Система «Продуктовый магазин» является сложной, так как состоит из множества компонентов, взаимодействующих друг с другом, таких как: служебный персонал, поставщики товара, владелец торговой сети и так далее[1].
Проблема данной системы – нехватка рабочего персонала. Актуальность данной проблемы ярко представлена статистикой за октябрь 2021 года:
По данным HeadHunter[1], в октябре число вакансий кассиров увеличилось за год на 196%, до 32,9 тыс. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%[1].
Построение диаграммы взаимосвязи системы с окружающей средой
Для определения взаимосвязи подсистем с окружащей средой построим диаграмму (рис. 1).
Рисунок 1 – Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой
Диаграмма основных акторов и анализ их требований
Для выявления основных заинтересованных лиц приведем диаграмму (рис. 2).
Рисунок 2 – Диаграмма стейкхолдеров
При оценивании системы по каждой категории ставились оценки по пятибалльной шкале методом аддитивной свертки. На рисунках 3-5 представлены результаты проведенного анализа [2].
Рисунок 3 – Результат анализа требований покупателей
Рисунок 4 – Результат анализа требований сотрудников
Рисунок 5 – Результат анализа требований управляющих
Изучив результат анализа требований акторов по обобщенной оценке можно сделать вывод:
покупателей не до конца удовлетворяют цены на продукцию, а сотрудников заработная плата и условия труда. Управляющие хотели бы повысить безопасность персонала.
Сравнительный анализ
Проведем сравнительный анализ системы с аналогичными системами (рис. 6-9). Для оценки показателей при сравнении использовалась условная единица – баллы от 1 до 5[2, 3, 6]. Чем выше оценка – тем лучше показатели.
Рисунок 6 – Сравнительный анализ с аналогами на цены
Рисунок 7 – Сравнительный анализ с аналогами на время обслуживания
Рисунок 8 – Сравнительный анализ с аналогами на качество продукции
Рисунок 9 – Сравнительный анализ с аналогами на условия труда[9]
В ходе сравнительного анализа была выявлена слабая сторона системы - условия труда. Однако остальные показатели находятся на относительно среднем уровне, что не дает отнести их к сильным или слабым сторонам в рамках данного анализа.
Ретроспективный анализ
Для логического анализа системы в целом используем ретроспективный анализ (рис. 10-12). Он позволит выявить, как изменялись значения показателей деятельности системы в течение 5 последних лет[2, 5, 6].
Рисунок 10 – График и линия тренда «Время обслуживания»
Тип линии тренда: Полиномиальная возрастающая
Рисунок 11 – График и линия тренда «Качество продукции»
Тип линии тренда: Полиномиальная убывающая
Рисунок 12 - График и линия тренда «Цены на продукцию»
Тип линии тренда: Линейная возрастающая
Исходя из представленного анализа, можно сделать вывод, что время обслуживания заметно ухудшилось в прошлом году, однако сейчас вновь начинает улучшаться.
Качество продукции за последние 2 года сильно упало вследствие политической и экономической ситуации в стране. По этим же причинам виден резкий рост цен на продукцию.
SWOT-анализ исследуемой проблемосодержащей системы
Для анализа проблемосодержащей исследуемой сложной системы выполним SWOT-анализ (табл. 1), который показывает возможности и угрозы, слабые и сильные стороны исследуемой системы.
Таблица 1 - SWOT-анализ исследуемой проблемосодержащей системы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Невысокая стоимость основных продуктов питания относительно конкурентов 2. Шаговая доступность для клиента и работника |
1. Низкое качество некоторой продукции в сравнении с конкурентами 2. Плохие условия труда для сотрудников 3. Уход специалистов |
Возможности |
Угрозы |
1. Внедрение бонусных карт для покупателей 2. Повышение квалификации сотрудников 3. Усиление безопасности покупателей и персона |
1. Появление и укрепление конкурентов на рынке 2. Угроза безопасности сотрудников и покупателей |
Вывод:
По результатам проведенного системного анализа были выявлены следующие проблемы:
1. Низкая заработная плата сотрудников
2. Плохие условия труда
3. Низкая безопасность сотрудников и покупателей
4. Уменьшение качества продукции за последние два года в связи с политической и экономической ситуацией в стране
5. Увеличение цен на продукты также в связи с политической и экономической ситуацией в стране
Данные проблемы будут включены в последующие этапы системного анализа.
На втором этапе выполним структурный анализ путем декомпозиции проблемосодержащей системы.
Структурный анализ - это метод исследования системы с помощью ее графического модельного представления, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней[9].
Декомпозиция деятельности продуктового магазина
Над проблемосодержащей системы была проведена декомпозиция её деятельности (рис. 13).
Рисунок 13 – Иерархия подсистем
На таблицах 2-4 представлено описание подсистем второго, третьего и четвертого уровней. В данных таблицах описаны предметы деятельности, средства деятельности, исполнители, регламенты деятельности и конечный продукт.
Таблица 2 – Описание подсистем второго уровня
Подсистема |
Предметы деятельности |
Средства деятельности |
Исполнители |
Регламент деятельности |
Конечный продукт |
Маркетинг |
Анализ товаров и услуг |
Компьютер, Word |
Маркетолог |
Регламент маркетинга |
Маркетинговый отчет |
Продажа продуктов питания |
Продукты питания |
Кассовые аппараты |
Сотрудники магазина |
Регламент продажи товара |
Деньги за товар |
Закупка продуктов у поставщиков |
Продукты питания |
Компьютер, система оптовых заказов продуктов |
Администратор |
Правила оформления заказов |
Товар для продажи |
Таблица 3 – Описание подсистем третьего уровня
Подсистема |
Предметы деятельности |
Средства деятельности |
Исполнители |
Регламент деятельности |
Конечный продукт |
Обслуживание оборудования |
Кассовые аппараты, раздвижные двери |
Инструменты |
Ремонтник |
Регламент обслуживания |
Обслуженное оборудование |
Слаженная и качественная работа персонала |
Сотрудники |
Кассовые аппараты |
Сотрудники и администратор |
Регламент работы и правила этикета |
Продуктивный персонал |
Обеспечение техники безопасности |
Безопасность сотрудников и покупателей |
Система безопасности |
Администратор, охрана |
Регламент безопасности |
Безопасность сотрудников и покупателей |
Таблица 4 – Описание подсистем четвертого уровня
Подсистема |
Предметы деятельности |
Средства деятельности |
Исполнители |
Регламент деятельности |
Конечный продукт |
Прием на работу квалифицированных сотрудников |
Соискатели |
Резюме |
Администратор |
Регламент приема на работу |
Новый сотрудник |
Организация плана работы администрацией |
План работы |
Компьютер, Word, Excel |
Администратор |
Правила составления плана работы |
План работы |
Обеспечение хороших условий труда |
Рабочее место |
СОУТ (специальная оценка условий труда) |
Администратор, управляющий |
Правила труда |
Хорошие условия труда |
Построение диаграмм взаимосвязи подсистем
Для наглядности модели лучше отображать связи между подсистемами, полученными в результате декомпозиции одной материнской системы (подсистемы), на отдельной диаграмме на рисунках 14-16 соответственно.
Рисунок 14 – Диаграмма взаимосвязи подсистем второго уровня
Рисунок 15 – Диаграмма взаимосвязи подсистем третьего уровня
Рисунок 16 – Диаграмма взаимосвязи подсистем четвертого уровня
Анализ состояния подсистем
Для локализации проблем необходимо проанализировать состояние подсистем[2, 8] (табл. 5-7).
Таблица 5 – Описание состояние подсистем второго уровня
Подсистема |
Показатель времени |
Значение |
||
min |
max |
сред. |
||
Маркетинг |
Время проведения опросов |
2 дней |
14 дней |
7 дней |
Время исследования конкурентов |
2 дней |
7 дней |
4 дней |
|
Закупка продуктов у поставщиков |
Время обработки заявки поставщиками |
1 дней |
5 дней |
2 дней |
Время доставки продуктов |
14 часа |
3 дней |
1 дней |
Таблица 6 – Описание состояние подсистем третьего уровня
Подсистема |
Показатель времени |
Значение |
||
min |
max |
сред. |
||
Обслуживание оборудования |
Время обслуживания |
1 часа |
5 часа |
2 часа |
Время приезда техперсонала после заявки |
1 часа |
7 часа |
3 часа |
|
Слаженная и качественная работа персонала |
Время обслуживания 1 клиента |
1 мин. |
10 мин. |
4 мин. |
Быстрота ориентирования в критических ситуациях |
20 мин. |
2 часа |
40 мин. |
Таблица 7 – Описание состояние подсистем четвертого уровня
Подсистема |
Показатель времени |
Значение |
||
min |
max |
сред. |
||
Прием на работу квалифицированных сотрудников |
Время оформления документов соискателя |
10 часа |
4 дней |
1 дней |
Испытательный срок |
2 дней |
14 дней |
7 дней |
|
Организация плана работы администрацией |
Время составления общего плана работы |
20 мин. |
2 часа |
1 часа |
Время составления своего личного плана работы |
15 мин. |
1 часа |
30 мин. |
Описав подробнее состояние подсистем, были выявлены следующие проблемы:
Долгое время обработки заявки доставщиками. Заявка слишком долгое время находится в обработке, что намного задерживает доставку недостающих продуктов.
Время приезда ремонтного рабочего после заявки слишком долгое, что сильно может задержать работу магазина.
Долгое время оформления документов соискателя. Из-за этого покупатель может уже получить новое предложение и уйти, также это в целом задерживает его официальный выход на работу.
Таким образом, проведя 2 этапа системного анализа, были выявлены проблемы, которые будут использованы в дальнейшем построении дерева проблем.
Список использованной литературы
1. Ритейл испытывает острую нехватку персонала [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/news/27784-personal
2. Сведения представлены экспертом в предметной области – Казакова Н. В. администратор магазина «Пятерочка»
3. Насколько подорожали продукты в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://fintolk.pro/a-inflyacziya-pravda-17-sravnivaem-czeny-na-produkty-v-iyule-2022-i-god-nazad/
4. СОУТ в магазине [Электронный ресурс] URL: https://sot-arm.ru/uslugi/sout/magazine/
5. Дефицит кадров: решение проблемы с отсутствием сотрудников на рынке в регионах [Электронный ресурс]. URL: https://kr.by/read/kak-reshit-problemu-defitsita-kadrov-v-regionakh/
6. Как росли цены с 2016 по 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.yuga.ru/articles/economy/9397.html
7. Нехватка рабочих кадров в России [Электронный ресурс]. URL: https://oddjob.ru/tpost/g8r0t19ms1-kak-obstoit-situatsiya-s-rabochimi-kadra
8. Маркетинг торгового предприятия [Электронный ресурс] URL: https://odiplom.ru/lab/marketing-torgovogo-predpriyatiya.html
9. Структурный анализ [Электронный ресурс] URL: https://analytics.infozone.pro/strukturnyj-analiz-organizacii-metodologiya-i-ehtapy-strukturnogo-analiza/
10. Системный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://systemsanalysis.ru/systems_analysis.html