АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Собственность Республики Мордовия является важной составляющей материально-технической базы экономики региона в целом и всех систем его жизнеобеспечения. Обеспечивая работу промышленности, транспорта, строительства и других отраслей народного хозяйства региона, собственность Республики Мордовия создает условия для экономического роста, преодоление кризисных явлений в экономике, развития социальной сферы, улучшения жизни населения региона.

Территориальным органом федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом в Республике Мордовия является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия.

В состав городской казны входят городские финансы, доли в уставных капиталах АО, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города, не закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

Таблица 1 – Сравнительный анализ структуры объектов государственной собственности Республики Мордовия, состоящих на реестровом учете, 2017 –2021 гг.

Наименование раздела

2017

2018

2019

2020

2021

Здания, строения, нежилые помещения

3 165

2 918

2 885

2648

2551

Земельные участки

2052

2052

2042

2042

2109

Объекты незавершенного строительства

70

68

68

68

65

Транспортные средства

2170

2020

1930

1915

1950

Жилые помещения

60

60

60

60

60

Объекты и сооружения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры

193

222

233

245

251

Акции, иные ценные бумаги, доли города в уставных капиталах

35

35

34

34

34

ИТОГО

7 121

7 052

6 981

7012

6924

На текущий момент в реестре государственного имущества Республики Мордовия состоит 6924 объекта, за 2017-2021 гг. наблюдается уменьшение количества объектов в реестре на 197 объектов.

Наибольшее количество объектов представляют собой Здания, строения, нежилые помещения, предназначенные для обеспечения деятельности государственных учреждений – 2551 шт. В течение 2017-2021 года именно эта статья показывает наибольшую отрицательную динамику, показав сокращение на 614 объектов.

В основном это связано с активным проведением программы приватизации и передачей регионального имущества частным лицам.

Проанализировав данные отчета департамента по управлению имуществом, можно представить состав и структуру региональной собственности РМ на рисунке 1.

Рисунок 1 – Состав объектов региональной собственности Республики Мордовия в 2017-2021 гг.

По данным диаграммы, а также таблице, приведенной выше стоит заметить то, что наибольшая доля в составе муниципального имущества на 2021 год принадлежит зданиям, строениям и нежилым помещениям (38 %) от общего количества объектов, а также группа основных средств, относящихся к оборудованию, производственному и хозяйственному инвентарю, библиотечному фонду, архивам, и прочие основные средства, которая занимает 27 %. На земельные участки приходится около 20 % от общего количества объектов. Объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры занимают 12%.

Хозяйствующие субъекты, доля участия Республики Мордовия и муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, присутствуют, в большей степени, на рынках образования, медицинских услуг, услуг библиотек и архивов, рынке услуг в сфере культуры.

Рынки перевозок пассажиров наземным транспортом, ветеринарных услуг, санаторно-оздоровительных услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства представлены незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

Рисунок 2 – Доля товарных рынков в структуре хозяйствующих субъектов, находящихся в собственности Республики Мордовия и муниципальных образований Республики Мордовия, %

Рынки услуг в сфере физической культуры и спорта, ветеринарных услуг, санаторно-оздоровительных услуг, представлены незначительным количеством хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынке услуг физической культуры и спорта, находящиеся в собственности Республики Мордовия, в большинстве своем созданы для оказания услуг не в секторе массового спорта, а в секторе спорта высоких достижений.

По объему финансирования из консолидированного бюджета Республики Мордовия преобладали следующие.

хозяйствующие субъекты, доля участия Республики Мордовия в которых составляет 50 и более процентов, занятые в сфере рынков медицинских услуг, услуг среднего профессионального образования, рынка инноваций, социальных услуг, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, рынка информационных технологий, обеспечения пожарной безопасности, управления недвижимостью, рынка услуг в сфере культуры;

хозяйствующие субъекты, доля участия муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, занятые на рынках общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования, рынке услуг в сфере культуры, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, библиотек и архивов, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.

Стоит отметить, что в 2021 году одним из самых финансируемых из республиканского бюджета Республики Мордовия направлений является рынок медицинских услуг, что объясняется мерами, связанными с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Эффективность использования собственности Республики Мордовия отражается в первую очередь через получения дохода от управления имуществом. Доходы данного направления складываются преимущественно из: дивидендов по акциям, арендной платы за земли находящихся в государственной собственности и доходов от сдачи имущества в аренду. Данные доходы приносят в бюджет республики в основном хозяйственные общества, доли уставных капталов, которых находятся в собственности Республики Мордовия, так как государственные учреждения не вправе сдавать в аренду или продавать свои объекты собственности

Представим указанные доходы в виде таблицы в динамике, начиная с 2017 года, для сравнительного анализа.

Результатом работы Госкомимущества является поступление денежных средств в бюджет города от управления и распоряжения собственностью. Общая сумма доходов бюджета Республики Мордовия от управления и использования госимущества составила в 2019 году 79104 тыс. р. В сравнении с предыдущими годами доходы сократились на 40,8%и составили самый низкий показатель за последние 3 года.

Таблица 2 – Динамика доходов от использования регионального имущества Республики Мордовия в 2017–2021 гг., тыс. р.

Виды доходов

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Отклонение 2021 к 2017 гг., р.

Отклонение 2021 к 2017 гг., %

1 Доходы от управления государственным имуществом

87 154

68 661

71 935

89 902

208 678

121 524

139,4

1.1 Доходы от сдачи в аренду имущества (за исключением земельных участков)

49 090

29 162

34 352

33 954

31 169

-17 921

-36,5

1.2 Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли

22 342

21 543

20 099

17 853

21 866

-476

-2,1

1.3 Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям

9 043

12 400

12 412

1 010

2 455

-6 588

-72,9

1.4 Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы

4 461

4 284

3 892

830

1 746

-2 715

-60,9

1.5 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти

2 218

1 272

1 181

2 200

2 559

341

15,4

1.6. Проценты от предоставления бюджетных кредитов

 

 

 

34 055

4 477

4 477

 

1.7. Доходы от размещения средств бюджета

 

 

 

 

144 406

144 406

 

2 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

46 384

31 198

7 169

210 883

32 542

-13 842

-29,8

Окончание таблицы 2

2.1 Доходы от реализации иного имущества

35 537

15 580

4 207

210 839

19 759

-15 778

-44,4

2.2 Доходы от продажи земельных участков

10 722

15 468

2 132

13

9 905

-817

-7,6

2.3 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений

125

150

830

31

2 878

2 753

2202,5

ИТОГО

133 538

99 859

79 104

300 785

241 220

107 682

80,6

По итогам деятельности Госкомимущества по управлению собственностью за 2021 год поступление денежных средств в бюджет РМ составило 241 млн., что больше 2017 года на 108 млн. р. или 80,6%. Связано это прежде всего с появлением дополнительных крупных статей доходов.

В 2020 году это были проценты от предоставления бюджетных кредитов, а в 2021 году – доходы от размещения средств бюджета.

Также в 2020 году значительный вклад в рост доходов внесла реализация иного имущества.

Доходы в виде арендной платы показывают устойчивую тенденцию к снижению, сократившись на 18,4 млн. р. Похожая ситуация с доходами от доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, сократившимися на 6,6 млн. р., что связано с выходом Республики Мордовия из состава акционеров и приватизацией части унитарных предприятий.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов также заметно сократились с 46,4 тыс. р. до 32,5 млн. р. Такое снижение доходов по продаже объектов нежилого фонда можно объяснить низким спросом на продаваемое имущество.

В современных условиях для обеспечения эффективного управления собственностью необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:

Развитие нормативно-правовой базы в области имущественных отношений, а также обеспечение соответствия разрабатываемых нормативных правовых документов федеральному законодательству.

Управление пакетами акций и долями в хозяйственных обществах субъектов РФ должно быть подчинено задаче существенного увеличения капитализации фондового портфеля региона.

Ключевым звеном является разработка концептуальной системы управления региональной собственностью.

Во-первых, рыночная стоимость имущества регулярно не оценивается большинством хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в условиях развитых рыночных отношений имеется прямая зависимость между величиной затрат, вложенных в объект, и размером эффекта (дохода) от его эксплуатации.

В-третьих, информационная база по объектам региональной собственности в настоящее время носит ведомственный и потому разрозненный характер. Она ведется территориальными подразделениями министерств и ведомств главным образом на федеральном уровне, без учета потребностей как других федеральных органов, так и нужд регионального управления. Поэтому обмен соответствующей информации между подразделениями различных ведомств на региональном уровне крайне затруднен.

Библиографический список

Ануфриева А.А. Управление государственной собственностью региона: оценка результатов реализации правомочия «пользования» / А.А. Ануфриева, Н.С. Девятова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 1. – С. 24-29.

Кулешов Е.В. Государственная собственность субъектов Российской Федерации как основа их экономической самостоятельности / В.Е. Кулешов // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 13-20.

Аташикова М.А. О системном подходе к управлению государственной собственностью // Вестник Тверского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 210-216.

Радько Я.Р. Управление государственной собственностью России в условиях нестабильной экономики // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 4-7. – С. 128-131.

Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В.В. Ходырев, Е.В. Ушакова, В. В. Юшкова; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. – 146 с.

Просмотров работы: 31