Логический анализ сложной системы «Продуктовый магазин» и её проблем - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Логический анализ сложной системы «Продуктовый магазин» и её проблем

Казаков Н.И. 1, Кочеткова О.В. 1
1ФГБОУ ВО ВолГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система «Продуктовый магазин» является сложной, так как состоит из множества компонентов, взаимодействующих друг с другом, таких как: служебный персонал, поставщики товара, владелец торговой сети и так далее[1].

Проблема данной системы – нехватка рабочего персонала. Актуальность данной проблемы ярко представлена статистикой за октябрь 2021 года:
По данным HeadHunter[1], в октябре число вакансий кассиров увеличилось за год на 196%, до 32,9 тыс. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%[1].

Построение диаграммы взаимосвязи системы с окружающей средой

Для определения взаимосвязи подсистем с окружащей средой построим диаграмму (рис. 1).

Рисунок 1 – Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой

Диаграмма основных акторов и анализ их требований

Для выявления основных заинтересованных лиц приведем диаграмму (рис. 2).

Рисунок 2 – Диаграмма стейкхолдеров

При оценивании системы по каждой категории ставились оценки по пятибалльной шкале методом аддитивной свертки. На рисунках 3-5 представлены результаты проведенного анализа [2].

Рисунок 3 – Результат анализа требований покупателей

Рисунок 4 – Результат анализа требований сотрудников

Рисунок 5 – Результат анализа требований управляющих

Изучив результат анализа требований акторов по обобщенной оценке можно сделать вывод:
покупателей не до конца удовлетворяют цены на продукцию, а сотрудников заработная плата и условия труда. Управляющие хотели бы повысить безопасность персонала.

Сравнительный анализ

Проведем сравнительный анализ системы с аналогичными системами (рис. 6-9). Для оценки показателей при сравнении использовалась условная единица – баллы от 1 до 5[2, 3, 6]. Чем выше оценка – тем лучше показатели.

Рисунок 6 – Сравнительный анализ с аналогами на цены

Рисунок 7 – Сравнительный анализ с аналогами на время обслуживания

Рисунок 8 – Сравнительный анализ с аналогами на качество продукции

Рисунок 9 – Сравнительный анализ с аналогами на условия труда[9]

В ходе сравнительного анализа была выявлена слабая сторона системы - условия труда. Однако остальные показатели находятся на относительно среднем уровне, что не дает отнести их к сильным или слабым сторонам в рамках данного анализа.

Ретроспективный анализ

Для логического анализа системы в целом используем ретроспективный анализ (рис. 10-12). Он позволит выявить, как изменялись значения показателей деятельности системы в течение 5 последних лет[2, 5, 6].

Рисунок 10 – График и линия тренда «Время обслуживания»

Тип линии тренда: Полиномиальная возрастающая

Рисунок 11 – График и линия тренда «Качество продукции»

Тип линии тренда: Полиномиальная убывающая

Рисунок 12 - График и линия тренда «Цены на продукцию»

Тип линии тренда: Линейная возрастающая

Исходя из представленного анализа, можно сделать вывод, что время обслуживания заметно ухудшилось в прошлом году, однако сейчас вновь начинает улучшаться.

Качество продукции за последние 2 года сильно упало вследствие политической и экономической ситуации в стране. По этим же причинам виден резкий рост цен на продукцию.

SWOT-анализ исследуемой проблемосодержащей системы

Для анализа проблемосодержащей исследуемой сложной системы выполним SWOT-анализ (табл. 1), который показывает возможности и угрозы, слабые и сильные стороны исследуемой системы.

Таблица 1 - SWOT-анализ исследуемой проблемосодержащей системы

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Невысокая стоимость основных продуктов питания относительно конкурентов

2. Шаговая доступность для клиента и работника

1. Низкое качество некоторой продукции в сравнении с конкурентами

2. Плохие условия труда для сотрудников

3. Уход специалистов

Возможности

Угрозы

1. Внедрение бонусных карт для покупателей

2. Повышение квалификации сотрудников

3. Усиление безопасности покупателей и персона

1. Появление и укрепление конкурентов на рынке

2. Угроза безопасности сотрудников и покупателей

Вывод:

По результатам проведенного системного анализа были выявлены следующие проблемы:

1. Низкая заработная плата сотрудников

2. Плохие условия труда

3. Низкая безопасность сотрудников и покупателей

4. Уменьшение качества продукции за последние два года в связи с политической и экономической ситуацией в стране

5. Увеличение цен на продукты также в связи с политической и экономической ситуацией в стране

Данные проблемы будут включены в последующие этапы системного анализа.

На втором этапе выполним структурный анализ путем декомпозиции проблемосодержащей системы.

Структурный анализ - это метод исследования системы с помощью ее графического модельного представления, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней[9].

Декомпозиция деятельности продуктового магазина

Над проблемосодержащей системы была проведена декомпозиция её деятельности (рис. 13).

Рисунок 13 – Иерархия подсистем

На таблицах 2-4 представлено описание подсистем второго, третьего и четвертого уровней. В данных таблицах описаны предметы деятельности, средства деятельности, исполнители, регламенты деятельности и конечный продукт.

Таблица 2 – Описание подсистем второго уровня

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Маркетинг

Анализ товаров и услуг

Компьютер, Word

Маркетолог

Регламент маркетинга

Маркетинговый отчет

Продажа продуктов питания

Продукты питания

Кассовые аппараты

Сотрудники магазина

Регламент продажи товара

Деньги за товар

Закупка продуктов у поставщиков

Продукты питания

Компьютер, система оптовых заказов продуктов

Администратор

Правила оформления заказов

Товар для продажи

Таблица 3 – Описание подсистем третьего уровня

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Обслуживание оборудования

Кассовые аппараты, раздвижные двери

Инструменты

Ремонтник

Регламент обслуживания

Обслуженное оборудование

Слаженная и качественная работа персонала

Сотрудники

Кассовые аппараты

Сотрудники и администратор

Регламент работы и правила этикета

Продуктивный персонал

Обеспечение техники безопасности

Безопасность сотрудников и покупателей

Система безопасности

Администратор, охрана

Регламент безопасности

Безопасность сотрудников и покупателей

Таблица 4 – Описание подсистем четвертого уровня

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Прием на работу квалифицированных сотрудников

Соискатели

Резюме

Администратор

Регламент приема на работу

Новый сотрудник

Организация плана работы администрацией

План работы

Компьютер, Word, Excel

Администратор

Правила составления плана работы

План работы

Обеспечение хороших условий труда

Рабочее место

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Администратор, управляющий

Правила труда

Хорошие условия труда

Построение диаграмм взаимосвязи подсистем

Для наглядности модели лучше отображать связи между подсистемами, полученными в результате декомпозиции одной материнской системы (подсистемы), на отдельной диаграмме на рисунках 14-16 соответственно.

Рисунок 14 – Диаграмма взаимосвязи подсистем второго уровня

Рисунок 15 – Диаграмма взаимосвязи подсистем третьего уровня

Рисунок 16 – Диаграмма взаимосвязи подсистем четвертого уровня

Анализ состояния подсистем

Для локализации проблем необходимо проанализировать состояние подсистем[2, 8] (табл. 5-7).

Таблица 5 – Описание состояние подсистем второго уровня

Подсистема

Показатель времени

Значение

min

max

сред.

Маркетинг

Время проведения опросов

2 дней

14 дней

7 дней

Время исследования конкурентов

2 дней

7 дней

4 дней

Закупка продуктов у поставщиков

Время обработки заявки поставщиками

1 дней

5 дней

2 дней

Время доставки продуктов

14 часа

3 дней

1 дней

Таблица 6 – Описание состояние подсистем третьего уровня

Подсистема

Показатель времени

Значение

min

max

сред.

Обслуживание оборудования

Время обслуживания

1 часа

5 часа

2 часа

Время приезда техперсонала после заявки

1 часа

7 часа

3 часа

Слаженная и качественная работа персонала

Время обслуживания 1 клиента

1 мин.

10 мин.

4 мин.

Быстрота ориентирования в критических ситуациях

20 мин.

2 часа

40 мин.

Таблица 7 – Описание состояние подсистем четвертого уровня

Подсистема

Показатель времени

Значение

min

max

сред.

Прием на работу квалифицированных сотрудников

Время оформления документов соискателя

10 часа

4 дней

1 дней

Испытательный срок

2 дней

14 дней

7 дней

Организация плана работы администрацией

Время составления общего плана работы

20 мин.

2 часа

1 часа

Время составления своего личного плана работы

15 мин.

1 часа

30 мин.

Описав подробнее состояние подсистем, были выявлены следующие проблемы:

Долгое время обработки заявки доставщиками. Заявка слишком долгое время находится в обработке, что намного задерживает доставку недостающих продуктов.

Время приезда ремонтного рабочего после заявки слишком долгое, что сильно может задержать работу магазина.

Долгое время оформления документов соискателя. Из-за этого покупатель может уже получить новое предложение и уйти, также это в целом задерживает его официальный выход на работу.

Таким образом, проведя 2 этапа системного анализа, были выявлены проблемы, которые будут использованы в дальнейшем построении дерева проблем.

Список использованной литературы

1. Ритейл испытывает острую нехватку персонала [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/news/27784-personal

2. Сведения представлены экспертом в предметной области – Казакова Н. В. администратор магазина «Пятерочка»

3. Насколько подорожали продукты в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://fintolk.pro/a-inflyacziya-pravda-17-sravnivaem-czeny-na-produkty-v-iyule-2022-i-god-nazad/

4. СОУТ в магазине [Электронный ресурс] URL: https://sot-arm.ru/uslugi/sout/magazine/

5. Дефицит кадров: решение проблемы с отсутствием сотрудников на рынке в регионах [Электронный ресурс]. URL: https://kr.by/read/kak-reshit-problemu-defitsita-kadrov-v-regionakh/

6. Как росли цены с 2016 по 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.yuga.ru/articles/economy/9397.html

7. Нехватка рабочих кадров в России [Электронный ресурс]. URL: https://oddjob.ru/tpost/g8r0t19ms1-kak-obstoit-situatsiya-s-rabochimi-kadra

8. Маркетинг торгового предприятия [Электронный ресурс] URL: https://odiplom.ru/lab/marketing-torgovogo-predpriyatiya.html

9. Структурный анализ [Электронный ресурс] URL: https://analytics.infozone.pro/strukturnyj-analiz-organizacii-metodologiya-i-ehtapy-strukturnogo-analiza/

10. Системный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://systemsanalysis.ru/systems_analysis.html

Просмотров работы: 55