Стиль барокко появился в Германии во второй половине XVII века. Там же и получил название “Имперского стиля”. Здания в этом стиле строились по французскому образцу, подражая зданиям Людовика XIV в Версале. [1]
Данный стиль широко представлен в церковной и дворцовой архитектуре, подчеркивая великолепие и символизм форм. Образцом архитектурных форм в это время становился Версаль (Дворец Шлайсхайм, Мангеймский дворец) и Рим. Данные роскошные помещения с огромными окнами, высокими потолками и прихотливым орнаментом нередко украшались живописными картинами. К числу характерных образцов немецкого барокко относят Монастырь в Мельке. Особое внимание уделялось в эпоху барокко садово-парковому искусству, в котором было заметно китайское влияние (Дворец Ораниенбаум). [2]
Самые значительные архитектурные сооружения стиля барокко в Германии связаны с именами выдающихся немецких зодчих этого времени: И. Динценхофера (1665 – 1726); Б. Неймана (1678-1753), который был архитектором и инженером в период развитого барокко; М. Д. Пеппельмана (1662 – 1736), представителя позднего барокко; А. Шлютера (1660 – 1714), архитектора и скульптора этого направления в архитектуре, который работал и в России — в Петербурге и Петергофе. [3]
В начале нового столетия Андреас Шлютер руководил реконструкцией и расширением Королевского дворца, руины которого были снесены уже во времена ГДР. Перед главным проходом дворца возвышалась мощная статуя Фридриха Вильгельма, автором которой также был А. Шлютер. Следует заметить, что памятник и главный портал – ключевые элементы, определившие облик площади Берлина на долгие годы. На сегодняшний день данной площади не существует, а конная статуя располагается у дворца Шарлоттенбург.
Шлютер также занимался строительством берлинского Цейхгауза. Для украшения оконных проемов он применял известную серию голов умирающих воинов. Целью автора было не только изобразить страдания людей, но и передать их силу и мужество. [7]
Своими архитектурными произведениями эти зодчие вписали яркие страницы в историю немецкой архитектуры. Творения зодчих представляли собой единое целое с произведениями талантливых живописцев и скульпторов.
Дворцы с протяженными корпусами, в которых ряд комнат (залов) расположены анфиладой, т. е. по одной оси, и соединены дверями, с великолепно обставленными помещениями, прямоугольными, круглыми и овальными дворами строились по образцу французских дворцов.
Столица Саксонии — Дрезден в конце XVII века и в XVIII веке стал центром искусства и архитектуры. Здесь с 1711 по 1722 год архитектор М. Д. Пеппельман построил Цвингер (Цитадель) — часть дворцового ансамбля зрелищ и отдыха. [4]
В южных областях Германии господствовал католицизм и очень тесными были связи с Италией. Культовые здания здесь поначалу возводили итальянские мастера, но постепенно сложилась и немецкая школа.
Выдающимся скульптором первой половины ХVIII века был Бальтазар Нойман. Его шедевр – резиденция архиепископа в Вюрцбурге (1719 – 44).
Нойман использовал здесь все виды скульптуры: рельеф, переходящий в горельеф, круглую пластику, отдельно стоящие статуи, пышную декоративную лепку, огромный плафон, посвященный четырем частям света.
Д.-Б.Тьеполо украсил Императорский зал композициями, посвященными жизни Фридриха Барбароссы.
Церковной архитектуре барокко в Германии был присущ спиритуалистический уклон. Всё в интерьере было подчинено тому, чтобы создать религиозный экстаз. Динамичные, чуть ли не вихревые пластические формы в сочетании с сочным растительным орнаментом, яркая позолота – всё придавало неповторимое своеобразие немецким приходским церквям.
Дворцовый ансамбль Цвингер(1711-1722), детище архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельмана. Застекленные галереи-аркады охватывают ансамбль с трех сторон, наиболее величественная из них – длинная галерея, расположенная вдоль рва, заполненного водой. В ее центре, акцентируя вход и мост, переброшенный через ров, – пышно оформленные двухэтажные ворота, увенчанные куполом в виде короны. По бокам длинной оси ансамбль замыкают входные двухэтажные павильоны-многогранники, в их оформлении динамичный напряженный стиль мастера проявился особенно полно. Стены покрыты сочной пластикой и кажутся вылепленными. Аркам-проходам нижнего этажа соответствуют огромные застекленные арки-окна второго этажа в сложных, обильно украшенных декоративной лепкой рамах. Цвингер – чудо ритмической гармонии.
Несколько позже был построено замыкающее здание, в котором расположилась знаменитая картинная галерея. [5]
Строителем Фрауэнкирхе (1726—1743), наиболее известной протестантской церкви Германии, был архитектор Георг Бэр (1666—1738). Внутри храма было восемь опорных столбов, поддерживавших купол и многоярусные хоры, огибавшие всю церковь. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, благодаря чему оно казалось вытесанным как бы из одного куска камня. Фрауэнкирхе — один из наиболее характерных образцов немецкого барокко. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело живой, подвижный силуэт. Фрауэнкирхе оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру. Придворная католическая церковь в Дрездене была возведена с 1738 по 1751 год итальянским архитектором Гаэтано Киавери (1689—1770). Прямоугольная в плане, она расчленена на нефы, из которых главный выступает в виде самостоятельного объема. К основной части здания примыкает стройная многоярусная колокольня, в композиции которой нельзя не видеть результата воздействия русской архитектуры, памятники которой Киавери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге. Фасады церкви обработаны пилястрами; высокие балюстрады, скрывающие крыши, завершаются статуями, обогащающими внешний облик храма. Произведение Киавери — памятник зрелого барокко — отличается монументальностью и типично итальянской сочностью форм.
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах(1656 – 1723) создал новый стиль аристократического загородного дома – динамичный и эффектный, воплотив его в ряде особняков венской аристократии.
Он объединил идеи загородного дворца в стиле французского барокко, состоящего из множества соединенных павильонов, со стилем виллы эпохи Возрождения, окруженной невысокими отдельными флигелями и вдохновленной классикой. Используя мощные закругленные формы архитекторов римского барокко, он придал своим виллам более динамичный вид.
Проекты загородных домов Фишера оказали решающее влияние на архитекторов его времени. В похожем стиле синтеза римского и французского барокко с добавлением палладианских элементов он создал новый вид городского дворца, который характеризовался впечатляющими формами, структурной чистотой и динамическим напряжением в декоре. Зимний дворец принца Евгения Савойского, строительство которого началось в 1695 году, является замечательным образцом этого стиля. [6]
Немецкое барокко как архитектурный стиль, зародившись во второй половине XVII века, получило большое распространение в Германии. Главная его черта – пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Список используемой литературы:
https://www.liveinternet.ru/users/sake57/post417449801
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/1625
https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкое_барокко
https://architecturalidea.com/architecture-history/epoxa-barokko-v-germanii-vtoraya-polovina-xvii-veka/
https://www.partner-inform.de/partner/detail/2015/6/230/7546/prekrasnoe-barokko-germanii?lang=ru
https://studfile.net/preview/5918222/page:2/
https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/arhitektura_barokko_v_germanii/