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека Elibrary.ru – 2019. - №12. – С. 14-18 - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41808962 (дата обращения: 06.12.2022).

А.Е. Кликавка. Корпоративный спорт как средство популяризации здорового образа жизни. – Текст: электронный // Молодой ученый – 2018. – С. 22-24. - URL: https://moluch.ru/archive/184/47320/ (дата обращения: 06.12.2022).

И.Д. Левина. Социокультурный аспект исследования креативной индустрии досуга в московской агломерации. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека Elibrary.ru – 2018. – С. 11-17. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32683074 (дата обращения: 06.12.2022).

И.Б. Максимов, И.В. Мамрукова. Развитие корпоративного спорта, как способ повышение производительности труда. – Текст: электронный // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 23.03.2019. – С. 245-293. – URL: https://popecon.ru/otrivki/675-korporativnyi-sport-i-proizvoditelnost-truda.html (дата обращения: 05.12.2022).

Э.И. Медведь. Индустрия креативного досуга в городском пространстве мегаполиса. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека Elibrary.ru – 2018. – С. 207-223 - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40428863 (дата обращения: 06.12.2022).

А.А. Степанов, М.В. Савина. Корпоративная культура – детерминанта активизации инновационного поведения персонала организации. - Текст: электронный // Креативная экономика – 2019. - №10. – С. 1929-1942 - URL: https://creativeconomy.ru/lib/41235 (дата обращения: 10.12.2022).

Просмотров работы: 2429