Формирование учебной мотивации школьников на уроках географии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование учебной мотивации школьников на уроках географии

Бузакова В.С. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время актуальной проблемой в образовании является низкая мотивация обучающих к учебе. В образовательной сфере учителя обращают внимание на то, что современные дети не заинтересованы к обучению, особенно к предметам, которые они называют «предметами второго плана». К сожалению, одним из таких предметов является география.

География - это наука, которая представляет собой не только общее знание о Земле как планете, но и также формирует и общую культуру, в том числе экологическую и экономическую. Знания, полученные в результате изучения, необходимы также и для развития сельского хозяйства, улучшения качества жизни населения. В первую очередь, географическая наука учит нас интегрировать информацию, полученную из источников. Для того чтобы учащиеся правильно понимали материальные, духовые и культурные ценности, ему необходимо большое накопление географических познаний.

Мотивация - процесс, направленный на осуществления учащимися активной учебной деятельности, то есть на побуждение и организацию поведения обучающегося, который придает значимость и личностный смысл учебной деятельности. Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у школьников, по мнению Е. П. Ильина. К ним относятся: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, мотивационный, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности[3].

Способов мотивации познавательной деятельности можно выделить достаточно. Задача учителя на сегодняшний день состоит в том, чтобы привить интерес к своему предмету. Действительно, заинтересованность к предмету зависит от учителя. Для этого предлагается разнообразить внеурочную деятельность школьника в следующих формах - экскурсии, олимпиады, учебные игры, поисковые и научные исследования, проекты. Также многое зависит от начала урока. Для этого необходимо заинтересовать ребят, можно начать с новостей, произошедших в мире, может также послужить необычное название урока, своеобразный девиз и так далее. Для того чтобы повысить интерес к предмету на уроках географии нужно уделить внимание игровой технологии (путешествие, исследование, практические работы, лабораторные работы, дидактические игры). При изучении географии ученикам можно предложить разнообразные творческие задания, к ним можно отнести: ребусы, головоломки, кроссворды. Ученики при решении показывают не только свои знания, но и также развивают творческие способности.

Во время организации урока необходимо стремиться управлять деятельностью учеников так, чтобы каждый проявил заинтересованность к данному виду деятельности. Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов[1]. Можно использовать некоторые приёмы для привлечения внимания обучающихся. Например, приём «Постановка проблемы» к нему можно отнести риторические вопросы, изучаемой темы «Почему река Нил не пересыхает?» «Почему в Южной Америке пустынь меньше, чем в Африке? Цель таких вопросов - воздействие на читателя или слушателя, вовлечение его в диалог. Школьникам нужно не только ответить на вопрос, но и поразмышлять над ним[5].

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует ассоциации, которые вызывает чувство нового, интерес к неизвестному[4]. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, грозные, а нередко и стихийные явления, происходящие в оболочках Земли, например, землетрясение или цунами. Именно этот интерес к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

Мотивация будет осуществляться только при хорошо организованной учебной деятельности школьников с местными источниками географической информации на уроке. В хорошо оборудованном кабинете географии должно быть все необходимое в работе с географическими картами, атласами, дидактическими материалами, приборами, инструментами, коллекциями горных пород, минералов и гербариев. Работая с предметом ученики должны также познакомиться с горными породами, их структурой, особенностями, а, следовательно, и с профессиями геолога, картографа, гидролога и так далее. Важное значение уделяется работе над экологическим воспитанием, так, например, при знакомстве с природой и географией и историей родного края[1]. Помимо игровых приемов широко использую информационно-коммуникационные технологии, к ним можно отнести: использование презентаций или видеоматериала[2].

Таким образом, освоение географических знаний будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в различных видах форм. Хоть такие формы имеют один небольшой недостаток, они нуждаются в достаточно сложной организации урока, очень много времени требуется на подготовку и разработку сценария. Однако для того, чтобы знания учащихся имели результат, необходимо делать все необходимое для обобщения информации. Развивая и поддерживая обучение школьников на занятиях по географии, преподаватель способствует формированию умений и навыков, которые ему понадобятся в будущем.

Список используемой литературы

Буллер, А. В. Как мотивировать школьников к познанию своего края? / А. В. Буллер. - Текст : непосредственный // География и экология в школе XXI века : науч. - метод. журн. - 2015. - N 1. - С. 42-48.

Вяткина, В. Развитие познавательной активности у учащихся с низким уровнем учебной мотивации на уроке географии / Вяткина, В.. - Текст : непосредственный // Учитель. - 2008. - №1.- С.82-83.

Ильин, Е. П. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива / Ильин, Е.П.. - Текст : непосредственный // Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 184-205.

Ньюстром, Д. В. Мотивация и вознаграждение / Д. В. Ньюстром, К. Дэвис. - Текст : непосредственный // Ньюстром Д. В. Организационное поведение. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 105-176.

Федерко, И. В. Особенности проектной деятельности по географии с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению / И. В. Федерко. - Текст : непосредственный // География и экология в школе XXI века : науч. - метод. журн. - 2017. - N 9. - С. 48-50.

Просмотров работы: 39