ОБЛИК ФРАНЦИИ В РОМАНЕ Э.М. РЕМАРКА «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОБЛИК ФРАНЦИИ В РОМАНЕ Э.М. РЕМАРКА «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образ Французского государства находил свое воплощение во многих произведениях известных писателей со всего света. Например, Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» показывает, как Франция может сочетать в себе изысканность, утонченность, любовь, жестокость и революцию. [1]. Как, одна из колыбелей Европейской цивилизации, Франция привлекала к себе внимание не только писателей, чьей родиной являлась, но и всех тех, кто хотел ощутить легкое дуновение парижского ветра в своем сердце. Легкость, непринужденность, но при этом величие и мудрость окружали образ французского государства.

Мимо французской элегантности не смог пройти и немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Эрих Мария Ремарк- немецкий писатель, родился 22 июня в 1898 году. Его произведения приобрели популярность в XX веке и не теряют ее по сей день. Он смог пережить две Мировые Войны, что оставило большой след на его творчестве. Все его произведения основаны на пережитых им же событий и на рассказах людей, которые его окружали. Первые роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», получивший невероятную популярность, был напечатан в 1929 году. [2]. В нем автор рассказывает о жестокости войны, которая не знает ни возраста, ни пола, ни национальности. Далее, популярность Ремарка начнет только возрастать. Окончание Второй Мировой Войны ознаменовалась для него выходом в свет в 1946 году его романа «Триумфальная арка».

Работу над романом Ремарк начал еще до начала войны в 1938 году. Писал он произведение находясь в США, что ему совершенно не импонировало, так как ему не нравилась суета мероприятий, в которых ему приходиться участвовать. Трудясь над романом, Эрих Мария получает так же печальные новости, его сестру, Эльфриду Ремарк, казнят нацисты. Этот эпизод из его жизни повлиял на мрачную обстановку в романе. Через два года роман будет экранизирован, где главные роли сыграют- Ингрид Бергман и Шарлем Буайе.

Творя в такой сложный период для всего мира, Ремарк хотел показать, что нельзя обесценивать и забывать об отношениях между людьми тоже. Казалось, что единственное, что может спасти от войны, это-любовь, но в жизнь главного героя, война пришла с появлением на его пути любви. Франция, а именно Париж были выбраны автором не с проста. Ведь Париж, ассоциируется с город любви, романтики и отчаянных поступков. Изначально, кажется, что во Франции главный герой сможет обрести свое счастье, однако, город влюбленных был жесток по отношению к нему. Ремарк хочет показать, что, уделяя внимание окружающим нас событиям, мы совсем забывай о главном, о чувстве, на котором строиться жизнь- о любви. В жизнь главного героя, именно любовь приносит и спокойствие, и безопасность, и войну, и страх.

Итак, действия романа «Триумфальная арка» Э.М. Ремарка разворачивается в 1938 году во Франции, в Париже. [3]. В произведении рассказывается о немецком беженце-хирурге Равике, который ведёт нелегальную трудовую деятельность. Обстоятельства его жизни сложились таким образом, что он был вынужден сбежать от войны и фашизма, царившего в Германии в то время.

Все события в романе происходят в Париже, столице Франции. При этом автор неоднократно упоминает известный монумент – Триумфальную арку, которая величественно возвышается над городом. Это архитектурное сооружение является одним из основных символов Парижа, в котором автор выражает духовную силу, веру в себя, надежду. Можно утверждать, что арка – полноправное действующее лицо романа, точно так же, как и памятник Петру I является героем пушкинского «Медного всадника» [4]

Образ Триумфальной арки в романе описывается следующим образом: «Видна была только огромная площадь с висящими тут и там, тусклыми лунами фонарей и каменным сводом Триумфальной арки, огромной, терявшейся в тумане; она словно подпирала унылое небо и защищала собой сиротливое бледное пламя на могиле Неизвестного солдата, похожей на последнюю могилу человечества, затерянную в ночи и одиночестве».

Эрих Мария Ремарк рассказывает о Париже, как о живущей и веселящейся столице Франции. При этом автор отмечает, что, несмотря на кажущуюся беззаботность и легкость жизни людей, «в воздухе уже витает предчувствие грядущей войны, однако об этом принято молчать».

Особое значение автор придает контрасту между беззаботной жизнью людей и строгим, мрачным и величественным монументом – Триумфальной аркой.

На фоне происходящих событий автор не раз упоминает образ Арки.

Триумфальная арка предстает в романе как «громада, отливающая серебром». Сам монумент был выстроен в знак величия страны. Стены арки, выполненные из мощного камня «подпирают небо», связывая собой прошлое и настоящее. Арку можно рассматривать как символ надежды на возвращение к «прежним временам». Однако в последних строчках романа можно заметить полную утрату этой надежды: «Площадь тонула во мраке... В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку...».

Кроме символизма Триумфальной арки в романе можно также заметить и другую символику. Так, в образе дождя, ливня автор пытается передать силу жизни, любви, возрождающую людей [5]. А во время городского манифеста, когда по улицам шли колонны марширующих, одна из пациенток Равика, Кэт Хэгстрем, увлекает его на костюмированный бал. Грандиозное празднество нарушает сильный ливень, который предстает в романе символическим образом жизни. Также дождь идёт во время ночей, проведённых Равиком с Жоан. Именно во время дождя главный герой понимает, что любовь помогла вернуть его к жизни, возродила новые силы [6]. 

Кроме того, в романе автор упоминает множество улиц, гостиниц, ресторанов. Так, главный герой жил в отеле «Энтернасиональ» неподалеку от площади Этуаль, поэтому обычно его путь либо начинался у Триумфальной Арки, либо заканчивался возле неё.  Встреча главных героев Равика и Жоан Маду произошла на мосту Альма. Они пошли по проспекту Марсо, пересекли улицу Петра I Сербского и сели в кабачке на пересечении проспекта Марсо и улицы Шайо. И после этого они вышли на площадь Этуаль к Триумфальной Арке.

Эрих Мария Ремарк показывает особый колорит Франции. На фоне мрака, серости, ночи мы видим людей, которые беззаботно веселятся, живут словно по инерции. Однако судьба главного героя носит иной характер – в Париже Равик пытается спастись от ужасов войны, найти в себе силы жить, расстаться с прошлым.

Благодаря любви главный герой смог вновь найти в себе силы, почувствовать внутренний стержень и готовность идти на испытания. В этом заключается настоящий триумф человека несломленного, возродившегося [7].

Таким образом, мы видим силу главного героя. Несмотря на все то, что ему пришлось пережить, он смело смотрит в глаза судьбе и тверд в своих решениях.

Однако в конце произведения главный герой исчезает в кромешной тьме, и даже символ победы невозможно разглядеть. «Площадь тонула во мраке… В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку».

Человек многое может выдержать, а потом спокойно уйти туда, где нет волнений [8].

Триумфальная арка является символом, через который проходит настоящее и будущее, через который мы видим триумф обновлённого человека. Таким образом, Триумфальная арка в произведении является также символом трагедии, которую надо пережить, чтобы впоследствии достичь поставленных целей. Образ Триумфальной арки выражает силу, свободу и независимость не только самой Франции, но и всего человечества в целом.

Список литературы

Гюго, В. Отверженные / Виктор Гюго. – М.: Азбука, 2021. – 624 с.

Ремарк, Э. М. На Западном фронте без перемен / Э. М. Ремарк. – М.: АСТ, 2021. – 256 с.

Ремарк, Э. М. Триумфальная арка / Э. М. Ремарк. – М., 2014. – 512 с.

Поршнева А. С. «Триумфальная арка» Э. М. Ремарка как эсхатологический роман // Дергачевские чтения: Материалы науч. конференции 7-9 октября 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 388-391.

Набилкина, Л. Н. Культурологический образ Парижа в романе Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» / Л. Н. Набилкина // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 1-1(40). – С. 138-141.

Мокрушина, М. В. Автобиографичность романа Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» / М. В. Мокрушина, Л. В. Трофимова // Студенческий. – 2019. – № 42(86). – С. 11-13.

Поршнева А. С. Сюжетно-пространственный комплекс «переход границы» в романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 2 (46). С. 314-325.

Серебрякова, Е. В. Способы создания социального колорита в художественном тексте (на примере романа Э. М. Ремарка «Триумфальная арка») / Е. В. Серебрякова // Актуальные проблемы германо-романской филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных статей / ГОУ ВО МО “Государственный социально-гуманитарный университет”. – Коломна: ГОУ ВО МО “Государственный социально-гуманитарный университет”, 2020. – С. 60-67.

Просмотров работы: 268