РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень жизни населения является наиболее важной социальной категорией, а также наиболее противоречивой. Проблемы возникающее в данной области и пути их решения определяют направление и темпы дальнейшего социального развития в стране.

Права граждан на достойный уровень в полной мере зависят от государства, и проводимой им политики. Направления, которые выбирает государство в социальной политике в свою очередь определяют благосостояние граждан. Если говорить о социальной политике в РФ, то можно отметить, что в настоящее время она более направлена на предоставление гражданам прав на достойный уровень жизни, так как общее благосостояние страны, прежде всего, зависит от благосостояния каждого гражданина.

Права граждан РФ на достойный уровень жизни закрепляют такие акты как: Конституция РФ и всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1978г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашают право каждого человека на достойный уровень жизни и свободное развитие. Но стоит отметить, что на самом деле критерии достойного уровня жизни в России четко не определены, а показатели жизни граждан вовсе относительны.

Как нам известно, конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации составляют субъективные права и свободы. Право человека на жизнь является одним из главных прав как субъекта правовых отношений, данное право также закреплено в ст. 20 Конституции Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право на достойный уровень жизни, «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Декларация находит отражение во всех правовых актах всех государств мира с момента его принятия. А именно, если новое государство, то в Конституции, в нормативных актах этой страны обязательно отражается содержание норм Декларации 1948 года, так как это базовый документ, который действует и в настоящее время.

Прежде чем говорить о правах человека на достойный уровень жизни следует отметить, что понимается под достойным уровнем жизни граждан в РФ в настоящее время. Под достойной жизнью понимается способ человеческого бытия, который осуществляется непосредственно в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей. Сущность достойной жизни заключается в возможности развития и самореализации человека как личности.

Многие российские экономисты, правоведы и другие обществоведы считают, что: достойные условия жизни в России — это такой показатель, как прожиточный минимум. Однако декларация ООН, как акт права, не использует такие термины как: «потребительский бюджет», «минимальный потребительский бюджет», «прожиточный минимум». Он лишь определяет, что достойные условия будут тогда гарантированы, когда человек сможет удовлетворить свои основные потребности, и затем перечисляет эти потребности: одежда, пища, жилище и социальные услуги и др.

Таким образом, содержание термина «достойные условия жизни» раскрывается через более конкретное право каждой семьи удовлетворить свои потребности. 
Следует также отметить, что достойные условия не являются понятием универсальным для всех стран и для всего мира. Они универсальны только с точки зрения удовлетворения основных потребностей человека. Уровень же удовлетворения потребностей определяется уровнем жизни людей, который сложившейся на данном этапе в той или иной стране.

Если сравнить Конституцию Российской Федерации, принятую на референдуме 12 декабря 1993 года с Декларацией, то можно заметить, что многие нормы идентичны, что в свою очередь показывает отсутствии коллизий в данных актах права. Одна из норм в действующей Конституции, закрепляет, что Россия является социальным государством и, что труд и здоровье людей охраняются, гарантируется минимальная зарплата, достойные условия жизни. Однако они не раскрываются. Там нет главного содержания: возможности удовлетворения основных потребностей в одежде, пище, жилище, в услугах здравоохранения. Поэтому в нашей стране, пока не закреплены социальные стандарты и отсутствуют конституционной гарантии, что каждому человеку в России основные потребности будут гарантированы. Именно поэтому термин «достойные условия» превращается в некую абстракцию.

Затрагивая проблемы обеспечения достойного уровня граждан, в первую очередь следует отметить, что реализация права на достойный уровень жизни — это большие затраты государства. Некоторые слабые стороны социальной политики РФ, прежде всего можно аргументировать не стабильной экономической ситуацией в стране. Российская Федерация как социальное государство обязано создавать условия, обеспечивающие каждому достойный уровень жизни и развития. 

Юридические нормы и институты, должны быть, прежде всего, направлены на выявление и поддержание созидательных способностей человека. В государстве общество не должно видеть только источник непосредственного благополучия, оно в первую очередь должно видеть источник благоприятных социально-экономических и институциональных условий, в рамках которых личность будет в состоянии обеспечить себя всем необходимым для полноценного развития уровнем дохода.

К такому выводу можно прийти, проанализировав Конституцию РФ, в которой говорится, что политика российского государства направлена на создание таких условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь.

Таким образом, достойный уровень жизни как право человека находит свое отражение в Конституции Российской Федерации и международных актах. Это право получает высшую юридическую защиту и подлежит разработке и уточнению в других отраслях права. Надлежащие обязанности возлагаются на РФ в силу норм международного права. Свободное распространение заслуживают положения социального права, в силу которых в одних случаях понятие социального права отождествляется с точкой зрения права человека на достойный уровень жизни, а в других – право человека на достойный уровень жизни подвергается всестороннему анализу как одна из частей социального права.

Список литературы:

Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1.-М.:БЕК, 1996.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г-- М: Юрид. лит., 1993

Миронова Т.К. О роли Конституционного суда в расширении сферы действия законов о социальном обеспечении // Вопросы российского и международного права. 2015. № 1-2. С. 72-102.

Торгашин И. М. Понятие "Достойная жизнь" и право на жилище // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 140-143.

Серия философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

Просмотров работы: 705