ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Машина А.А. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художественно-эстетическое развитие у детей начинается в раннем детстве. Необходимо через представления о красоте окружающего мира развивать эстетическое отношение к действительности, понимание прекрасного и безобразного, готовить ребенка к эмоциональному восприятию искусства в целом. С этой целью необходимо создать вокруг ребенка такую среду, которая бы способствовала развитию художественно-творческих способностей. Актуальность данной проблемы подтверждается нормативными документами. Так в соответствии со статьёй 48 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности педагогических работников входят: «развивать у обучающихся <…> творческие способности» [8].

Для определения сущности понятия художественно-творческие способности дошкольников, считаем необходимым, рассмотреть основополагающие категории данного понятия: художественное творчество и способности. В связи с этим был проведен теоретические анализ философских и психолого-педагогических источников информации.

В философии творчество трактуется, как «деятельность, порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее» [7]. Творчество представляет собой особую характеристику деятельности человека как основу любой предметно-практической деятельности. Отмечается, что творчество «деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей, а также то, что создано в результате этой деятельности» [10].

Психологический подход, заключается в том, что трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [4].

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса было изучено понятие художественное творчество. В литературе имеются различные определения, но более точно данное определение раскрыл в своих работах Выгодский Л.С., где под художественным творчеством он понимает «деятельность человека, которая создает нечто новое» [1].

Делая вывод из всего выше сказанного, мы можем сказать, что в настоящее время под творчеством понимают: «деятельность человека, направленную на создание нового, ранее не существовавшего, материального или духовного продукта, работа по художественно-творческому развитию должна быть направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие» [11]. В своих трудах Флерина Е.А. отмечает «сознательное отражение ребенком окружающей действительности, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [13].

Комарова Т.С. и Сакулина Н.П. расширили и обогатили исследование Флёриной Е.А. Исследователи отмечают, что «под детским изобразительным творчеством понимается, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому» [9]. Комарова Т.С. дала свое определение детскому изобразительному творчеству, под которым она понимала: «создание субъективно нового посредством применения усвоенных способов изображения или средств выразительности» [6].

В психолого-педагогической литературе (Комарова Т.С., Погодина С.В. и другие) раскрывается понятие художественно - творческого развития как: «процесс целенаправленного развития чувства прекрасного; формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; задача формирования художественного вкуса; развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества» [9]. На познавательных процессах таких, как: восприятие, память, мышление – основывается изобразительная деятельность. В процессе развития творчества у дошкольников формируются художественно-творческие способности. Способности характеризуются как свойства личности и определяют синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней» [5].

Теплов В.М. выделил три признака способностей:

«это индивидуально-психические способности, отличающие одного человека от другого;

это только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности;

это способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека» [11].

В основе художественно-творческих способностей лежит особое отношение к миру. «Благодаря этому отношению к миру зарождаются художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее, идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства» [3].

Обязательным компонентом художественно-творческих способностей является творческое мышление. Творческое мышление – это «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» [12]. Творческое мышления отличается от репродуктивного мышления тем, что не применяются шаблонные, готовые знания и умения, а для развития данного мышления и способностей на первый план выходит творческое воображение, позволяющее открывать новое, выводить способности на уровень оригинальности и реалистичности. Что в свою очередь дает ощущение новизны, непохожести на то, что было ранее и позволяет приблизить представления к реальной действительности и внести разнообразия по их яркости. Творческое воображение не поддается оценке, так как связано с глубокими переживаниями и способностью к эстетическому суждению, а значит художественно-эстетическая оценка определяется, как оценка, «основанная на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации» [2].

Таким образом, особенностями развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста являются: творческое мышление и творческое воображение, а также художественно-эстетическая оценка продуктов деятельности (в том числе и описание собственного эмоционального отклика на него). Данные способности не разовьются стихийно. Их необходимо развивать и поддерживать как в образовательном процессе, так и окружении дошкольников.

Список литературы

Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 281 с. – (Антология мысли). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513888 (дата обращения: 17.12.2022).

Гусев, Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е. О. Гусев. – Москва: Мозаика - Синтез, 2013. – 94 с.

Зинченко, В.П. Истоки культурно исторической психологии: философско-гуманитарный контекст / В.П. Зинченко, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. – М.: РОССПЭН, 2010. – 310 с.

Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2010. – 431 с.

Ковалёв, А.Г. Общая психология / А.Г. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1981. – 430 с.

Комарова, Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – С. 48-53

Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Степин. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.12.2022).

Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с

Скорлуповская, Е.В. Школьный толковый словарь русского языка / Е.В. Скорлуповcкая, Г.П. Снетова. – М.: Эксмо, 2004. – 450 с.

Теплов, В.М. Психологические вопросы художественного восприятия / В.М. Теплов. – М: Педагогика, 1987. – 456 с.

Тихомиров, О.К. Психология мышления/О.К. Тихомиров - М.: Из-во МГУ, 1984. – 272 с.

Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 135 с.

Просмотров работы: 104