Актуальность. В современном мире люди всё чаще сталкиваются с проблемами со здоровьем по причине малого количества физической активности. Почему так происходит? К учебным занятиям по физической культуре студенты зачастую подходят крайне безответственно, пропуская занятия или находя причины не выполнять те или иные упражнения. Однако двух-трёх часов физкультуры в неделю явно недостаточно для того, чтоб образ жизни можно было считать здоровым. Тогда спасением могут стать занятия неурочного типа.
Цель: рассмотреть необходимость занятий неурочного типа студентов Вуза.
Задачи:
Анализ литературных источников
Дать характеристику занятиям неурочного типа
Прежде всего стоит разобрать, что вообще понимается под занятиями неурочного типа. В целом, занятия физическими упражнениями по тому, как организованы обучающиеся и как осуществляется руководство над ними, делятся на два типа – урочные и неурочные. Когда речь идёт о занятиях урочного типа, подразумеваются занятия, которые проводятся для определённого состава (к примеру группы) преподавателем. Простейшим для понимания примером являются знакомые всем уроки физической культуры или спортивные тренировки. Их могут проводить как преподаватели, так и сами занимающиеся [7].
В физическом воспитании широкое распространение получили такие неурочные формы организации занятий как:
- утренняя гимнастика (являющаяся примером систематических, регулярных занятий);
- вводная гимнастика (упражнения, подготавливающие организм к дальнейшей деятельности);
- физкультминутки;
- спортивные игры;
- прогулка на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде;
- прогулки, туристские походы, соревнования.
Вне зависимости от периодичности любые неурочные занятия требуют организации и правильного подхода: вырабатывание должно идти постепенно, основное содержание выполняется с требуемыми усилиями, нагрузка постепенно снижается и, если требуется, занятие завершается подготовкой к дальнейшей активности [8].
Некоторые виды и разновидности неурочных занятий самодостаточны, другие совмещаются или же в определенной мере заменимы другими. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Поэтому неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания, наряду с обычными занятиями [6].
Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (обще подготовительные и специализированные) [4].
Занятия с обще подготовительной направленностью служат решением различных задач (активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния) и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями):
- Занятия общегигиенического характера, такие как: гигиеническая гимнастика, прогулки, бег «трусцой», занятия на "дорожках здоровья", купание, плавание и др.
- Занятия учебно-вспомогательного характера, которые преследуют в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы, например:
- самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, работе со спортивными снарядами (лечебная гимнастика для отдельных лиц)
- репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам [2].
- Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических, и учебно-вспомогательных, в основном преследующие оздоровительные цели с немаловажным воспитательными элементами, часть из которых проводится под обязательным руководством, часть – самостоятельно: туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа; спортивные развлечения рекреационного типа.
Большинство неурочных занятий проводятся с целью активного отдыха, укрепления и восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных достижениях, профилактики заболеваний малоподвижного образа жизни. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся [6].
В зависимости от численного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Неурочные формы занятий могут быть весьма различными, следовательно более доступными для широких масс занимающихся студентов, они могут индивидуальными или групповыми [6].
Отмечается низкий уровень мотивации учащейся молодежи к самостоятельному систематическому применению ценностей физической культуры в структуре свободного времени [1].
Система образования активно реформируется для улучшения проведения урочных занятий, но для снижения данных негативных тенденций также необходимо постоянно повышать эффективность проведения занятий внеурочного типа.
Для этого требуется как результативное проведение занятий, так и привлечение большей аудитории к данным дополнительным занятиям.
Для формирования желания студентов заниматься физической культурой, включает в себя реализацию четырех ключевых элементов.
— четкое описание цели, которую необходимо достигнуть занимающимся студентам
– мотивация на значимый для студента мотив, находящийся в зоне его актуальных интересов.
– практическая реализация, выполняемая с учетом индивидуальных и возрастных особенностей занимающихся студентов.
— это конечный результат, который должен будет достигнут после выполнения определенной тренировочной работы [3].
С ростом количества вовлеченных занимающихся студентов, так же необходимо поддерживать их интерес разнообразными видами занятий, приглашением различных специалистов разных видов занятий, постоянным вовлечением регулярностью различных мероприятий.
Необходимость проведения занятий внеурочного типа обусловлена недостаточной физической подготовкой студентов. Крайне важно вовлекать их на большее количество спортивных мероприятий.
Литературные источники
Артеменков Алексей Александрович Динамика заболеваемости студентов в процессе обучения // Здравоохранение РФ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-zabolevaemosti-studentov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 12.12.2022).
Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2005 -448 с.
Левин Павел Викторович Пути повышения эффективности проведения современного урока физической культуры // Вестник науки и образования. 2018. №11 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-provedeniya-sovremennogo-uroka-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 12.12.2022)
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. -- М., 1999. - 360 с.
Общая характеристика занятий неурочного типа – Текст : электронный // Studbooks.net: [сайт]. – 2013. – URL: https://studbooks.net/683137/turizm/obschaya_harakteristika_zanyatiy_neurochnogo_tipa?ysclid=lbp2t1095w518376474 (дата обращения: 4.12.2022).
Общая характеристика занятий неурочного типа – Текст : электронный // Studfile.net: [сайт]. – 2013. – URL: https://studfile.net/preview/3355886/page:65/ (дата обращения: 4.12.2022).
Урочные формы занятий – Текст : электронный // Студопедия : [сайт]. – 2014. – URL: https://studopedia.ru/2_52767_urochnie-formi-zanyatiy.html (дата обращения: 4.12.2022).
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 6-е из., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. -480с.
Literary sources
1. Artemenkov Alexey Aleksandrovich Dynamics of morbidity of students in the learning process // Healthcare of the Russian Federation. 2012. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-zabolevaemosti-studentov-v-protsesse-obucheniya (date of application: 12.12.2022).
2. Ilyinich V.I. Student's physical culture: Textbook / Edited by V.I. Ilyinich. M.: Gardariki, 2005 -448 p.
3. Levin Pavel Viktorovich Ways to improve the efficiency of conducting a modern lesson of physical culture // Bulletin of Science and Education. 2018. No.11 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-provedeniya-sovremennogo-uroka-fizicheskoy-kultury (date of application: 12.12.2022)
4. Maximenko A.M. Fundamentals of the theory and methodology of physical culture. -- M., 1999. - 360 p.
5. General characteristics of classes of non–term type - Text : electronic // Studbooks.net : [website]. – 2013. – URL: https://studbooks.net/683137/turizm/obschaya_harakteristika_zanyatiy_neurochnogo_tipa?ysclid=lbp2t1095w518376474 (date of application: 4.12.2022).
6. General characteristics of classes of non–term type - Text : electronic // Studfile.net : [website]. – 2013. – URL: https://studfile.net/preview/3355886/page:65 / (date of application: 4.12.2022).
7. Fixed–term forms of classes - Text : electronic // Studopedia : [website]. – 2014. – URL: https://studopedia.ru/2_52767_urochnie-formi-zanyatiy.html (date of reference: 4.12.2022).
8. Kholodov Zh. K. Theory and methodology of physical education and sports: textbook. handbook for university students / J. K. Kholodov, B.C. Kuznetsov. - 6th edition, ster.- M.: Publishing Center "Academy", 2008. -480s.