Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем [1]. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.
Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов [1].
Волгоградский филиал Форвард-авто – один из крупных частных дилеров продукции ОАО “АВТОВАЗ”, а также второстепенно занимается скупкой и перепродажей б/у автомобилей. Присутствует сервис по кузовному ремонту, установке дополнительного оборудования, сервис технического обслуживания, услуги электрика, шиномонтаж и т.д. Организация имеет сеть автоцентров в городах: Пермь, Ижевск, Чайковский, Сургут, Нижневартовск, Волгоград. Генеральный автоцентр находится в городе Сургут. Оттуда идет найм руководителей для других автоцентров и управление ими [6].
Волгоградский филиал Форвард-авто является сложной системой, так как состоит из подсистем (рис. 1):
-инфраструктура предприятия (здания и помещения, инвентарь сотрудников, строения и сооружения);
-услуги и товары предприятия (автомобили, автосервис, программы).
Рисунок 1 – Структура автоцентра Форвард-авто, Волгоградский филиал
В этой системе можно выделить следующие проблемы:
Плохие условия работы для сотрудников предприятия.
Международные отношения (санкции, обострение отношений с другими государствами, в частности, с производителем Renault).
Отсутствие современной инфраструктуры.
Плохая логистика, отсутствие собственных водителей и автовозов.
Направление дополнительного оборудования, развитие новых услуг, следование автомобильным тенденциям.
Устаревшая мотивация предприятия по продаже услуг и товаров у менеджеров.
Выберем и рассмотрим многофакторную проблему в данной системе. Ей является плохие условия работы для сотрудников. Ведь совокупность показателей компании, прибыль, капитализация, число клиентов, отзывы и т.д., сказываются на сотрудниках предприятия в первую очередь, от этих показателей многое отражается и на инфраструктуре системы. Однако наблюдается и обратная зависимость, условия работы могут снижать показатели компании, поэтому важно следить за этим [5, 6].
Р исунок 2 позволяет рассмотреть проблему и её составляющие, наглядно увидеть с помощью метода построения когнитивной карты [2, 3].
Рисунок 2 – Когнитивная карта проблемы
Исходя из этого рисунка следует, что все проблемы являются причиной плохого управления.
На рисунке 3 представлена диаграмма взаимодействия системы со средой.
Рисунок 3 – Диаграмма взаимодействия системы со средой
На рисунке 4 изображена луковичная диаграмма заинтересованных сторон. Это позволит более широко взглянуть на проблему и найти причастных к решаемой проблеме.
Рисунок 4 – Луковичная диаграмма заинтересованных сторон.
Одним из этапов логического анализа системы в целом является анализ проблем акторами системы. Акторы — основные заинтересованные стороны, причастные к решаемой проблеме. В данной решаемой проблеме акторами являются клиенты и исполнители.
Проведём анализ требований акторов с помощью метода аддитивной свёртки. Анализ требований акторов приведён в таблицах 1 и 2 [4, 5].
Таблица 1 – Требования акторов “Клиенты”
Клиенты |
||||||
Фактор |
Отл (5) |
Хор (4) |
Удов (3) |
Плох(2) |
Оч. пл. (1) |
Обобщенная оценка |
Качество услуг и товаров |
40% |
45% |
10% |
5% |
0% |
4,2 |
Лояльность сотрудников |
35% |
35% |
15% |
10% |
5% |
3,85 |
Разнообразие товаров и услуг |
35% |
40% |
20% |
5% |
0% |
4,05 |
Таблица 2 – Требования акторов “Исполнители”
Исполнители |
||||||
Фактор |
Отл (5) |
Хор (4) |
Удов (3) |
Плохо (2) |
Оч. пл. (1) |
Обобщенная оценка |
Оплата труда |
15% |
35% |
45% |
5% |
0% |
3,6 |
Снабжение инвентарем |
20% |
30% |
30% |
15% |
5% |
3,45 |
Объём работ |
25% |
30% |
40% |
5% |
0% |
3,75 |
По результатам анализа требований акторов были выявлены следующие проблемы.
Клиенты: лояльность сотрудников, качество услуг и товаров.
Исполнители: оплата труда, снабжение инвентарем, объём работ.
Сравним систему с аналогами. Сравним Волгоградский филиал автосалона Брайт Парк, с нашей системой (рис 5-9).
Рисунок 5 – Продажи автомобилей Форвард-авто [6]
Рисунок 6 – Сравнение продаж автомобилей с компанией
Брайт парк [6]
Таким образом из диаграмм видно, что Брайт парк продает автомоби-лей в год больше чем Форвард-авто [6].
Рисунок 7 – Выручка за установку дополнительного оборудования в Форвард-авто [6]
Рисунок 8 – Выручка за установку доп. об-я в Брайт парк [6].
Исходя из диаграмм выше можно сказать, что качество и количество доп. оборудования также не уступает, и устанавливается также почти на всё продаваемое авто в Брайт парке.
Рисунок 9 – Отношение закредитованных клиентов ко всем продажам автомобилей в Форвард-авто [6].
Рисунок 9 говорит о том, что клиенты в кризис увеличили процент кредитных договоров на приобретение автомобиля.
Для логического анализа системы в целом используем ретроспективный анализ, результаты которого представлены на рисунках 10-12.
Рисунок 10 – Продажи б/у автомобилей в ед. Форвард-авто
Тип линии тренда: полиномиальная убывающая ломанная.
Из диаграммы видно, что кризис, связанный с вирусом, изменил направление продаж упорно вниз, что очень критично. Аналогичная ситуация также и наблюдается на рисунке 11.
Рисунок 11 – Продажи новых автомобилей в ед. Форвард-авто.
Тип линии тренда: полиномиальная убывающая ломанная.
Рисунок 12 – Отношение кредитных сделок к продажам авто.
Тип линии тренда: полиномиальная возрастающая ломанная.
Подводя итоги, ретроспективный анализ показал, что продажи выросли с 2018 года по 2019 и резко упали вниз, в связи с кризисом, график убывающий, что на новые, что на б/у автомобили. Однако, отношение кредитных сделок к количеству продаж автомобилей растет, несмотря на кризис, график возрастающий.
Для анализа проблемосодержащей системы выполним SWOT-анализ (таблица 3), который показывает возможности и угрозы, слабые и сильные стороны исследуемой системы.
Таблица 3 - SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Выгодное расположение филиала. Хорошая работа кредитного отдела |
Слабая логистика Непрозрачность работы руководства Снижение прибыли Отсутствие ревизии |
Возможности |
Угрозы |
Освоение новых услуг и товаров из автомобильного направления Экологически безопасные цеха Создание собственной логистической системы |
Уход квалифицированных сотрудников Банкротство и закрытие филиала Угроза жизни сотрудников Поломка оборудования |
Таким образом, в результате анализа среды и системы в целом были выявлены следующие проблемы:
Устаревшая мотивация сотрудников (мотивы продаж услуг и товаров, как и для чего вести диалог с клиентом).
Неудачная логистическая система поставок новых и б/у автомобилей, а также оборудования и инвентаря сотрудников.
Требуется реализация нового направления в товарах и услугах в сфере автомобильного бизнеса и детейлинга, в связи с резким падением показателей продаж в кризис.
Непрозрачная работа маркетологов, работа руководителей.
Несмотря на кризис, процент кредитных сделок даже возрос.
Список использованной литературы
Системный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://systemsanalysis.ru/systems_analysis.html
Что такое когнитивная карта, и как её построить? [Электронный ресурс]. URL: https://blog.wikium.ru/chto-takoe-kognitivnaya-karta-i-kak-ee-postroit.html
Xmind.works [Электронный ресурс]. URL: https://xmind.works/
Структура и схема управления предприятием автосервиса [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/429640/tehnika/struktura_shema_upravleniya_predpriyatiem_avtoservisa
Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере Автосалона “Дженсер Н.Н.” [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.net/2247698/menedzhment/analiz_otsenka_suschestvuyuschey_sistemy_upravleniya_personalom_primere_avtosalona_dzhenser
Данные компании.