Цель работы: выяснить, является ли витаминизирование студентов важным элементом в их жизни.
Предмет работы: витамины.
Объект работы: студенты.
Гипотеза: студенты должны принимать витамины во время учебного процесса для улучшения качества их жизни.
Задачи:
Выяснить, присутствует ли у студентов недостаток витаминов;
Выяснить, принимают ли студенты витамины на протяжении учебного года;
Проанализировать, каких витаминов не хватает студентам при той или иной физической нагрузке.
Введение
Самочувствие учащихся представляется не только медицинской и педагогической проблемой, но и социальной проблемой, так как это грядущие профессионалы и будущие родители. Укрепление здоровья студентов и повышение их трудоспособности – одна из актуальных тем в наше время.
Учёные пришли к выводам, что неблагоприятные социально-экономические факторы существенно виляют на здоровье человека, его склонность к заболеваниям и способность им противостоять. В наше время в условиях ВУЗОВского обучения студенты в учебном процессе очень нагружены не только умственно, но и физически, вдобавок это все сопровождается нарушением труда, отдыха и питания.
В ходе исследования использовались следующие общенаучные методы и приёмы: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, методы обобщения.
В настоящее время преподаватели ВУЗОВ все чаще сталкиваются с проблемой авитаминоза у студентов, занимающихся физической культурой. У таких студентов проявляется авитаминоз в выраженных головных болях, тошноте и частом головокружении.
Авитаминоз – это заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины. Нехватка витаминов усугубляется недосыпанием, несбалансированным рационом, большими физическими нагрузками для студентов.
Обязательной частью учебного процесса для студентов, которые занимаются физической культурой, в основной группе по показаниям здоровья является сдача ГТО. Авитаминоз чаще всего наблюдается у студентов в весенний период времени. Это обусловлено тем, что студентам не хватает витаминов в питании из-за отсутствия овощей и фруктов в зимнее время в период больших физических нагрузок при подготовке к сдаче нормативов. В целом весенняя недостаточность витаминов у студентов проявляется различными признаками: повышенная утомляемость, нарушение сна, снижение аппетита, снижение гемоглобина в крови, различные изменение в слизистой оболочек и кожных покровов, нарушение нормального функционирования желудочно-кишечного тракта, частичное снижение остроты зрения и другие.[1 c.64]
Мы провели опрос студентов, занимающихся физической культурой 1 – 4 курса по трем основным вопросам: «как часто у вас болит голова во время занятий физической культурой», «испытываете ли вы головокружение во время уроков физической культуры», «как часто вы чувствуете усталость после уроков физической культуры», и вот что выяснилось.
По итогам опроса выяснилось, что у 15% опрошенных студентов на уроках физической культуры часто болит голова, 3% студентов испытывают головокружение во время занятий физической культурой, а 58% студентов ответили, что чувствуют усталость после уроков физической культуры.
Эпидемические исследования в России показывают значительную распространённость авитаминоза у людей 18-25 лет, как раз в эту возвратную категорию и попадают студенты ВУЗОВ (рисунок 1).
Рис. 1. Распространенность авитаминоза у людей 18-25 лет
Проанализировав данные на диаграмме, мы пришли к выводу о том, что в рационе студентов с большой физической нагрузкой наиболее выражен недостаток витаминов В9 и С. Сниженное потребление было выявлено у 70% и 68% студентов.
Также преподаватели ВУЗОВ отмечают, что у студентов, которые готовятся к сдаче ГТО чаще всего ослабленный организм, неспособный проводить длительные интенсивные физические нагрузки. Большинство преподавателей физической культуры отмечают, что показатели физической активности студентов падают и сдать ГТО им становится сложнее.
Такая ситуация предполагает необходимость внедрения в жизни студентов ВУЗА, которые активно занимаются физическими нагрузками, практических мер, которые будут направлены на сохранение их здоровья: оптимизация учебного процесса, качества питания, отдыха и проведения витаминизации студентов в рамках ВУЗА.
Ряд мероприятий, которые рекомендовано проводить ВУЗАМ для повышения витаминов в организме студентов с физическими нагрузками в весеннее время:
Тщательно следить за продуктами, которые поступают в столовые ВУЗА;
Проводить акции по обогащению фруктами и витаминами за выполнение элементарных физических упражнений, которые проходят в некоторых ВУЗАХ России;
Выдавать фруктовые батончики, обогащённые витаминами студентам (такие акции нередко проходят в некоторых ВУЗАХ России);
Перенять европейский опыт в витаминизации студентов путём выдачи витаминных комплексов каждому студенту с активными физическими нагрузками с дефицитом витаминов.
Витаминизация – это мероприятия, которые направлены на восполнение потребности организма в витаминах. Витаминизация осуществляется двумя способами: целенаправленным приемом отдельных витаминов или их сочетаний в виде специально синтезированных фармакологических препаратов; потреблением определенного вида пищевых продуктов, которыми богаты именно данные разновидности витаминов. [6]
Большинство витаминов содержится в пище, но следует помнить, что продукты не содержат их в достаточном объёме для удовлетворения физиологических потребностей. Также необходимо отметить, что содержание витаминов в натуральных продуктах растительного происхождения зимой и весной существенно снижается. [3 с. 45]
Исследователи пришли к выводу, что наиболее эффективным и экономически доступным способом кардинального улучшения обеспеченности студентов витаминами является регулярный приём поливитаминных препаратов или витаминно-минеральных комплексов совместно с включением в рацион специализированных продуктов питания, которые обогащены ценными биологически активными пищевыми веществами до соответствующего физиологическим потребностям организма уровня.
В современном мире питание студентов с большими физическими нагрузками не может полностью удовлетворить их нарастающую потребность в витаминах и микроэлементах. Использование обогащённых витаминами продуктов питания позволяет частично удовлетворить содержание витаминов в организме студента в весеннее время и позволит тщательно подготовиться к сдаче нормативов без вреда для организма. Дополнительная витаминизация рациона может предотвратить гипервитаминозы в течение всего года. Применение поливитаминных препаратов очень важно и рекомендуется как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний.
Список литературы
Бекетова Н. А. Оценка витаминного статуса студентов Московского вуза по ванным о поступлении витаминов с пищей и их уровню в крови // Вопр. питания. 2015. Т. 84. 64 с.
Карепин А. О., Павлов Д. В. Бабалян А. В. Гигиеническая оценка питания студентов через автоматы быстрого питания // Вопр. Питания. – 2015. Т. 84. №1. 68 с.
Ермакова О. А., Кулеш Т. А. Оценка Витаминно-минерального статуса студентов пермского государственного медицинского университета//Международный студенческий научный вестник. – 2018 — № 5
Интернет-источник: https://ru.wikipedia.org
Интернет-источник: https://adaptive_physical_education.academic.ru