РОЛЬ СФОРМИРОВАННОЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РОЛЬ СФОРМИРОВАННОЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Абрамовская И.В. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор будущей профессии – это непрерывный процесс на протяжении жизни человека, который начинает формироваться еще в дошкольном и младшем школьном возрасте на уровне фантазий и мечтаний, подражании профессиям взрослых, переходящий в профессиональные намерения, получение профессионального образования и профессиональной подготовки, так называемое учебно-профессиональное самоопределение в период оптации, в возрасте 12–16 лет.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» содержится положение, о том, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]. Исходя из положения законодательства мы можем сделать вывод, что выбор будущей профессии для подростков один из ответственных этапов в их жизни, который представляется ключевой задачей в этот возрастной период.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из приоритетных задач воспитания в сфере личностного развития обучающихся является: «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию и самооценке, понимаю смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению» [2]. Зачастую старшекласснику сложно определиться не только с выбором профессии, но и с направлением реализации своих профессиональных предпочтений и профессиональных предрасположенностей, в связи с этим наступает некий этап рефлексии, в котором происходит сопоставление реальной жизненной ситуации и сложившихся в сознании подростка идеальных профессионально-ориентированных мечт и романтических намерений.

Осознание подростком профессионального «Я» реализуется через ряд вопросов, предоставленных самому себе – кто я? Что я умею? Чего хочу? Каковы мои способности? Каковы возможности? Какой мой профессиональный и жизненный идеал? Кем я хочу стать? Соотношение на уровне «Я-реального» и «Я-идеального» является важной составляющей адекватной самооценки подростка, а также условием личностного подхода к выбору профессии.

Исследованием проблемы самооценки занимались ученые как в отечественной психологии, так и в зарубежной: «Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса, В.В. Столина и других психологов» [4]. Однако в силу различных точек зрения определение сущности понятия «самооценка» интерпретируется по-разному.

В своей работе мы будем руководствоваться определением В.В. Столина: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей» [3].

В аспекте профессионального самоопределения самооценка определяет то, как человек видит и оценивает себя в роли специалиста, оценивает свои способности и возможности в предполагаемой или уже осваиваемой профессии. Формирование адекватной самооценки также происходит за счет межличностного взаимодействия с окружающими, когда подросток сравнивает самого себя, свои достижения и успехи, способности и возможности с близкими ему людьми: с родителями, сверстниками и с отношением педагогов к нему как к личности.

Изучая уровни самооценки при выборе профессии Е.А. Климов в научном труде «Психология профессионального самоопределения», предложил следующую типологию проблемных ситуаций профессионального самоопределения:

«низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально-значимые качества;

заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть» [5].

Для работы с оптантом, имеющим затруднения в профессиональном выборе вследствие заниженной самооценки, необходимо организовывать индивидуально-ориентированный подход, который заключается в разработке профессионального плана в соответствии с запросом старшеклассника. Индивидуальный подход позволит оказать воспитательное воздействие через конкретные особенности личности. Специалисту, организующему профориентационную работу с данным обучающимся необходимо помочь осознать индивидуальность, научить управлять своим поведением и эмоциями, адекватно оценивать свои сильные стороны и корректировать слабые, осуществлять личностно-значимое и общественно-приемлемое поведение.

Список литературы

«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Ю-Софт. – Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: file://base.agtu.ru/consultant/CONS.EXE, доступ свободный (дата обращения 16.12.2022 г.) – Загл. с экрана.

Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – 29 с. – (Стандарты второго поколения). – Электрон. дан. – Режим доступа: https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf, свободный (дата обращения: 16.12.2022). – Загл. с экрана.

Лебедева, В.А. Психология сегодня [Электронный ресурс] / В.А. Лебедева // Психология. – Екатеринбург: ГОУ ВПО, 2008. – 254 с. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0238/6_0238-0.shtml#book_page_top (дата обращения 16.12.2022) – Загл. с экрана.

Павлова, Е.А. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов [Электронный ресурс] / Е.А. Павлова. – 2016. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/43905/, свободный (дата обращения 16.12.2022) – Загл. с экрана.

Попович, А. Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / А. Э. Попович // Социально-гуманитарные знания, ВАК. – 2011. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-individualnyh-osoben-nostey-vypusknikov-shkol-v-protsesse-professionalnogo-samoopredeleniya, свободный (дата обращения 16.12.2022) – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 46