Собственность Республики Мордовия является важной составляющей материально-технической базы экономики региона в целом и всех систем его жизнеобеспечения. Обеспечивая работу промышленности, транспорта, строительства и других отраслей народного хозяйства региона, собственность Республики Мордовия создает условия для экономического роста, преодоление кризисных явлений в экономике, развития социальной сферы, улучшения жизни населения региона.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом в Республике Мордовия является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия.
В состав городской казны входят городские финансы, доли в уставных капиталах АО, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города, не закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.
Таблица 1 – Сравнительный анализ структуры объектов государственной собственности Республики Мордовия, состоящих на реестровом учете, 2017 –2021 гг.
Наименование раздела |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Здания, строения, нежилые помещения |
3 165 |
2 918 |
2 885 |
2648 |
2551 |
Земельные участки |
2052 |
2052 |
2042 |
2042 |
2109 |
Объекты незавершенного строительства |
70 |
68 |
68 |
68 |
65 |
Транспортные средства |
2170 |
2020 |
1930 |
1915 |
1950 |
Жилые помещения |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Объекты и сооружения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры |
193 |
222 |
233 |
245 |
251 |
Акции, иные ценные бумаги, доли города в уставных капиталах |
35 |
35 |
34 |
34 |
34 |
ИТОГО |
7 121 |
7 052 |
6 981 |
7012 |
6924 |
На текущий момент в реестре государственного имущества Республики Мордовия состоит 6924 объекта, за 2017-2021 гг. наблюдается уменьшение количества объектов в реестре на 197 объектов.
Наибольшее количество объектов представляют собой Здания, строения, нежилые помещения, предназначенные для обеспечения деятельности государственных учреждений – 2551 шт. В течение 2017-2021 года именно эта статья показывает наибольшую отрицательную динамику, показав сокращение на 614 объектов.
В основном это связано с активным проведением программы приватизации и передачей регионального имущества частным лицам.
Проанализировав данные отчета департамента по управлению имуществом, можно представить состав и структуру региональной собственности РМ на рисунке 1.
Рисунок 1 – Состав объектов региональной собственности Республики Мордовия в 2017-2021 гг.
По данным диаграммы, а также таблице, приведенной выше стоит заметить то, что наибольшая доля в составе муниципального имущества на 2021 год принадлежит зданиям, строениям и нежилым помещениям (38 %) от общего количества объектов, а также группа основных средств, относящихся к оборудованию, производственному и хозяйственному инвентарю, библиотечному фонду, архивам, и прочие основные средства, которая занимает 27 %. На земельные участки приходится около 20 % от общего количества объектов. Объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры занимают 12%.
Хозяйствующие субъекты, доля участия Республики Мордовия и муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, присутствуют, в большей степени, на рынках образования, медицинских услуг, услуг библиотек и архивов, рынке услуг в сфере культуры.
Рынки перевозок пассажиров наземным транспортом, ветеринарных услуг, санаторно-оздоровительных услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства представлены незначительным количеством хозяйствующих субъектов.
Рисунок 2 – Доля товарных рынков в структуре хозяйствующих субъектов, находящихся в собственности Республики Мордовия и муниципальных образований Республики Мордовия, %
Рынки услуг в сфере физической культуры и спорта, ветеринарных услуг, санаторно-оздоровительных услуг, представлены незначительным количеством хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынке услуг физической культуры и спорта, находящиеся в собственности Республики Мордовия, в большинстве своем созданы для оказания услуг не в секторе массового спорта, а в секторе спорта высоких достижений.
По объему финансирования из консолидированного бюджета Республики Мордовия преобладали следующие.
хозяйствующие субъекты, доля участия Республики Мордовия в которых составляет 50 и более процентов, занятые в сфере рынков медицинских услуг, услуг среднего профессионального образования, рынка инноваций, социальных услуг, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, рынка информационных технологий, обеспечения пожарной безопасности, управления недвижимостью, рынка услуг в сфере культуры;
хозяйствующие субъекты, доля участия муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, занятые на рынках общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования, рынке услуг в сфере культуры, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, библиотек и архивов, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
Стоит отметить, что в 2021 году одним из самых финансируемых из республиканского бюджета Республики Мордовия направлений является рынок медицинских услуг, что объясняется мерами, связанными с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Эффективность использования собственности Республики Мордовия отражается в первую очередь через получения дохода от управления имуществом. Доходы данного направления складываются преимущественно из: дивидендов по акциям, арендной платы за земли находящихся в государственной собственности и доходов от сдачи имущества в аренду. Данные доходы приносят в бюджет республики в основном хозяйственные общества, доли уставных капталов, которых находятся в собственности Республики Мордовия, так как государственные учреждения не вправе сдавать в аренду или продавать свои объекты собственности
Представим указанные доходы в виде таблицы в динамике, начиная с 2017 года, для сравнительного анализа.
Результатом работы Госкомимущества является поступление денежных средств в бюджет города от управления и распоряжения собственностью. Общая сумма доходов бюджета Республики Мордовия от управления и использования госимущества составила в 2019 году 79104 тыс. р. В сравнении с предыдущими годами доходы сократились на 40,8%и составили самый низкий показатель за последние 3 года.
Таблица 2 – Динамика доходов от использования регионального имущества Республики Мордовия в 2017–2021 гг., тыс. р.
Виды доходов |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Отклонение 2021 к 2017 гг., р. |
Отклонение 2021 к 2017 гг., % |
1 Доходы от управления государственным имуществом |
87 154 |
68 661 |
71 935 |
89 902 |
208 678 |
121 524 |
139,4 |
1.1 Доходы от сдачи в аренду имущества (за исключением земельных участков) |
49 090 |
29 162 |
34 352 |
33 954 |
31 169 |
-17 921 |
-36,5 |
1.2 Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли |
22 342 |
21 543 |
20 099 |
17 853 |
21 866 |
-476 |
-2,1 |
1.3 Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям |
9 043 |
12 400 |
12 412 |
1 010 |
2 455 |
-6 588 |
-72,9 |
1.4 Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы |
4 461 |
4 284 |
3 892 |
830 |
1 746 |
-2 715 |
-60,9 |
1.5 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти |
2 218 |
1 272 |
1 181 |
2 200 |
2 559 |
341 |
15,4 |
1.6. Проценты от предоставления бюджетных кредитов |
|
|
|
34 055 |
4 477 |
4 477 |
|
1.7. Доходы от размещения средств бюджета |
|
|
|
|
144 406 |
144 406 |
|
2 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
46 384 |
31 198 |
7 169 |
210 883 |
32 542 |
-13 842 |
-29,8 |
Окончание таблицы 2
2.1 Доходы от реализации иного имущества |
35 537 |
15 580 |
4 207 |
210 839 |
19 759 |
-15 778 |
-44,4 |
2.2 Доходы от продажи земельных участков |
10 722 |
15 468 |
2 132 |
13 |
9 905 |
-817 |
-7,6 |
2.3 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений |
125 |
150 |
830 |
31 |
2 878 |
2 753 |
2202,5 |
ИТОГО |
133 538 |
99 859 |
79 104 |
300 785 |
241 220 |
107 682 |
80,6 |
По итогам деятельности Госкомимущества по управлению собственностью за 2021 год поступление денежных средств в бюджет РМ составило 241 млн., что больше 2017 года на 108 млн. р. или 80,6%. Связано это прежде всего с появлением дополнительных крупных статей доходов.
В 2020 году это были проценты от предоставления бюджетных кредитов, а в 2021 году – доходы от размещения средств бюджета.
Также в 2020 году значительный вклад в рост доходов внесла реализация иного имущества.
Доходы в виде арендной платы показывают устойчивую тенденцию к снижению, сократившись на 18,4 млн. р. Похожая ситуация с доходами от доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, сократившимися на 6,6 млн. р., что связано с выходом Республики Мордовия из состава акционеров и приватизацией части унитарных предприятий.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов также заметно сократились с 46,4 тыс. р. до 32,5 млн. р. Такое снижение доходов по продаже объектов нежилого фонда можно объяснить низким спросом на продаваемое имущество.
В современных условиях для обеспечения эффективного управления собственностью необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
Развитие нормативно-правовой базы в области имущественных отношений, а также обеспечение соответствия разрабатываемых нормативных правовых документов федеральному законодательству.
Управление пакетами акций и долями в хозяйственных обществах субъектов РФ должно быть подчинено задаче существенного увеличения капитализации фондового портфеля региона.
Ключевым звеном является разработка концептуальной системы управления региональной собственностью.
Во-первых, рыночная стоимость имущества регулярно не оценивается большинством хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, в условиях развитых рыночных отношений имеется прямая зависимость между величиной затрат, вложенных в объект, и размером эффекта (дохода) от его эксплуатации.
В-третьих, информационная база по объектам региональной собственности в настоящее время носит ведомственный и потому разрозненный характер. Она ведется территориальными подразделениями министерств и ведомств главным образом на федеральном уровне, без учета потребностей как других федеральных органов, так и нужд регионального управления. Поэтому обмен соответствующей информации между подразделениями различных ведомств на региональном уровне крайне затруднен.
Библиографический список
Ануфриева А.А. Управление государственной собственностью региона: оценка результатов реализации правомочия «пользования» / А.А. Ануфриева, Н.С. Девятова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 1. – С. 24-29.
Кулешов Е.В. Государственная собственность субъектов Российской Федерации как основа их экономической самостоятельности / В.Е. Кулешов // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 13-20.
Аташикова М.А. О системном подходе к управлению государственной собственностью // Вестник Тверского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 210-216.
Радько Я.Р. Управление государственной собственностью России в условиях нестабильной экономики // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 4-7. – С. 128-131.
Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В.В. Ходырев, Е.В. Ушакова, В. В. Юшкова; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. – 146 с.