Актуальной проблемой многих высших учебных заведений является адаптация студентов. Важным фактором получения качественного образования, является способность студентов адаптироваться к новому окружению на первых этапах обучения, ведь от этого зависит дальнейшее отношение к учёбе, взаимодействие с преподавателями и другими учащимися ВУЗа. Способность преодолевать различные трудности процесса адаптации, повышает активность студентов, а также улучшает интерес к познавательной деятельности. Касаемо иностранных студентов, следует отметить важность адаптационного процесса не только к социальному фактору, но и к климатическим условиям.
Цель данной статьи заключается в анализе процесса адаптации иностранных студентов в условиях Севера. В качестве методов были использованы анализ и анкетирование.
Множество иностранных абитуриентов для получения высшего образования выбирают Северный Арктический Федеральный Университет, который расположен в городе Архангельск и, в связи с этим, попадают в непривычные для них температурные условия.
Архангельск относится к числу исторических городов нашей страны. Архангельская область расположена на севере Европейской части России. Территория области омывается Белым, Баренцевым, и Карским морями.
Большая часть территории Архангельской области является районами Крайнего Севера.
Остальная территории области — это территории приравненные к районам Крайнего Севера [1].
Современный Архангельск продолжает играть важную роль как крупнейший центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. В частности, здесь расположены крупные лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты (ЛДК, в том числе Соломбальский ЦБК), гидролизный завод и другие предприятия. Ведущие государственные предприятия рыбной промышленности - база тралового флота, рыбокомбинат и Архангельский опытно-водорослевый комбинат, который занимается переработкой морских водорослей [3].
Северный Арктический Федеральный Университет предоставляет множество возможностей для адаптирования иностранных студентов [2].
В рамках данной статьи была сделана выборка из 20 иностранных студентов САФУ, проведено анкетирование, обработка и анализ результатов.
В ходе написания статьи удалось опросить студентов из Узбекистана, Камеруна, Таджикистана, Туркменистана, Малайзии, Мексики и Вьетнама. Количество представителей той или иной страны представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Количество анкетируемых по странам
Учебный год в САФУ начинается в сентябре. По данным метеонаблюдений, в сентябре в Архангельске и ближайших к нему населенных пунктах устанавливается температурный режим в диапазоне от +5 °C до +17 °C днем и от +4 °C до +16 °C ночью. Среднемесячная температура при этом составляет сентябре +12 °C. В последствии температура снижается и к январю средний показатель температуры составляет -13 °C. Весной температура в среднем поднимается до +4°C, а летом составляет +17 °C [4].
Данные показатели температур являются достаточно низкими для большинства иностранных студентов. Диаграммы, отражающие процентное соотношение средних температур летом и зимой представлены на рисунках 2 и 3 соответственно.
Рисунок 2 – Средний показатель температуры в странах опрошенных студентов летом
Рисунок 3 - Средний показатель температуры в странах опрошенных студентов зимой
Как показывают результаты анкетирования, процесс адаптации в среднем не вызывает особых трудностей, но не всегда проходит легко. Результаты опроса по тяжести протекания адаптационного процесса представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Сложность процесса адаптации для студентов
По данным анкетирования можно выделить, что студенты сталкиваются с различными заболеваниями и плохим самочувствием в первое время адаптации. Большинство иностранных студентов испытывают проблемы со сном, мёрзнут, чувствуют слабость и насморк. Также отмечается повышение или понижение давления и мигрень. В меньшей степени проявляется повышение температуры тела и аллергические реакции. Результаты этого опроса представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Проявление процесса адаптации на самочувствии студентов
Высокая частота наличия бессонницы объясняется различием в часовых поясах. Многие студенты не могут быстро адаптироваться к разнице во времени, помимо этого оказывает своё влияние и учебная деятельность.
Как следствие из-за бессонницы могут проявляться проблемы с давлением, а также с иммунитетом человека. Помимо этого, регулярный недосып является стрессом для организма. При стрессе снижается концентрация железа, увеличивается уровень катехоламинов, альдостерона, кортизола, пролактина, ангиотензина, ренина, и повышается концентрация альбумина, холестерина и фибриногена (риск сердечно-сосудистых заболеваний), глюкозы и инсулина (риски диабета и ожирения) [5].
По данным, полученным из анкетирования. Время протекания процесса адаптации варьируется в среднем от одной недели до месяца, но бывают исключения, когда студенты не могут адаптироваться до полугода и более. В целом процесс адаптации достаточно индивидуален для каждого человека. Результаты анкетирования представлены в форме гистограммы на рисунке 6.
Рисунок 6 – Время, занимаемое адаптационным процессом
Подводя итоги следует обратить внимание на взаимосвязь переносимого, во время адаптации, стресса и образа жизни человека. Соблюдение режима сна, здорового образа жизни, правил гигиены, здорового питания, занятия спортом, а также отказ от вредных привычек будет положительным образом сказываться на состоянии здоровья не только в период адаптации, но и на протяжении всей жизни.
Список литературы:
География города Архангельска [Электронный ресурс]. URL: https://www.arhcity.ru/?page=35/7 (дата обращения: 11.12.2022).
Информация для иностранных абитуриентов [Электронный ресурс]. URL: https://narfu.ru/international/international_entrants/ (дата обращения: 11.12.2022).
История города Архангельска [Электронный ресурс]. URL: https://www.arhcity.ru/?page=34/1 (дата обращения: 11.12.2022).
Температура в Архангельске по месяцам [Электронный ресурс]. URL: https://weatherarchive.ru/Pogoda/Arkhangelsk (дата обращения: 11.12.2022).
Бурачков Д.И., Тардов М.В. ИНСОМНИЯ (БЕССОННИЦА): ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ. Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина» журнала «Consilium Medicum», 2020. С. 75-82.