Особенности физического воспитания студентов, обучающихся в ВУЗах, расположенных в северных регионах - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности физического воспитания студентов, обучающихся в ВУЗах, расположенных в северных регионах

Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1, Филькина А.Д. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Социально-экономические и специфические природно-климатические условия северных регионов ограничивают возможности проявления двигательной активности молодого поколения, недостаточность которой может вызывать негативное влияние на развитие физиологических функций, резервных возможностей организма, а также снижения уровня физической подготовленности, что в свою очередь ухудшают качественные характеристики здоровья. Необходимость всестороннего физического воспитания молодого поколения в условиях Севера определяется специфическими неблагоприятными для жизни человека природно-климатическими условиями.

Цель: рассмотреть особенности физического воспитания студентов, проживающих и обучающихся на Севере.

Задачи:

- рассмотреть влияние климатических условий на физическое и функциональное состояние организма студентов в период их обучения в ВУЗах, расположенных в северном регионе;

- раскрыть теоретические основы физического воспитания в целом, определить задачи физического воспитания студентов, сущность понятия «оздоровительная физкультура»;

- определить важность занятий физической культуры для студентов ВУЗов, располагающихся на Севере.

Экстремальные природные факторы Северного региона оказывают огромное значение для здоровья и зачастую вызывают у человека высокое напряжение. К таким экстремальным факторам относятся в основном холод, перепады давления, сильные ветра и другие. Данная совокупность климатогеографических характеристик создает особые условия для реализации физиологических функций организма. Экстремальные факторы способствуют снижению физиологической активности всех органов и тканей, ограничению энергетических потребностей и их реализации. [1]

Долголетний опыт проживания людей в северных регионах свидетельствует, о том, что основным и наиболее эффективным средством защиты здоровья служит активная адаптация, предполагающая систематическую физическую тренировку организма. [10]

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Физическое воспитание осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, занятий в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта, а также спортивно-массовых мероприятий во внеучебное время и самостоятельных занятий студентов. [2]

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности;

- повышение уровня физической подготовленности;

- создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. [6]

Занятия физической культурой являются одним из условий, необходимых для поддержания организма в экстремальных климатических условиях, а также для его адаптации. [7] К другим условиям относятся:

- витамины. У студентов северных регионов повышенная нехватка витаминов, в частности витамина D. Его нехватка негативно сказывается на состояние зубов и костей, а также повышает риск серьезных травм и переломов.

- правильное питание и обильное питье. Питание у студентов должно быть сбалансированным и полноценным, богатым на белки, жиры, клетчатку и витамины, для поддержания иммунитета и восполнения сил и энергии.

- здоровый сон, двигательная активность, процедуры закаливания и т.д. [8]

В Северных регионах процесс физического воспитания студентов должен быть организован иным образом, нежели у студентов средней полосы. На это указывает ряд факторов, например, должен быть период адаптации студентов после летнего отдыха в другом климате (в средних и южных широтах). В данный период повышается время восстановления после физической нагрузки, увеличивается уровень ЧСС в покое, а также наблюдаются проблемы с дыхательными органами. Также студентам нужно поддерживать состояние в летний период. Преподаватели могут дать задание вести дневник самоконтроля с записью данных о выполнении и переносимости физических нагрузок. Подобный метод позволит поддерживать организм студента в каникулярное время, а также уменьшить период адаптации в следующем учебном году.

Основной формой оздоровительной деятельности в образовательных организациях всех видов и всех ступеней является оздоровительная физическая культура, которая в своем концептуальном блоке содержит не только задачи развития и совершенствования моторнофункциональных качеств, формирования двигательных навыков, но и задачи укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов природной среды. [3]

Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачами оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение стимула сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды (иммунитет), предупреждение заболеваний и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней, и доступны всем здоровым людям.

Таким образом оздоровительные тренировки, упражнения легкой и средней интенсивности, здоровый образ жизни, правильное питание и грамотное соблюдение режима дня позволят студентам сохранить уровень работоспособности, находясь в регионах с северным климатом. Также климатические условия оказывают существенное влияние не только на физическое состояние студентов, но и на их работоспособность, умственное развитие и психическое состояние. Поддержание организма путем выполнения физических упражнений является одним из наиболее успешных средств адаптации к жестким климатогеографическим условиям среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Артемова Н. А., Меньшикова Л. И., Ошуркова Л. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска – Государственного Российского Центра атомного судостроения // Экология человека. – 2003. – № 6. – С. 34–37.

2 Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.

3 Суслова Е.А. Современные физкультурно–оздоровительные технологии, используемые в дошкольных учебных заведениях // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003887 (дата обращения: 02.05.2020 )

4 Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов высших и средне-специальных учебных заведений: Материалы межрегионального научно-практического семинара 15-16 апреля 2003 г. [Текст]. - Орел. : Орел ГТУ, 2003;

5 Солонин Ю.Г. Широтные особенности физиологических функций у жителей Севера // Физиология человека - 1994. - Т. 20. - № 6. - С. 137-143.6 Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29

6 Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России. – Ставрополь, 2002. – 311 с.8 Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение. - 1986. - 155 с.

7 Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

8 Василистова Татьяна Викторовна, Григорьев Александр Юрьевич Физическое воспитание студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов // ОНВ. 2011. №4 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-studentok-vuza-prozhivayuschih-v-usloviyah-severnyh-regionov (дата обращения: 18.11.2022).

9 Агаджанян, Н.А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого–физиологические механизмы / Н.А. Агаджанян, Н.Ф. Жваввый, В.Н. Ананьев. – Москва : КРУК, 1998. – 240 с.

10 Агаджанян, Н.А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян, П.Г. Петрова. – Москва : КРУК, 1996. – 179 с.

LIST OF SOURCES USED

1 Artemova N. A., Menshikova L. I., Oshurkova L. A. The state of health of children of the city of Severodvinsk – the State Russian Center of Nuclear Shipbuilding // Human ecology. - 2003. – No. 6. – pp. 34-37.

2 Kuramshin Yu.F. Theory and methodology of physical culture - M.: Soviet sport, 2010. — 320 p.

3 Suslova E.A. Modern physical culture and health technologies used in preschool educational institutions // Materials of the X International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003887 (date of application: 02.05.2020 )

4 Topical issues of physical culture and sports of students of higher and secondary specialized educational institutions: Materials of the interregional scientific and practical seminar 15-16 April 2003 [Text]. - Orel. : Orel GTU, 2003;

5 Solonin Yu.G. Latitudinal features of physiological functions in the inhabitants of the North // Human physiology - 1994. - Vol. 20. - No. 6. - pp. 137-143.6 Martianova A.I. Moral education: content and forms: methodological recommendations / A.I. Martianova // Elementary school. - 2007. - N 7. - p.21-29

6 Lukyanenko V.P. The current state and concept of development of general secondary physical education in Russia. – Stavropol, 2002. – 311 p.8 Yanovskaya M.G. Emotional aspects of moral education. - M.: Enlightenment. - 1986. - 155 p.

7 Maksimenko A.M. Fundamentals of theory and methods of physical culture. – M., 1999.

8 Vasilistova Tatiana Viktorovna, Grigoriev Alexander Yurievich Physical education of university students living in the conditions of northern regions // ONV. 2011. №4 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-studentok-vuza-prozhivayuschih-v-usloviyah-severnyh-regionov (date of address: 18.11.2022).

9 Aghajanyan, N..A. Human adaptation to the conditions of the Far North: ecological and physiological mechanisms / N.A. Aghajanyan, N.F. Zhvavvy, V.N. Ananyev. – Moscow : KRUK, 1998. – 240 p.

10 Aghajanyan, N.A. Man in the conditions of the North / N.A. Aghajanyan, P.G. Petrova. – Moscow : KRUK, 1996. – 179 p.

Просмотров работы: 25