АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Кичёва И.Е. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоциональная привязанность очень важна для человека. Под привязанностью к близким принято понимать глубокую эмоциональную связь между ребенком и взрослым в результате общения и тесного взаимодействия. Эмоциональная привязанность - это желание быть рядом с другим человеком. Она возникает в детском возрасте, самая первая привязанность человека, это привязанность к матери. Выделяют четыре основных вида привязанности: «надежная (безопасная), избегающая, тревожно-сопротивляющийся (амбивалентная) и дезорганизованная или же патологическая» [1].

Для развития подростков очень важно установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью. Поэтому многие исследователи, такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Н.Н. Авдеева и т.д. ищут связь эмоциональной привязанности к матери с самыми разными сторонами эмоционально-личностного и познавательного развития ребенка.

Основными характеристиками «эмоциональной привязанности ребенка к матери» является наличие устойчивых отношений между ребёнком и ухаживающим за ним взрослыми. Надежная детско-материнская привязанность характеризуется тем, что «в случае грусти, ребенок обращается за утешением к объекту привязанности, т.е. к матери, именно мать может наиболее эффективно упокоить ребенка; в присутствии матери дети чувствуют себя более уверенно и не испытывают страха» [3].

Для гармонизации и формирования безопасной эмоциональной привязанности многие исследователи предлагают арт-терапию. Г. Абрамова, Д. Аррингтон, X. Вейдсон, М. Джунге, X. Квятковска, А. Копытин, X. Ландгартен, И. Никольская, Л. Пролкс, Ш. Рили, Д. Рубин, Е. Свистовская, Э. Эйдемиллер и другие в своих работах указывают на достоинства данного метода при работе с ребенком и его родителями, в том числе и с матерью.

Для младших подростков методы арт-терапии является эффективными и подходят для преодоления трудностей, за счёт того, «что она включает в себя разнообразие форм творческого самовыражения, что важно в данном возрасте для ребенка» [6].

Для восстановления или поддержания безопасной эмоциональной привязанности матери и младшего подростка хорошо подойдет совестная деятельность. Арт-терапия в таком случает будет удачным вариантом. Ведь можно выбрать из множества ее видов и форм, которые точно придутся по душе как матери, так и ее ребенку. Существуют также специальные семейные виды арт-терапии, которые помогут в формировании безопасной эмоциональной привязанности к матери в младшем подростковом возрасте.

Для младшего подросткового возраста характерно развитие различных увлечений и хобби, часто это может быть связано с творчеством. Поэтому методы арт-терапии «могут привлечь ребенка, ведь, кроме того, в ней используются невербальные методы общения и самовыражения, что тоже привлекательно для подростков, ведь таким способом легче выразить свои эмоции и чувства, кроме того, это отлично подходит для людей с трудностями в межличностных взаимоотношениях» [4].

Арт-терапия сводит на нет вербальную форму общения, что способствует снижению напряжения у участников терапии, а это помогает эмоционально сблизить мать и подростка. «Кроме того, это помогает взрослому отвлечься от повседневных проблем, рабочих моментов и забот» [5].

Кроме того, к преимуществам арт-терапии как как средству формирования безопасной эмоциональной привязанности к матери в младшем подростковом возрасте, относится то, что творческая деятельность помогает людям сблизиться, она эффективна в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении налаживания контактов. Кроме того, данная терапия способствует созданию положительного эмоционального настроя, который помогает снизить эмоциональное напряжение, а также преодолеть апатию и безынициативность.

Арт-терапия помогает в коррекции детско-материнских отношений, формированию безопасной эмоциональной привязанности путем воздействия как на матерей, так и на самих младших подростков. Матерям арт-терапия помогает стабилизировать эмоциональный фон, возобновить их внешние и внутренние ресурсы. Подросткам же она помогает в развитии необходимых психологических навыков, которые важны для их успешной адаптации, снятию тревожности, а также к предотвращение возможных негативных эмоций в детско-материнских отношениях.

Арт-терапия хорошо подходит для работы с материю и младшим подростком, так как дает большую степень свободы и самовыражения, что походит для работы с подростками. Безоценочность ситуации и результатов, участники могут спокойно выражать все свои чувства и переживания и не бояться осуждения или непринятия. Высокий уровень включенности в происходящие действия, что позволяет участникам более глубоко и полно осознавать, и прорабатывать собственные проблемы. Каждый участник может найти свой способ самовыражения. Так как от участников не требуются каких-либо особых творческих способностей, это способствует создание ситуации вынужденного успеха. Доступность арт-терапии, многие их техник можно провести в любое время и в любом месте, что подходит для работы с матерями, которые чаще всего заняты и у них немного свободного времени [2].

Таким образом, следует что арт-терапия подходит как средство формирования безопасной эмоциональной привязанности к матери в младшем подростковом возрасте, за счет того, что она подходит для всех возрастов, способствует невербальному общению, что способствует гармонизации отношений за счет своих особенностей. Важно учитывать запросы участников арт-терапии, подобрать нужные техники в зависимости от потребностей, создать благоприятные условия для ее реализации, желание участвовать в терапии и заинтересованность матери и подростка в результат. А также важно создать благоприятные условия для реализации арт-терапии; учитывать все особенности младших подростков и матерей, использовать специальные приемы, способствующие снятию эмоционального напряжения ребенка, его творческому самовыражению и рефлексии; выбранные арт-терапевтические приемы способствуют формированию безопасной эмоциональной привязанности к матери.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003. – 241 с.

2. Агарагимова, В.К. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии. [Электронный ресурс] / В.К. Агарагимова, Б.М. Гасанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. ‒ № 4 (25). ‒ С. 20-25. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiyasotsializatsii-podrostkov-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 16.12.2022). – Загл. с экрана

3. Варга А.Я. Типы родительского отношения. / А.Я.Варга //Самара, 1997. – 88 с. (5)

4. Леонтьева Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-podrostkov-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 14.03.2022). – Загл. с экрана

5. Сатир В. Психотерапия семьи М.: ИОИ, 2018. – 280 с.

6. Султанова, М.С. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков / М.С. Султанова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 10 (144). – С. 451-453. – URL: https://moluch.ru/archive/144/40387/ (дата обращения: 16.12.2022). – Загл. с экрана

Просмотров работы: 74