СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Карева Е.В. 1
1Государственный социально-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящем мире всенарастающеее использование цифровых технологий преобразует различные сферы человеческой деятельности. Цифровая трансформация образования, как следствие, постоянно ищет новые методы и способы работы с учебным материалом. Поэтому непрерывная цифровизация общества, а также изменений в самих технологиях предъявляют повышенные требования к качественному образованию. Приоритетными целями развития Российской Федерации являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и повышение качества общего образования.

Сегодня большое значение имеет развитие сервисов, аккумулирующих и предоставляющих объективные и актуальные данные, основанные на мониторингах, оценках и рейтингах. На национальном уровне мониторинг включает оценку цифровой трансформации и зрелости образовательных учреждений и динамических изменений применения современных технологий. Цифровую трансформацию образования, которая начинается сегодня, можно рассматривать как очередной этап обновления образования в развивающейся цифровой среде, начавшееся несколько десятилетий назад. Попытка описать происходящие изменения три десятилетия назад привела к выделению базовых факторов этого процесса, которые делятся на внешние по отношению к образовательной системе и внутренние. Внешние задают условия и требования к ее функционированию, а внутренние определяют ее готовность и способность воспринять достижения научно-технического прогресса и использовать их для решения задач образования.

Следует отметить, что успешность систем образования связана с внедрением сквозных цифровых технологий (технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, промышленное и спортивное программирование, робототехника, аддитивные технологии (3D-моделирование, проектирование и конструирование)) в школы, лицеи и гимназии. Интеграция современных цифровых решений может оказывать влияние не только на качественное обучение, но и на повышение позиций школ в российских и международных рейтингах.

Таким образом, благодаря цифровизации классических сервисов, стало очень удобно отслеживать достижения разных субъектов образования, что сложно было представить раньше.

Систему диагностики и контроля достижений обучающихся сегодня очень трудно представить без применения средств ИКТ и цифровых сервисов образовательных платформ, особенно в контексте реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. Наиболее востребованными эти средства оказались в условиях вынужденного удаленного обучения, но и сейчас не менее актуальны. В помощь учителю в Российском сегменте интернета появилось много современных цифровых образовательных платформ, которые имеют специализированные сервисы формирования, диагностики и контроля учебных и метапредметных достижений обучающихся. Почти все они имеют верифицированный контент и отвечают требованиям примерной основной образовательной программы и федеральным государственным образовательным стандартам. Многие платформы предоставляют учителю статистику работ обучающихся в электронной среде, мониторинг деятельности по выполнению заданий разного уровня сложности.

Важным условием является качество и высокая скорость обработки данных диагностики, оперативная корректировка образовательного процесса. Поэтому сервисы имеют автоматическую проверку правильности выполнения заданий, но некоторые имеют возможность выдавать задания со свободным ответом, где потребуется экспертная оценка. Экспертом может выступать учитель. Педагогам в настоящее время необходимы удобные инструменты создания нескольких вариантов проверки (контрольные, самостоятельные работы, домашние задания). Учитель может создать свою проверочную работу. Каждый ученик получает свой вариант заданий. Работу можно провести в классе или задать на дом. На цифровых сервисах находятся и готовые контрольные и самостоятельные работы по разделам и темам школьного курса.

Почти все образовательные онлайн-платформы приспособлены для работы на смартфоне и планшете, обеспечивая комфортную работу в системе, простую и удобную навигацию по разделам. Некоторые платформы, имеют собственные мобильные приложения, которые можно скачать и установить. Готовые учебные онлайн-среды образовательных платформ можно использовать для проведения формирующего оценивания, диагностических проверочных и контрольных работ, для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Для работы со всеми цифровыми сервисами в полном объеме обязательна регистрация и привязка к классу или учителю (зависит от выбора платформы). Можно провести лабораторную работу «Цифровые сервисы», чтобы научить школьников правильно регистрироваться и работать с выбранной платформой. Нужно смириться с необходимостью регистрации на интернет-ресурсах, записывать логины и пароли. Без регистрации могут быть частично доступны или недоступны тесты, контрольные работы, задания, а также результаты проверки, поэтому так важно зарегистрироваться и привязаться к классу, школе, учителю. Регистрация на ресурсах бесплатная, но часть контента (обычно расширенная) предлагается за определенную оплату.

Также мониторинг позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося

Когда проводится диагностика результатов в начале и в конце, например, пройденной темы, мы анализируем общий уровень теоретической и практической подготовки учащихся для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки. Обращать внимание нужно прежде всего на степень выполнения проверочной работы (сколько детей выполнили работу полностью, сколько — частично и т.д.). Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции уроков: если работу выполнили (или «перевыполнили») все учащиеся, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если работу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении. Налицо необходимость в повышении эффективности образовательного процесса через мониторинг образовательной деятельности.

Существуют определенные требованияк мониторингу результативности по работе:

-форма оценки результатов ребенка должна быть конкретной и понятной;

- должна отражать реальный уровень подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника»;

- отработана определенная система оценки. Например: 10-балльная (или любая другая), присвоение «званий» разного уровня, вручение «знаков» и «медалей» определенного достоинства и др.

Самое главное, чтобы у учащегося формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов.

Сейчас в нашем распоряжении цифровые сервисы на любой вкус, которые серьезно экономят время и ресурсы. Мы получаем новые возможности: дистанционный сбор ответов, автоматическую оценку результатов, мгновенное редактирование материалов.

Просмотров работы: 145