Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатин - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатин

Усачева В.С. 1, Окуненко Л.Ю. 2
1МФК КГМУ
2ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава-России, медико-фармацевтический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Воспалительные заболевания половых органов представляют собой одну из актуальных проблем акушерства и гинекологии. За последнее десятилетие наряду с ростом заболеваемости бактериальным вагинозом, генитальным хламидиозом, трихомониазом, неспецифическим вагинитом и другими болезнями реальную клиническую значимость приобрела проблема вагинального кандидоза (ВК). В последние годы частота заболеваемости ВК возросла в 2 раза и составляет от 26 до 40-45 % в структуре инфекционной патологии нижнего отдела половой системы [7].

Проблема грибковых инфекций остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Применение антибиотиков, зачастую необоснованное, иммунодефицитные состояния, возникающие в условиях интенсивных урбанистических нагрузок, применение пероральных контрацептивов, нарушение обмена веществ и функции эндокринной системы приводят к развитию предпосылок для формирования оптимальных условий для размножения грибковой флоры [8].

В связи с выраженной тенденцией к распространению кандидоза особую важность приобретает проблема его лечения.

В настоящее время, в соответствии с классификацией Страчунского Л.С. (1994), для лечения вагинального кандидоза используются противогрибковые препараты: препараты полиенового ряда: нистатин, леворин, амфотерицин В; препараты имидазолового ряда: кетоконазол, клотримазол, миконазол, бифоназол; препараты триазолового ряда: флуконазол, интраконазол [16].

Одним из первых полиеновых антибиотиков в лечении кандидоза был нистатин, который по химической структуре относится к тетраенам. Препарат малотоксичен, и, как правило, хорошо переносится больными.

На фармацевтическом рынке Нистатин пользуется большим спросом, так как имеет много достоинств по сравнению с другими препаратами [7].

В этой связи изучение ассортимента и характеристик лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Нистатин представляется нам важным и актуальным на сегодняшний день.

Цель работы: маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатин.

Задачи работы:

Изучить цели, задачи и особенности фармацевтического маркетинга.

Рассмотреть методы проведения маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств.

Провести товароведческую характеристику лекарственного средстваНистатин.

Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатин.

Провести сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, разрешенных к применению в Российской Федерации.

Методы исследования: контент - анализ официальных источников литературы, аналитический метод, метод сравнения, обобщение и систематизация, статистический метод (составление таблиц и диаграмм).

Глава 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Цели, задачи и особенности фармацевтического маркетинга

Фармацевтический маркетинг это процесс, посредством которого предоставляется фармацевтическая помощь. Любой товар, услуга или идея, связанные с фармацией, могут быть предметом фармацевтического маркетинга [20].

В своей книге «Основы маркетинга» Филипп Котлер определяет маркетинг как социальный и управленческий процесс, посредством которого отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности, создавая товары и потребительские ценности и осуществляя обмен ими [9].

Цель маркетинга предприятия - обеспечение рентабельности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5,10,15 лет) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей и кончая собственными возможностями в этой перспективе. Главное в маркетинге - его целевая ориентация и комплексность.  Отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который даст применение маркетинга как системы. Маркетинг как система экономической деятельности, с одной стороны, - это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей покупателей; ориентация производства на эти требования, адресность  выпускаемой продукции, с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений [6].

К наиболее важным элементам и функциям маркетинга относятся следующие:

- комплексное изучение рынка;

- планирование товарного ассортимента;

- разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей;

- выявление неудовлетворенного спроса, т.е. потенциальных потребностей;

- планирование и осуществление сбыта продукции;

- воздействие на организацию и управление производством [10].

Комплексное применение этих элементов и предоставляет собой сущность маркетинга, которая метко выражена в изречении: «Производите и продавайте товары, которые, безусловно, будут куплены, а не стремитесь навязывать людям то, что вам удалось произвести» [5].

У каждого предприятия имеется своя специфика деятельности, поэтому соотношение и степень значимости элементов маркетинга будут различны. Успех в конкурентной борьбе и достижение высоких финансовых результатов предприятия зависят от изменения структуры производительных затрат и характера хозяйственной среды [11].

Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи [21].

Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача. Поэтому первой и главной особенностью фармацевтического маркетинга является то, что в случае фармацевтической помощи усложняется классическая формула купли -продажи, потому что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено - врач, который в равной, а иногда и большей степени является генератором спроса [20].

Второй  важной особенностью является то, при анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра - нужду, потребность и спрос.

Третьей особенностью является то, что потребители зачастую рассматривают медицинские и фармацевтические товары не как желаемый товар, а как необходимую покупку, и поэтому, как правило, осуществляют покупку под давлением симптомов болезни или при ощущении отклонений от нормального самочувствия. Это, в свою очередь, определяет то, что больной покупает не лекарство или предмет ухода как таковые, а способ вернуть себе здоровье и устранить состояние дискомфорта, вызванное нездоровьем.

Четвертая особенность связана с неосведомленностью конечного потребителя (больного) о том, какое лекарство ему необходимо и какое из имеющихся на рынке синонимов надо выбрать.

Пятая важная особенность - фармацевтические товары должны быть только высокого качества [20].

Резюмируя приведенные выше особенности можно сказать, что наряду с больным, одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство в различных лекарственных формах, которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:

1. Решение о необходимости приема лекарственного препарата принимает врач, а не больной, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;

2. Потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает  употреблять его;

3. Эффективность, качество и безопасность лекарственного препарата являются определяющими показателями при покупке лекарственного препарата;

4. Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [21].

К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:

- анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;

- анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;

- повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.

- разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;

- выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;

- разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании [20].

Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей [18].

1.2. Методы проведения маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств

Понятие "товары аптечного ассортимента", сложившееся на фармацевтическом рынке обобщает группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые фармацевтические организации. В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. Товары "основного" ассортимента традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими товарами [18].

Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В законе приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации, который включает: лекарственные препараты, медицинские изделия, в т.ч. перевязочные материалы, изделия санитарии и предметы ухода за больными, парафаpмацевтическую продукцию, в т.ч. лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей, санитаpно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковую оптику, реактивы, средства санитарии и гигиены, БАДы, медицинскую технику (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы) [1].

Основной и самой многочисленной группой товаров аптечного ассортимента являются лекарственные препараты. В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому,  фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [15, 18].

Сегодня ассортимент любой аптечной организации включает огромное количество различных наименований товаров. Следует подчеркнуть и то, что за последние годы в фармации появились новые группы продукции, к примеру, БАД, медицинская косметика и т.д., что и повлекло за собой расширение номенклатуры. Следовательно, перед каждым владельцем аптечной организации стоит сложная задача - выбрать несколько тысяч самых ходовых позиций и исключить огромное множество не нужных препаратов [20].

Существует несколько стратегий формирования ассортимента аптеки, однако универсальной, подходящей для всех аптечных организаций концепции нет. Лучший помощник при таком выборе - это опыт, и прежде всего, необходимо четко определить этапы работ. Соблюдая четкую последовательность, действуя продуманно, можно сформировать действительно правильный ассортимент. Для этого необходимо (таб. 1):

- типизировать аптеку по ряду параметров;

- определить своего целевого покупателя в соответствии с видом аптечной организации;

- классифицировать товары;

- определить сумму товарного запаса;

- выбрать нужные наименования и заполнить ассортиментную матрицу .

Таблица 1

Факторы, определяющие тип аптеки и влияющие на ее ассортимент:

Направление деятельности

Готовых препаратов

Реализуют продукцию, закупаемую у производителей

Производственная аптека

Производят лекарства по рецептам и реализуют их

Готовых препаратов + производство

Закупают готовую продукцию у производителей и реализуют лекарства собственного производства

Виды организаций

Аптека

Вид организации является фактором, определяющим ассортимент (каждый вид организации имеет право на продажу определенных препаратов)

 

Аптечный пункт

 

Аптечный киоск

Продолжение таблицы 1

Типы аптек

Сетевая

Существует внутри сети

Одиночная

Частная аптека

Месторасположение аптеки

ТЦ

Аптека в торговом центре

Улица

На первом линии домов в местах с высокой пешеходной проходимостью и неподалеку от транспортных развязок

Жилой район

В спальном районе

Сельская местность

В селе, деревне, поселке

При больнице

При (или) в городской больнице

Вид выкладки товара

Закрытая

Все товары размещаются в витринах, на полках, и т.д., покупатели не имеют возможность взять товар самостоятельно

Открытая

Покупатель может взять товар и пройти на кассу, или же в аптеке есть как закрытые, так и открытые зоны

Вид аптеки с учетом ее товарооборота

Большая

Выручка от 5 миллионов рублей в месяц

Средняя

Выручка от 2 до 5 миллионов рублей в месяц

Мелкая

Выручка до 2 миллионов рублей в месяц

Для того чтобы сформировать ассортимент, необходимо классифицировать товары. Следует отметить, что в специализированной литературе описано множество вариантов классификаций по разным признакам, тогда как единого, эталонного принципа группирования не существует. Однако одной из лучших классификаций является Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ), согласно которой ассортимент препаратов разделяется на следующие группы:

- препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (А);

- препараты, влияющие на кроветворение и кровь (В);

- препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (С);

- препараты для лечения заболеваний кожи (D);

- препараты для лечения заболеваний мочеполовой системы и половые гормоны (G);

- гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) (H);

- противомикробные препараты для системного использования (J);

- противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (L);

- препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы (M);

- препараты для лечения заболеваний нервной системы (N);

- противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты (P);

- препараты для лечения заболеваний респираторной системы (R);

- препараты для лечения заболеваний органов чувств (S);

- прочие лекарственные препараты (V) [21].

Помимо вышеперечисленных ассортиментных групп, товарный ряд может также включать некоторые дополнительные категории, к примеру, изделия медицинского назначения, биодобавки, детские товары; медицинскую косметику, воды, медицинскую оптику и технику.  Только после определения классификации и структуры ассортимента можно начать создавать ассортиментную матрицу, которая будет учитывать специфику аптеки [15].

Существует немало различных способов создания ассортимента для аптеки. Несомненно, одним из наиболее популярных из них является корректировка эталонного, универсального аптечного ассортимента. Иными словами, владелец аптеки берет за основу сбалансированный ассортимент и адаптирует его под месторасположение аптеки, своего покупателя, концепцию своей аптечной организации, добавляя позиции, на которые существует высокий спрос. Впрочем, подобный метод имеет и свои минусы. Так, к примеру, тот факт, что ассортимент аптеки формируется просто из перечня стандартных товаров, а не с учетом различных категорий, может сыграть с бизнесом злую шутку. Более того, нельзя отрицать и то, что определенный товар может пользоваться спросом именно в эталонной аптеке, тогда как в конкретной, специфичной точке, он может попросту остаться лежать на полках [21].

Традиционно считается, что самым правильным и универсальным способом формирования ассортимента является «заполнение ящика». Он позволяет не только создать новый, продуманный ассортимент, но и улучшить старый. Чтобы использовать данный метод, необходимо представить аптечную рганизацию как большой шкаф, который состоит из большого количества ящиков, которые и являются категориями товара.

Каждая из них имеет свои характеристики, начиная от ширины и глубины и заканчивая согласованностью. Ящик не является безграничным - он может включить только определенное количество наименований, которое должно быть определено в соответствии с характеристиками самой аптеки: еще площадью, месторасположением, портретом покупателя и т.д., а также бюджетом [20].

В целом, каждый такой ящик должен вмещать следующие товары:

- товары обязательного ассортимента;

- товары, лучше всего реализующиеся в данной конктретной аптеке;

- брендовую продукцию;

- сезонные товары.

Более того, в таком ящике должны присутствовать препараты из разных ценовых категорий - это позволит привлекать людей с разным уровнем дохода.  

Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в аптечной организации проводятся в несколько этапов [18].

Сначала осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ - это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств. В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.

Далее из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.

Затем проводят анализ по следующим направлениям:

- определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;

- рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;

- проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;

- анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Результаты анализа для большей наглядности представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению [18].

На заключительном этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики (показатели) ассортимента ЛС.

Показатели ассортимента - это качественное выражение свойств ассортимента. К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления [12, 13].

Широта ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества групп, подгрупп товаров к базовому.

Полнота ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, выпускающихся промышленностью. Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Глубина ассортимента - характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, выпускающихся промышленностью.

Структура ассортимента - количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатель рассчитывается как отношение отдельных ассортиментных групп к суммарному количеству товаров, имеющихся в наличии.

Обновление ассортимента - замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами. Индекс обновления (Jo) - доля  новых товаров, введенных на рынок в течение последнего периода времени [10, 6].

Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [20]:

АВС-анализ;

XYZ-анализ;

Совмещенный ABC-XYZ-анализ.

ABC-анализ позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему [20].

XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе [21].

Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y - группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;

- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса [18].

XYZ-анализ, сущность которого заключается в структуризации потребления товаров по стабильности потребления и возможности его прогнозирования, необходимо проводить параллельно с ABC-анализом. Для определения принадлежности препаратов к одной из 3 групп (X, Y, Z) необходимо рассчитать коэффициент вариации, который демонстрирует отклонение в стабильности продаж в анализируемый период. Чем меньше его значение, тем стабильнее продажи. Потребление ЛС из группы X имеет почти стабильный характер, коэффициент вариации не превышает 10%. Группа Y характеризуется определенными тенденциями потребления (например, сезонностью), коэффициент вариации составляет 10–25%. Потребность в товарах группы Z является стохастической, ее сложно предсказать, коэффициент вариации превышает 25%.

Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы [21].

Подводя итоги, можно сказать, что ассортимент - это та продукция, которую мы предлагаем нашему покупателю. При разработке ассортиментной политики лю­бой аптечной организации необходим всесторон­ний анализ разрешенных к применению и суще­ствующих на рынке лекарств, рассмотрение приме­нительно к своей деятельности конкретных номен­клатурных позиций лекарственных средств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характе­ристик, качества, новизны [18].

Правильно сформированный ассортимент аптеки положительно отражается на уровне прибыли, влияет на развитие аптечной организации, позволяет сформировать круг постоянных покупателей, повышает лояльность с их стороны. Более того, он также является частью маркетинговой стратегии, способствуя увеличению уровня продаж и предоставляя возможность противостоять высокой конкуренции в фармацевтической сфере.

ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН НИСТАТИН

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Нистатин

Товароведческая характеристика лекарственного средства проводилась на основе данных Регистра лекарственных средств России, Государственного реестра лекарственных средств, а также справочников лекарственных средств.

Нистатин - противогрибковый препарат из группы амфотерных полиеновых антибиотиков. Выделен из культуры актиномицета Streptomyces noursei в 1950 г. Хейзеном и Брауно. Нистатин действует на грибки, особенно на дрожжеподобные рода Candida и аспергиллы [17].

Международное непатентованное наименование - Нистатин.

Латинское название вещества Нистатин - Nystatinum (род. Nystatini)

Химическое название: смесь стереоизомеров нистатина А-1, нистатина А-2 и других нистатинов.

Рисунок 1. Структурная формула вещества Нистатин

Фармакологическая группа вещества Нистатин - противогрибковые средства.

Код АТХ: D01AA01 Нистатин

D01A Противогрибковые препараты для наружного применения

D01AA Противогрибковые антибиотики

D01AA01 Nystatin [22].

Нозологическая классификация:

B37.3 Кандидоз вульвы и вагины

B37 Кандидоз

B37.2 Кандидоз кожи и ногтей

B37.8 Кандидоз других локализаций [24].

Характеристика: полиеновый антибиотик, продуцируемый актиномицетом Streptomyces noursei. Светло-желтый порошок со специфическим запахом. Горький на вкус. Практически нерастворим в воде, очень мало  в спирте. Гигроскопичен. Разлагается под действием света, высокой температуры, кислорода воздуха. Легко разрушается в кислой и щелочной среде и под действием окислителей [17, 14].

Фармакологическое действие - противогрибковое, фунгистатическое.

Имеет в структуре большое количество двойных связей, обусловливающих высокую тропность антибиотика к стеролам клеточной мембраны грибов. Вследствие этого молекула встраивается в мембрану клетки с образованием множества каналов, способствующих неконтролируемому транспорту воды, электролитов и неэлектролитов. Клетка теряет устойчивость к воздействию внешних осмотических сил, что приводит к лизису.

Оказывает in vitro фунгистатическое и фунгицидное действие в отношении дрожжей и дрожжеподобных грибов, особенно Candida spp. (в т.ч. Candida albicans), а также Aspergillus spp. При местном применении действует преимущественно на Candida spp. Неактивен в отношении бактерий, простейших, Trichomonas vaginalis, Gardnerella vaginalis и вирусов. Толерантность к нистатину чувствительных грибов развивается очень медленно. При приеме внутрь практически не всасывается из ЖКТ. Почти полностью выводится с фекалиями в неизмененном виде. Не кумулирует [17].

Показаниями к применению препарата Нистатин являются поражения кожи различной локализации, слизистых оболочек, желудочно-кишечного тракта и мочеполовых органов, вызываемых грибками рода Candida. Нистатин рекомендуется лицам, получающим лечение антибиотиками широкого спектра действия (в частности, тетрациклинами) с целью профилактики кандидоза, особенно детям и ослабленным больным. При грибковых заболеваниях другой этиологии (бластомикоз, криптококкоз и др.) Нистатин малоэффективен [14].

Применяют Нистатин внутрь в виде таблеток и местно в виде мази, свечей и глобул. Средняя суточная доза препарата Нистатин для взрослых при приеме его внутрь составляет 1 500 000 – 3 000 0000 ЕД и назначается в 3 приема (разовая доза – 500 000 – 1 000 000 ЕД), при тяжелых генерализованных кандидозах суточную дозу увеличивают до 6 000 000 – 8 000 000 ЕД. Детям до 1 года Н. назначают в дозе 100 000 – 150 000 ЕД, а от 1 года до 3 лет – 250 000 ЕД 3 – 4 раза в день, старше 3 лет – 1 000 000 – 1 500 000 ЕД в сутки в 4 приема. Курс лечения – 10 – 14 дней. При генерализованной инфекции и хронических рецидивирующих кандидозах проводят несколько курсов лечения препаратом Нистатин с интервалом 2 – 3 недель [17, 24].

При кандидозе кожи и слизистых оболочек на пораженную поверхность наносят мазь с Нистатин (2 раза в день в течение 2 – 4 нед.), а при кандидозе нижних отделов кишечника и гениталий применяются свечи и глобули, содержащие Нистатин в дозе 250 000 или 500 000 ЕД, 2 раза в день, курс – 10 – 14 дней.

Противопоказанием к применению препарата Нистатин является: нарушения функции печени, панкреатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, беременность, повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Нистатин хорошо переносится больными, кумулятивным действием не обладает. Большие дозы антибиотика иногда могут вызывать осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта (тошноту, рвоту, расстройство стула), которые бывают, как правило, кратковременными [14].

Формы выпуска:

Таблетки по 250 000 и 500 000 ЕД; таблетки вагинальные по 100 000 ЕД; гранулы для раствора для приема внутрь для детей (100 000 ЕД/г); суппозитории вагинальные по 125 000 ЕД и ректальные по 250 000 и 500 000 ЕД; мазь в тубах по 10, 15, 25 и 30 г (100 000 ЕД/г) [24].

Условия отпуска из аптек: по рецепту врача. Форма рецептурного бланка - 107-1/у, утверждена Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты" [2, 3].

Условия и сроки хранения: таблетки – хранить в сухом, защищенном от света и недоступном для детей месте, при температуре не выше 25 °С. Свечи - хранить в сухом, защищенном от света месте, при температуре + 15-25°С, Хранить в недоступном для детей месте. Мазь - в сухом, защищенном от света месте при температуре не выше +5 °С [4].

2.2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Нистатин, разрешенных к применению в России

При проведении анализа ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, мы обращались к разрешенным в РФ официальным источникам информации: Государственный реест лекарственных средств, Регистр лекарственных средств России.

На основании данных ГРЛС (на 10.05.2022 года) был проведен анализ ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин (таблица 2) [23].

Таблица 2

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин,

зарегистрированных в РФ

п/п

МНН или Торговое наименование

Состав

Форма выпуска, дозировка

Страна

Фирма

Рег. номер, дата регистрации

Монопрепарат

Комбинированный

 

МАКМИРАГИЛ КОМПЛЕКС

 

Нистатин+Нифурател

крем вагинальный 40000 МЕ/г+0.1 г/г 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 г

Россия

ООО "Тульская фармацевтическая фабрика"

ЛП-005478, 22.04.2019

 

Нистатин

Нистатин

 

суппозитории вагинальные

250 000 ЕД

№ 10

500 000 ЕД

№ 10

Россия

ООО "Тульская фармацевтическая фабрика"

ЛП-004882, 07.06.2018

 

Аминтакс

 

Неомицин+Нистатин+Полимиксин B

суппозитории вагинальные

№ 6, 12, 10, 15

Россия

ООО "Альтфарм"

ЛП-004173, 03.03.2017

 

Нистатин

Нистатин

 

таблетки п/о

500000 ЕД

№ 10, 20

Россия

АО "Биохимик"

ЛС-001394,

14.01.2011

 

Нистатин

Нистатин

 

таблетки п/о

500000 ЕД

№ 10, 20

Республика Беларусь

ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов"

П N011736/01, 13.08.2010

 

Нистатин

Нистатин

 

таблетки п/о 500000 ЕД

№ 20, 30, 50, 100

Республика Беларусь

РУП "Белмедпрепараты"

ЛС-000867,

10.08.2010

 

Полижинакс

 

Неомицин+Нистатин+Полимиксин B

капсулы вагинальные № 6, 12

Франция

Каталент Франс Бейнхейм СА

П N011782/01, 11.03.2010

Продолжение таблицы 2

 

НИСТАТИН

НИСТАТИН

 

мазь для наружного применения

100000 ЕД/г

15 гр, 25 гр

Россия

АО "Биохимик"

ЛСР-010388/08, 23.12.2008

 

Нистатин

Нистатин

 

мазь для наружного применения 100 тыс.ЕД/г 10,0, 15,0, 30,0

Россия

ПАО "Биосинтез"

ЛСР-008634/08, 30.10.2008

 

Макмирор® Комплекс

 

Нистатин+Нифурател

крем вагинальный 30,0

Италия

Доппель Фармацеутици С.р.л

П N012638/02, 13.08.2008

 

Макмирор® Комплекс

 

Нистатин+Нифурател

капсулы вагинальные 200000МЕ+500 мг № 8, 12

Италия

Доппель Фармацеутици С.р.л

П N012638/01, 07.08.2008

 

Нистатин

Нистатин

 

таблетки покрытые пленочной оболочкой

250 000 ЕД, № 10, 20, 30, 50, 100

500 000 ЕД № 10, 20, 30, 50, 100

Россия

ПАО "Биосинтез"

Р N000840/03, 07.08.2008

 

Тетрациклин с нистатином

 

Тетрациклин+Нистатин

таблетки покрытые оболочкой 100 мг+22.2 мг

№ 10, 20, 30, 40, 50

Россия

ПАО "Биосинтез"

ЛСР-003447/08, 04.05.2008

 

Нистатин

Нистатин

 

суппозитории вагинальные

250 000 ЕД

№ 10

500000 ЕД

№ 10

Россия

ПАО "Биосинтез"

Р N000840/02

28.04.2008

 

Нистатин

Нистатин

 

суппозитории ректальные

250 000 ЕД

№ 10

500000 ЕД

№ 10

Россия

ПАО "Биосинтез"

Р N000840/02-2001

28.04.2008

Продолжение таблицы 2

 

Нистатин

Нистатин

 

таблетки покрытые оболочкой 250000 ЕД,

№ 20

500000 ЕД

№ 20

Россия

Ирбитский ХФЗ ОАО

ЛСР-004717/07

12.12.2007

 

ЛП - 57

ЛП- 31

ЛП - 26

ЛФ - 6

Стран - 4

Фирм -9

 

Анализ ассортимента показал, что на основе ЛС МНН Нистатин производится 57 лекарственных препаратов в различных формах выпуска. ЛП на основе ЛС МНН Нистатин представлены монопрепаратами и комбинированными ЛП. Лекарственные препараты производятся отечественными и зарубежными производителями. Выпускают лекарственные препараты в четырех странах мира девять фирм-производителей в виде шести лекарственных форм [23].

Также на фармацевтическом рынке России имеются ЛС на основе ЛС МНН Нистатин в форме фармацевтических субстанций: всего ЛС - 10, в различной фасовке, производят фармацевтические субстанции в трех странах мира под тремя торговыми наименованиями в форме выпуска субстанция-порошок (таб. 3) [23].

Таблица 3

Ассортимент фармацевтических субстанций на основе ЛС МНН Нистатин, зарегистрированных в РФ

1.

Нистатин

Нистатин

 

Субстанция-порошок 50 млрд.ЕД - мешки полиэтиленовые

Румыния

К.О.Антибиотики С.А.

П N011039 30.06.2010

2.

Нистатин

Нистатин

 

Субстанция-порошок

0, 5 кг, 1,5 кг, 2 кг, 2,5 кг, 3 кг, 3,5 кг, 4 кг

Россия

ПАО "Биосинтез"

Р N001707/01 03.10.2008

Продолжение таблицы 3

3.

Нистатин

Нистатин

 

Субстанция-порошок

12.15 кг – пакеты

16.84 кг - пакеты

Италия

Патеон Капуа С.п.А.

П N011298/01 09.12.2005

 

ЛС - 10

   

ЛФ - 1

Стран - 3

Фирм - 3

 

Далее в работе, на основе таблицы 2, был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по составу. Результаты анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по составу

Количество

предложений

Состав ЛП

Монопрепарат

Комбинированный препарат

Кол-во

Доля, %

Кол-во

Доля, %

57

31

54,4

26

45,6

Итого:

31

54,4

26

45,6

Анализ ассортимента по составу показал, что количество предложений на рынке всего – 57 лекарственных препаратов. Большую часть из них составляют монопрепараты – 54,4%, комбинированные препараты составляют – 45,6% от общего количества предложений (рис. 2).

Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по составу

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по формам выпуска. Для проведения анализа мы отобрали данные по виду лекарственной формы, в которой представлены препараты на основе ЛС МНН Нистатин на фармацевтическом рынке. Результаты анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по формам выпуска

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество ЛП

Доля, %

1.

Таблетки, покрытые оболочкой

23

40,4

2.

Мазь для наружного применения

5

8,8

3.

Крем вагинальный

13

22,8

4.

Капсулы вагинальные

4

7,0

5.

Суппозитории вагинальные

8

14,0

6.

Суппозитории ректальные

4

7,0

 

Итого: ЛФ - 6

57

100,0

В результате проведенного анализа было установлено, что лекарственные препараты на основе ЛС МНН Нистатин выпускаются в шести лекарственных формах. Большую долю ассортимента составляют таблетки, покрытые пленочной оболочкой - 40,4%, в наименьшем количестве представлены ЛП в форме капсул вагинальных – 7,0% и суппозиториев ректальных – 7,0 % (рис. 3).

Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по формам выпуска

Далее в работе нами был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по странам производителям и фирмам. Результаты анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по странам производителям и фирмам

Страна -производитель

Количество ЛП, шт

Доля, %

Фирма

КоличествоЛП, шт

Доля, %

Россия

46

80,7

ООО "Тульская фармацевтическая фабрика"

14

24,6

ООО "Альтфарм"

4

7,0

АО "Биохимик"

4

7,0

ПАО "Биосинтез"

22

38,6

Ирбитский ХФЗ ОАО

2

3,5

Италия

3

5,3

Доппель Фармацеутици С.р.л

3

5,3

Франция

2

3,5

Каталент Франс Бейнхейм СА

2

3,5

Республика Беларусь

6

10,5

ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов"

2

3,5

РУП "Белмедпрепараты"

4

7,0

Итого:

стран - 4

57

100,0

Итого:

фирм - 9

57

100,0

Анализ данных (таб. 6) показал, что производителями ЛП на основе ЛС МНН Нистатин являются следующие страны: Россия, Беларусь, Италия и Франция. Наибольшее количество ЛП производится в России – 46 (80,7%). Зарубежным производителям принадлежит меньшая доля, что составляет – 19,3% от общего количества предложений, имеющихся на фармацевтическом рынке России (рис. 4). Среди зарубежных производителей лидирующую позицию занимает Республика Беларусь, ее доля составляет 10,5%. Наименьшую долю представляют ЛП производства Франции – 3,5% (рис. 5).

Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по производственному признаку

Рисунок 5. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин по странам-производителям

Анализ ассортимента по фирмам-производителям показал, что среди отечественных фирм-производителей наибольшее количество препаратов произведены следующими компаниями: ПАО "Биосинтез" – 38,6% и ООО "Тульская фармацевтическая фабрика" – 24,6%.Среди зарубежных компаний лидирует РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь – 7,0% и Доппель Фармацеутици С.р.л, Франция – 5,3%. Остальные компании производят от двух до четырех ЛП.

Для расчета индекса обновления в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по датам регистрации. Результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по датам регистрации

Год регистрации

Количество ЛП

Доля, %

2022

0

0

2021

0

0

2020

0

0

2019

12

21,0

2018

2

3,5

Итого

14

24,5

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Нистатин является 14 препаратов (зарегистрированы за период 5 лет (2018-2022 гг.)) [23].

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:

I = n : N (1),

где n - число предложений на рынке, зарегистрированных в течении 5 лет,

N - общее число предложений на рынке.

Y=14 / 57 = 0,24

Индекс обновления равен - 0,24, т.е. 24,0% препаратов на основе ЛС МНН Нистатин были зарегистрированы в течение последних 5 лет. Индекс обновления показывает, что фармацевтический рынок периодически пополняется новыми, современными лекарственными препаратами из группы полиеновых антибиотиков, применяемых для лечения кандидоза.

2.3.Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатинна региональном фармацевтическом рынке

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин на региональном фармацевтическом рынкепроводился на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 6, расположенной по адресу: г. Курск, ул. Павлуновского, д. 5.

Аптечная сеть ОАО «Курская фармация» предоставляет населению и лечебным учреждениям области широкий перечень фармацевтических услуг. Филиалы и аптечные пункты компании открыты во всех микрорайонах Курска, а также в густонаселенных уголках региона, благодаря чему доступны большому количеству покупателей.

Основополагающий вид деятельности компании - оптовая и розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента. Предприятие сотрудничает с отечественными и зарубежными производителями медикаментов, поставляя на фармацевтический рынок Курска десятки тысяч препаратов - от самых востребованных до редких и дорогостоящих.

Направления деятельности ОАО «Курская фармация»:

Оптово-розничная реализация населению и лечебно-профилактическим учреждениям региона готовых лекарственных средств и прочей продукции аптечного ассортимента;

Изготовление лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебно-профилактических учреждений;

Поставка медицинских товаров для исполнения ряда федеральных и региональных целевых программ в сфере здравоохранения;

Обеспечение бесплатными медикаментами по рецептам врачей льготных категорий граждан;

Консультирование по вопросам выбора, использования и хранения лекарственных средств;

Предоставление консультативной помощи населению в целях обеспечения грамотной и эффективной самопомощи и самопрофилактики;

Информирование населения о наличии лекарств через единую справочную систему аптечной сети по телефону (4712) 515-515;

Проверка соответствия показателей качества поступающих и изготовленных лекарственных препаратов установленным требованиям.

На момент изучения ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин был представлен следующими наименованиями лекарственных препаратов (таблица 8).

Таблица 8

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Нистатин

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

Тетрациклин с нистатином

таблетки покрытые оболочкой 100 мг+22.2 мг

№ 10, 20, 30, 40, 50

108.00

ПАО "Биосинтез", Россия

ЛСР-003447/08, 04.05.2008

2.

Нистатин

суппозитории вагинальные

250 000 ЕД № 10

117.00

ПАО "Биосинтез", Россия

Р N000840/02

28.04.2008

3.

Нистатин

суппозитории вагинальные

500 000 ЕД № 10

143.00

ПАО "Биосинтез", Россия

Р N000840/02

28.04.2008

4.

Нистатин

мазь для наружного применения 100 тыс.ЕД/г 30,0

119.00

ПАО "Биосинтез", Россия

ЛСР-008634/08, 30.10.2008

5.

Нистатин

суппозитории ректальные

500000 ЕД № 10

150.00

ПАО "Биосинтез", Россия

Р N000840/02-2001

28.04.2008

6.

Полижинакс (Неомицин+Нистатин+Полимиксин B)

капсулы вагинальные № 6

498.00

Каталент Франс Бейнхейм СА, Франция

П N011782/01, 11.03.2010

Продолжение таблицы 8

7.

Полижинакс (Неомицин+Нистатин+Полимиксин B)

капсулы вагинальные № 12

736.00

Каталент Франс Бейнхейм СА, Франция

П N011782/01, 11.03.2010

8.

Аминтакс (Неомицин+Нистатин+Полимиксин B)

суппозитории вагинальные

№ 10

519.00

ООО "Альтфарм", Россия

ЛП-004173, 03.03.2017

9.

Макмирор® (Нистатин+Нифурател)

капсулы вагинальные 200000МЕ+500 мг № 8

1121.00

Доппель Фармацеутици С.р.л, Италия

П N012638/01, 07.08.2008

10.

Макмирор® (Нистатин+Нифурател)

крем вагинальный 30,0

1345.00

Доппель Фармацеутици С.р.л, Италия

П N012638/02, 13.08.2008

 

ЛП - 10

ЛФ - 6

 

Стран – 3

Фирм - 4

 

Анализ данных таблицы 8 показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, имеющихся в аптечной организации, состоит из 10 ЛП различных форм выпуска, дозировок и фасовок отечественного и зарубежного производства.

Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Нистатин, имеющиеся в аптеке по составу. Данные анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по составу в аптечной организации

Количество

предложений

Состав ЛП

Монопрепарат

Комбинированный препарат

Кол-во

Доля, %

Кол-во

Доля, %

10

4

40,0

6

60,0

Итого:

4

40,0

6

60,0

Анализ ассортимента по составу показал, что количество предложений ЛП в ассортименте аптеки всего – 10 лекарственных препаратов. Большую часть из них составляют комбинированные препараты – 60,0%, монопрепараты составляют – 40,0% от общего количества предложений (рис. 6).

Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по составу в аптечной организации

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП аптеки по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 10.

Таблица 10

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по формам выпуска в аптечной организации

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество ЛП

Доля, %

1.

Таблетки, покрытые оболочкой

1

10,0

2.

Мазь для наружного применения

1

10,0

3.

Крем вагинальный

1

10,0

4.

Капсулы вагинальные

3

30,0

5.

Суппозитории вагинальные

3

30,0

6.

Суппозитории ректальные

1

10,0

 

Итого: ЛФ - 6

10

100,0

В результате проведенного анализа было установлено, что лекарственные препараты на основе ЛС МНН Нистатин выпускаются в шести лекарственных формах. Большую долю ассортимента составляют капсулы вагинальные - 30,0% и суппозитории вагинальные – 30,0%. В наименьшем количестве (по одному ЛП каждого вида ЛФ) представлены ЛП в следующих ЛФ: таблетки, покрытые оболочкой – 10,0%, суппозитории ректальные – 10,0%, крем вагинальный – 10,0% и мазь для наружного применения - 10,0% (рис. 7).

Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по формам выпуска в аптечной организации

Далее в работе были проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Нистатин, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 11.

Таблица 11

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по странам производителям и фирмам в аптечной организации

Страна -производитель

Количество ЛП, шт

Доля, %

Фирма

КоличествоЛП, шт

Доля, %

Россия

6

60,0

ПАО "Биосинтез"

5

50,0

ООО "Альтфарм"

1

10,0

Италия

2

20,0

Доппель Фармацеутици С.р.л

2

20,0

Франция

2

20,0

Каталент Франс Бейнхейм СА

2

20,0

Итого:

стран - 3

10

100,0

Итого:

фирм - 4

10

100,0

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по странам производителям и фирмам (таб. 11) показал, что в аптечной организации имеется в наличии 10 ЛП отечественного и зарубежного производства. Большую часть ассортимента составляют ЛП отечественного производства – 60,0%. Лекарственные препараты зарубежного производства составляют 40,0% от общего количества предложений (рис. 8, 9).

Рисунок 8. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин по производственному признаку в аптечной организации

Рисунок 9. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин по странам-производителям в аптечной организации

Далее в работе мы рассчитали индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации.

В результате проведенного анализа было выявлено, что в ассортименте аптеки имеется 10 ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, новых ЛП, зарегистрированых в период с 2018 по 2022 год в аптечной организации не имеется.

Индекс обновления ассортимента составляет: 0.

Показатель обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок.

В аптечной организации за текущий период ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин не обновлялся и представлен устаревшими ЛП. На фармацевтическом рынке России имеются новые лекарственные препараты, зарегистрированные в 2018, 2019 гг. Наличие на рынке новых лекарственных препаратов необходимо учесть на будущее, для формирования более рационального ассортимента в аптечной организации.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНННистатин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента

Для проведения сравнительного анализа ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп.

Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [5, 13].

Kn = Пфакт / Пбаз (2),

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Нистатин представлен в шести формах выпуска. В Государственном реестре также зарегистрированы лекарственные препараты в шести лекарственных формах.

Исходя из имеющихся данных: Кп = 6 : 6= 1

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптечной организации имеются все виды лекарственных форм препаратов.

2. Расчет показателя глубина ассортимента:

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [5, 13]:

Кг = Гфакт / Гбаз (3),

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется 10 лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, в Госреестре зарегистрированы 57 лекарственных препаратов.

Значение коэффициента глубины равно: К г= 10 : 57 = 0,17 (< 1).

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на региональном рынке присутствует 17% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 12.

Таблица 12

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

D01AA01 Нистатин

D01A Противогрибковые препараты для наружного применения

D01AA Противогрибковые антибиотики

D01AA01 Nystatin

D01AA01 Нистатин

D01A Противогрибковые препараты для наружного применения

D01AA Противогрибковые антибиотики

D01AA01 Nystatin

Количество предложений

57

10

По составу

Монопрепараты - 54,4%

Комбинированные препараты – 45,6%

Монопрепараты - 40,0% Комбинированные препараты – 60,0%

Производственный признак

Зарубежного производства – 19,3%

Отечественного производства 80,7%

Зарубежного производства – 40,0%

Отечественного производства 60,0%

По видам лекарственной формы

Всего - 6

Всего - 6

Индекс обновления

0,24

0

В результате составления сравнительной характеристики ассортимента лекарственных препаратов (таб.12) было выявлено, что в аптечной организации в наличии имеется всего лишь 10 ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, тогда как в Госреестре ЛС ассортимент насчитывает - 57 ЛП. Таким образом, было обнаружено (коэффициент глубины – 0,17), что на региональном рынке присутствует лишь 17% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин. Лекарственные препараты, как на фармрынке, так и в аптечной организации представлены монопрепаратами и комбинированными препаратами. В ассортименте аптечной организации в большем количестве имеются комбинированные ЛП. Сравнение ассортимента по видам лекарственной формы показало наличие в ассортименте аптеки всех шести видов лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что большее количество ЛП на фармрынке России и в аптеке являются препаратами отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент ЛП на фармацевтическом рынке России на 24% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,24, а в аптечной организации индекс обновления составил – 0, т.е. за текущий период ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Нистатин не обновлялся и представлен устаревшими ЛП. Наличие на рынке новых лекарственных препаратов необходимо учесть на будущее, для формирования более рационального ассортимента в аптечной организации и удовлетворения потребностей покупателей за счет новых ЛП, лекарственных форм, дозировок и фасовок.

2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатинв аптечной организации

На основании проведенных в работе маркетинговых исследований и рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 6, которые представлены в таблице 13.

Таблица 13

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 1

Поддерживать коэффициент полноты на уровне 1 (наличие всех форм выпуска ЛП в ассортименте аптеки).

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,17

Расширить ассортимент ЛП аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке.

Индекс обновления

0,24

0

Заменить имеющиеся ЛП, новыми, зарегистрированными в 2018, 2019 гг.

По данным таблицы 13, значение коэффициента полноты равное 1 показывает, что в ассортименте аптеки представлены все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, в этом случае аптечной организации рекомендуется поддерживать коэффициент полноты на данном уровне, т. е. иметь в наличии в ассортименте все виды лекарственных форм препаратов. Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 17,0% от возможного. На основании этого можно порекомендовать аптеке расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Нистатин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также, на основании рассчитанного в работе индекса обновления рекомендуется заменить имеющиеся (устаревшие) ЛП новыми, зерегистрированными в 2018, 2019 году.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 6.

Аптечной организации рекомендовано:

1. Дополнить ассортимент новым лекарственным препаратом МАКМИРАГИЛ КОМПЛЕКС (Нистатин+Нифурател) в форме крема вагинального 40000 МЕ/г+0.1 г/г. Производитель ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия. Регистрационный номерЛП-005478, дата регистрации 22.04.2019, отсутствующим в аптеке.

2. Дополнить ассортимент новым лекарственным препаратом Нистатин, форме суппозитории вагинальные 250 000 ЕД № 10, 500 000 ЕД № 10. Производитель ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия. Регистрационный номер ЛП-004882, дата регистрации 07.06.2018, отсутствующим в аптеке.

3. Дополнить ассортимент монопрепаратом Нистатин в форме таблеток покрытых оболочкой 500000 ЕД № 10, 20. Производитель АО "Биохимик", Россия. Регистрационный номер ЛС-001394, дата регистрации 14.01.2011, так как в ассортименте отсутствуют монопрепараты на основе ЛС МНН Нистатин в форме таблеток [23].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе на тему «Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Нистатин» нами были изучены цели, задачи и особенности фармацевтического маркетинга, рассмотрены методы проведения маркетинговых исследований ассортимента, а также были проведены маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке.

Изучение литературных источников показало, что основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей. Для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широ­та, полнота, глубина, насыщенность и гармоничность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента и степень обновления ассортимента. А так же используют различные стратегии формирования ассортимента. Правильно сформированный ассортимент аптеки способствует увеличению уровня продаж и предоставляет возможность противостоять высокой конкуренции на фармацевтическом рынке.

В работе была проведена товароведческая характеристика лекарственного средства, в соответствии с которой Нистатин - противогрибковый препарат из группы амфотерных полиеновых антибиотиков. Показаниями к применению препарата Нистатин являются поражения кожи различной локализации, слизистых оболочек, желудочно-кишечного тракта и мочеполовых органов, вызываемых грибками рода Candida. Нистатин рекомендуется лицам, получающим лечение антибиотиками широкого спектра действия (в частности, тетрациклинами) с целью профилактики кандидоза, особенно детям и ослабленным больным. Препараты на основе ЛС МНН Нистатин довольно хорошо себя закрепили на фармацевтическом рынке, поскольку применяются при наиболее часто встречаемых заболевании: кандидоза желудочно-кишечного тракта и кандидозы кожи и влагалища. Тем самым Нистатин является наиболее популярным лекарственным средством при лечении грибковых заболеваний вызываемых грибками рода Candida.

Маркетинговый анализа ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, проводился на основании офоиальных источников информации (Государственный реест лекарственных средств, Регистр лекарственных средств России), который показал, что на основе ЛС МНН Нистатин производится 57 лекарственных препаратов в различных формах выпуска. ЛП на основе ЛС МНН Нистатин представлены монопрепаратами и комбинированными ЛП, которые производятся отечественными и зарубежными производителями. Выпускают лекарственные препараты в четырех странах мира девять фирм-производителей в различных лекарственных формах. Большую долю ассортимента составляют монопрепараты – 54,4%, комбинированные препараты составляют – 45,6% от общего количества предложений. Анализ ассортимента по форме выпуска показал, что ЛП представлены в шести лекарственных формах. Большую долю ассортимента составляют таблетки, покрытые пленочной оболочкой - 40,4%, в наименьшем количестве представлены ЛП в форме капсул вагинальных – 7,0% и суппозиториев ректальных – 7,0%. Анализ ассортимента по производственному признаку показал, что наибольшее количество ЛП производится в России – 46 (80,7%). Зарубежным производителям принадлежит меньшая доля, что составляет – 19,3% от общего количества предложений, имеющихся на фармацевтическом рынке России. Среди зарубежных производителей лидирующую позицию занимает Республика Беларусь, ее доля составляет 10,5%. Наименьшую долю представляют ЛП производства Франции – 3,5%. Анализ ассортимента по фирмам-производителям показал, что среди отечественных фирм-производителей наибольшее количество препаратов произведены следующими компаниями: ПАО "Биосинтез" – 38,6% и ООО "Тульская фармацевтическая фабрика" – 24,6%.Среди зарубежных компаний лидирует РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь – 7,0% и Доппель Фармацеутици С.р.л, Франция – 5,3%. Индекс обновления равен - 0,24, т.е. 24,0% препаратов на основе ЛС МНН Нистатин были зарегистрированы в течение последних 5 лет. Индекс обновления показывает, что фармацевтический рынок периодически пополняется новыми, современными лекарственными препаратами из группы полиеновых антибиотиков, применяемых для лечения кандидоза.

Маркетинговый анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Амоксициллин на региональном фармацевтическом рынкепроводился на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 6, расположенной по адресу: г. Курск, ул. Павлуновского, д. 5, который показал, наличие в аптеке 10 ЛП различных форм выпуска, дозировок и фасовок отечественного и зарубежного производства. Большую часть из них составляют комбинированные препараты – 60,0%, монопрепараты составляют – 40,0% от общего количества предложений. В результате анализа предложений ЛП по формам выпуска было выявлено, что большую долю ассортимента составляют капсулы вагинальные - 30,0% и суппозитории вагинальные – 30,0%. В наименьшем количестве (по одному ЛП каждого вида ЛФ) представлены ЛП в следующих ЛФ: таблетки, покрытые оболочкой – 10,0%, суппозитории ректальные – 10,0%, крем вагинальный – 10,0% и мазь для наружного применения - 10,0%. Анализ ассортимента по странам производителям и фирмам показал, что большую часть ассортимента составляют ЛП отечественного производства – 60,0%. Лекарственные препараты зарубежного производства составляют 40,0% от общего количества предложений. Индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации равен 0, т.е. новых ЛП, зарегистрированых в период с 2018 по 2022 год в аптечной организации не имеется.

Сравнительный анализ ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что в аптечной организации в наличии имеется всего лишь 10 ЛП на основе ЛС МНН Нистатин, тогда как в Госреестре ЛС ассортимент насчитывает - 57 ЛП. Таким образом, было обнаружено (коэффициент глубины – 0,17), что на региональном рынке присутствует лишь 17% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Нистатин. Лекарственные препараты, как на фармрынке, так и в аптечной организации представлены монопрепаратами и комбинированными препаратами. В ассортименте аптечной организации в большем количестве имеются комбинированные ЛП. Сравнение ассортимента по видам лекарственной формы показало наличие в ассортименте аптеки всех шести видов лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что большее количество ЛП на фармрынке России и в аптеке являются препаратами отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент ЛП на фармацевтическом рынке России на 24% представлен новыми ЛП, а в аптечной организации индекс обновления составил – 0, т.е. за текущий период ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Нистатин не обновлялся и представлен устаревшими ЛП.

В результате проведенных в работе маркетинговых исследований и рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Нистатин в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 6. Предложения были внедрены в работу аптеки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 15.04.2022).

2. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 15.04.2022).

3. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 15.04.2022).

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 15.04.2022).

5. Березин, И.С. Маркетинг. Большой толковый словарь Александра Панкрухина. 3-е изд., перераб./ Березин И.С., Карпова С.В., Коро Н.Р. под общ. ред.- М.: Дашков и К, 2022.- 520 с. - 978-5-394-04477-9.

6. Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 4-е изд.- М.: Дашков и К, 2022.- 404 с. - ISBN 978-5-394-03266-0.

7. Боровиков, И.О. Смешанные неспецифические инфекционные заболевания влагалища: опыт локальной терапии / И.О. Боровиков, И.И. Куценко, В.П. Булгакова, Э.Р. Рубинина, Х.И. Горринг // «РМЖ». - №4. – 2020. - 221-227.
8. Боровиков, И.О Опыт клинического менеджмента смешанных инфекций урогенитального тракта у женщин / И.О. Боровиков, И.И. Куценко, Э.Р. Рубинина // «РМЖ».- №1. – 2018. – С. 26 -32.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

10. Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с. - ISBN 978-5-534-03565-0.
11. Маркетинг: Учебное пособие, 3-е изд., стер./ Романов А.А., Басенко В.П., Жуков Б.М.- М.: Дашков и К, 2021 .- 438 с. - ISBN: 978-5-394-03542-5.

12. Маркетинг: Учебник для бакалавров, 2-е изд., стер./ С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева - М.: Дашков и К, 2022.- 360 с. - ISBN 978-5-394-03577-7. 

13. Маркетинговые исследования: Практикум, 3-е изд., стер./ Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А. Алексунин - М.: Дашков и К, 2021 .- 214 с. - ISBN 978-5-394-03602-6. 

14. Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. - С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

15. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия2017. - 324 c.

16. Новикова, В.В Оценка видового состава изолятов Сandida species, выделенных из различных биотопов, и их чувствительности к антифунгальным препаратам / В.В. Новикова, С.Г. Езов // «РМЖ». - №4. – 2019. – С. 67-71.
17. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

18. Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

19. Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. - Изд. 18-е, перераб. и доп. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. - 640 с. - ISBN: 978-5-85556-082-4.

20. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

21. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. - 392 с. - ISBN: 5-98216-019-9.

22. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/

23. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – URL: http://grls.rosminzdrav.ru.

24. Регистр лекарственных средств России, 2022. [Электронный ресурс] - URL: http://www.rlsnet.ru/

Просмотров работы: 135