Методические особенности исследования гидрологических объектов Курганской области - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методические особенности исследования гидрологических объектов Курганской области

Бугуева А.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курганская область находится на стыке Урала и Сибири, в юго-западной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети. Речная сеть Курганской области относится к Обь-Иртышской системе и принадлежит к бассейну Карского моря. В гидрографическом отношении Курганская область делится на две контрастные зоны. К первой относятся северо-западные, западные и центральные районы, расположенные в бассейнах рек Тобол, Исеть и Миасс и дренирующиеся относительно хорошо развитой речной сетью. В этой же зоне находятся основные запасы подземных вод. Ко второй зоне относятся критически маловодные южные и, особенно, юго-восточные районы, граничащие с Казахстаном. На востоке области рек практически нет [3].

Вопросу изучения водных ресурсов Курганской области посвящены труды таких исследователей как Коваль А.Е., Федоровой Е.В., Несговоровой Н.П., Дёмина А.П., Ходжаева М.Х. Все авторы разделяют точку зрения о том, что географическое расположение Курганской области ставит исследование ее гидрологических объектов в необходимость разработки особенной методологии.

Речная сеть Курганской области представлена 449 реками общей протяжённостью 5175,6 км (густота речной сети 0,07 км/км2), большая часть которых относится к малым рекам и ручьям. Курганская область делится на две контрастные зоны – богатые водными ресурсами северо-западные, западные и центральные районы, расположенные в бассейнах крупных рек, и маловодные южные и юго-восточные районы [4].

Для большинства рек характерны малые уклоны и наличие широких и низких пойм, затопляемых в период половодья. Для рек Курганской области характерно смешанное питание с преобладанием снегового (75–90%). В водном режиме большинства рек выделяется короткое весеннее половодье, маловодная продолжительная межень, прерываемая кратковременными дождевыми паводками. Реки замерзают в конце октября – ноябре, вскрываются в апреле [2].

Крупнейшими реками региона являются приток Иртыша – Тобол и его притоки Ишим, Исеть, Убаган, Суерь, Уй и приток Исети – Миасс. Среди регионов федерального округа Курганская область занимает последнее место по протяжённости и густоте речной сети [1].

Крупнейшим озером региона является бессточное солёное Медвежье озеро площадью 61,3 км2. В области создано несколько водохранилищ и прудов хозяйственно-питьевого назначения, из которых крупнейшим является Орловской водохранилище площадью 10 км2. Среди регионов федерального округа Курганская область занимает третье место по озёрности после Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

На наш взгляд, изучение гидрологических объектов своего края следует внедрять в учебный процесс в 8 – 9 классах средней общеобразовательной школы. Так, место и особенности содержания темы «Природные воды России» в рамках курса географии средней школы определяются современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а также рабочими программами по предмету. Очень важно, чтобы при усвоении материала предметно-географического содержания учащимися, они также развивали навыки и умения, способствующие достижению личностных и метапредметных результатов.

Материал, связанный с проблемами водных ресурсов региона, может быть использован в рамках учебно-методических комплексов для 8 класса следующих авторов: И.И. Баринова (издательство «ДРОФА», тема «Внутренние воды России»); В.П. Дронов (8 класс, раздел II «Богатство внутренних вод России»); В.П. Дронов (издательство «Просвещение», тема «Природа России» – «Внутренние воды России. Реки»); а также линейка образовательных комплексов «Сферы» издательства «ВЕНТАНТА-ГРАФ» (тема «Внутренние воды и водные ресурсы России); серия «Полярная звезда» издательства «Просвещение» (тема 3 «Внутренние воды и водные ресурсы России»).

Комплекс, созданный И.И. Бариновой и опубликованный в журнале «ДРОФА» (раздел 4. «Природа вашего региона»), подходит для изучения этого вопроса учащимися 9-х классов. Следовательно, при изучении водных ресурсов Курганской области в школьном курсе географии можно использовать вариативные возможности современной школьной программы.

Изучать материал по теме удобнее всего с позиций традиционной формы проведения урока – тип «комбинированный урок», но при использовании методических приемов и способов организации деятельности, способных вызвать интерес у обучающихся.

Организация наблюдений в природе, экспедиции и экскурсии – важные шаги в изучении водоёмов своего края.

Использование дидактических игр – залог успешного, интересного урока. Это может быть ролевая игра или игра-путешествие, рассмотрение кейсов (реальных проблемных ситуаций), настольные игры краеведческого содержания.

Работа с картографическими источниками (в том числе, с использованием Гугл и Яндекс карт). По картам определяются основные гидрографические характеристики (бассейн речной системы, притоки, направление течения (для рек)), местоположение, рельеф местности для расчета уклона рек.

Работа с информационными источниками позволяет определить происхождение названий различных объектов, топонимику, значение терминологий и многое другое.

Полевые работы – основные (собственно гидрология, описание растительного и животного мира, режим водных объектов, антропогенное воздействие на объект и т.д.).

Конечным продуктом может быть паспорт водоема (при комплексном исследовании), оценка роли водоема в той или иной экосистеме, антропогенное влияние на водоём и т.п.

Наряду с предметными компетенциями, результатом изучения курса должны стать формирование у обучающихся навыков универсальных учебных действий, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Краеведческий материал ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Приведём пример полевого исследования реки своего края.

Дайте характеристику реки Исеть по следующему плану.

1. Исток реки. Устье реки.

2. Характер течения.

3. Прозрачность воды.

4. Растительный и животный мир.

5. Хозяйственное использование реки.

6. Экологические характеристики реки.

Задание выполняется на основе полевых исследований на местности и работы с информационными источниками.

Использование материалов краеведческого характера экологической направленности на уроках, в частности, изучение водных ресурсов Курганской области будет способствовать развитию экологической культуры учащихся, стимулировать познавательный потенциал учащихся к предмету, к самостоятельным исследованиям в данной области.

Список использованных источников:

1. Водное хозяйство. URL: http://www.priroda.kurganobl.ru/3586 (дата обращения: 01.10.2022)

2. Епанешникова, Я.Ю. Гидрология подземных вод Курганской области и биогеохимический круговорот железа // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026912 (дата обращения: 01.10.2022)

3. Курганская область. Общая информация. URL: https://nbcrs.org/regions/kurganskaya-oblast/general-information/ (дата обращения: 01.10.2022)

4. Максимович Н.Г., Казакевич С.В., Блинов С.М. Гидрогеологические условия западной части Курганской области // Вестник Пермского ун-та. - Пермь, 2001 - Вып.3. Геология - С.159-178.

5. Нестеренко, Ю.М. Методология исследования природы и природных вод южного Урала // Бюллетень Оренбургского научного центра УРО РАН. 2017.

6. Природные ресурсы и охрана окружающей среды Курганской области в 2006 году. Доклад. – Курган, 2007.

Просмотров работы: 109