ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственная собственность – один из основополагающих элементов экономической системы субъекта Федерации.

Система управления государственной собственностью базируется как на общих постулатах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением правил и условий, устанавливаемых государством как собственником своего имущества [1].

Важная роль в структуре государственной собственности России как государства федеративного типа принадлежит собственности субъектов РФ. Тем не менее следует признать, что управление государственным имуществом организовано далеко не на должном уровне при общей тенденции снижения мер экономической реализации государством своих правовых возможностей в качестве эффективного.

Управления и распоряжение государственной собственностью в современной России является одной из самых актуальных. Главным требованием к использованию и управлению собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов государственной власти.

Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов государственной собственности, постоянном увеличении расходов, связанных с их модернизацией, эксплуатацией и ремонтом. Изношенность объектов либо нахождение их в непригодном для использования состоянии часто приводит к сдаче в аренду или продаже по минимальным ценам (ситуация усугубляется, если объекты вовсе не используются вплоть до своего полного разрушения).

Отсутствие единого методологического подхода к управлению региональной собственностью порождает проблемы её эффективного использования.

Современные достижения науки государственного управления состоят в том, что ученые пришли к пониманию, что любые имущественные отношения находятся в тесной связи с государственным управлением и главный вопрос не в том, больше или меньше государственности должно быть в управлении ими, а в определении и применении таких эффективных механизмов государственного управления, которые обеспечили бы устойчивое экономическое развитие страны и ее регионов [2].

Степень и механизмы государственного управления имущественным комплексом отличаются от региона к региону, поскольку каждый регион имеет свои особенности, и определяются состоянием и развитием экономических, производственных процессов, региональными приоритетами, уровнем экономических отношений.

Управление государственной собственностью в регионе осуществляется на 7 принципах: законности; эффективности и результативности; подотчетности и подконтрольности; открытости и гласности; обеспечения целевого использования имущества, находящегося в государственной собственности края; пообъектного управления (определение целей и задач управления по каждому объекту управления, группам объектов как определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления); ответственности органов государственной власти края и иных государственных органов края, персональной ответственности их должностных лиц за результаты управления государственной собственностью края [3].

Функционирование системы управления собственностью и взаимодействие государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления регламентированы законодательными и нормативными правовыми актами. Особенности субъектов собственности и характер их отношений с органами власти предопределяют основное содержание и механизмы управления этой собственностью.

Система управления региональной и муниципальной собственностью состоит из четырех связанных сегментов: управления отношениями собственности, функционального, институционально-организационного и экономико-правового механизмов управления [4]. Характеристика обозначенных сегментов системы управления земельно-имущественным комплексом соответствующего уровня представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1 – Характеристика сегментов системы управления земельно-имущественным комплексом региона или муниципального образования

№ п/п

Наименование сегмента

Характеристика сегмента

1.

Сегмент управления отношениями собственности

В нем персонифицируется субъектный и объектный состав системы управления собственностью. Собственность экономически значима лишь при использовании в деятельности. Например, как объект имущественных отношений земельный участок или месторождение полезных ископаемых становятся собственностью только при передаче их в пользование. В то же время органы власти, уполномоченные осуществлять права собственности, не вправе по закону заниматься хозяйственной деятельностью.

2.

Функциональный сегмент управления

Управление собственностью обеспечивают общие типовые функции управления – анализ, прогнозирование, планирование, учет (регистрацию), оценку, экспертизу, контроль, надзор. Особенность системы управления региональной или муниципальной собственностью – органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно выступают и как частный собственник, и как институт власти. Оттого типовые функции управления дополняются новыми, которые условно можно разделить на: регулятивные, состоящие в нормативной правовой регламентации управления собственностью; исполнительно-распорядительные, направленные на выполнение закрепленных регулятивными функциями прав и обязанностей; контрольно-надзорные. Они воплощаются в полномочиях органов власти.

3.

Институционально-организационный сегмент управления

Институционально-организационный сегмент – неотъемлемая связь субъекта управления с функцией, установленной для исполнения. Каждой функции (регулятивной, исполнительно-распорядительной, контрольно-надзорной) присущи свои институциональные (организационные) образования. Наряду с ними существуют институты оценки, экспертизы, контроля, надзора.

4.

Сегмент экономико-правовых механизмов управления собственностью

Он объединяет экономические механизмы, которые должны в правом поле содержательно наполнять функциональный сегмент. Кроме того, данный сегмент является основой рачительного управления собственностью. От разработанности и обоснованности экономической модели и механизмов управления зависит уровень качественной реализации вышеуказанных частей системы управления. В него входят установленные в процессе нормативной правовой регламентации механизмы, в частности доступа к пользованию земельными ресурсами, оборота прав пользования, налогообложения, рентных отношений, ценообразования.

В целом, организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются:

- определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью (необходимо определить виды субъектов, установить их правовой статус, осуществить учет и регистрацию); учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними);

- распределение объектов государственной собственности между субъектами;

- осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

Теперь подробнее остановимся на механизмах управления государственной собственностью на уровне региона. Основными механизмами являются [5]:

- использование имущественной казны;

- приватизация объектов государственной собственности;

- акционирование объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

- купля-продажа объектов собственности в регионе, организация аукционов, конкурсных торгов;

- аренда имущественных объектов, предоставление объектов в лизинг;

- предоставление объектов региональной собственности в концессию;

- лицензирование прав пользования объектами региональной собственности;

- использование регионального имущества как объекта залога;

- участие в имущественных операциях на территории региона нерезидентов, иностранных юридических лиц;

- организация независимой оценки стоимости недвижимости в регионе.

Вывод. Государственная собственность играет системообразующую роль в современной экономике, позволяя обеспечить реализацию функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Однако последнее возможно только при осуществлении эффективного управления ею. Эффективность управления зависит от многих факторов, включая специфику субъектов управления и объектов государственной собственности, особенности структуры государственного имущества, качество нормативно-правового регулирования.

Библиографический список

1. Кошкин В. И. Управление государственной собственностью: Учебник / В. И. Кошкин – Москва : ИКФ «ЭКМОС», 2002 – 664 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01004458849. – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.

2. Ильина Л. Н., Жура С. Е., Пшенко О. Ю. Управление государственными расходами на федеральном и региональном уровнях / Л. Н. Ильина, С. Е. Жура, О. Ю. Пшенко. – Текст : непосредственный // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 13. – С. 14-16.

3. Дементьев Д. В. Бюджетная система РФ : учебное пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. – М.: КНОРУС, 2017. – 256 с. . – Текст : непосредственный.

4. Радько Я.Р. Управление государственной собственностью России в условиях нестабильной экономики // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 4-7. – С. 128-131.

5. Колесова О.Н. Проблемы регулирования отношений по управлению неразграниченной государственной собственностью на землю // Актуальные проблемы правоведения. – 2016. – № 4 (52). – С. 32-45.

Просмотров работы: 177