ИЗРАЗЕЦ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИЗРАЗЕЦ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Искусство изразца – это, несомненно, изысканное явление в жизни общества. Пройдя большой путь от старины до современности, данный элемент, а именно облицовка поверхности, не утратил свое значение. В современной жизни, изразец не только не потерял свою ценность, но и приобрёл новые формы и виды, вследствие чего они используются и интерьерах, и в экстерьерах. Многие художники и мастера используют керамический изразец в своих современных работах, создавая новое прочтение, такого классического вида декоративно-прикладного искусства.

В Ульяновске активно проходят выставки по ремеслу прошедших веков, где огромное количество людей могут вблизи увидеть каждую деталь, каждый мазок мастера. Так, на мероприятиях выставлены печи, украшенные изразцами тех времен. Эти выставки дают посетителям шанс увидеть не только старинное практичное приспособление, но и также его красивую поверхность.

Первое упоминания изразцов нашли на Востоке, а именно Древний Китай, где керамические изделия были огромной ценностью. Ни для кого не секрет, что в Китае были места залежей белой глины, которая славилась своей чистотой, и прозрачностью после обжига, из–за чего китайский фарфор стал популярен во всем мире.

Керамика долговечна, из-за своего химического состава и физического воздействия, она долговечна, вследствие чего множество изделий, в том числе и изразцы смогли сохраниться и до наших дней. Изготовление керамических изразцов пришла к нам от византийских мастеров, после чего традиция перебралась в Италию, которая активно развивалась в эпоху Возрождения. В Западной Европе началось распространение керамических изразцов, после того, как мореплаватели, побывав в Китае, и приобретя там китайский фарфор, привезли его в Голландию и Германию, где данный вид искусства приобрёл большую популярность, керамику стали использовать для облицовки стен и печей, а также изготавливать посуду.

В Русь из Византии изразцовое искусство перебралось вместе с ремесленниками и начало развиваться в 10 веке. Впервые русское изразцовое искусство появилось на территории Древнего Киева XX-XXI веках, Старой Рязани и Владимира XXII века.На данных территория при раскопках, археологи обнаружили первые русские изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей - это были первые образцы керамической плитки, создаваемой на территории Руси, производимые из красной глины, отличительным признаком которых являлся рельеф.

Изразец является достаточно тяжёлой конструкцией, которая состоит из румпы и лицевой части. Так, румпа укреплялась на гончарном круге, а лицевая часть получала свой узор за счет использования специальной деревянной формы. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), или как терракотовый изразец, не иметь покрытия. Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

В прошлые века изразцами украшали не только внешние, но и внутренние покои зданий. После завершения нанесения рисунка фон покрывался слоем глины, на который наносилась цветная эмаль. Изделия обжигали, наносили еще один слой глазури и снова обжигали, после чего плитку можно было использовать. Слово «изразец» образовалось от действия – «образить здание», как говорили в Древней Руси ремесленники.

Декоративно-прикладной элемент быстро стал проникать в храмы и княжеские палаты, и под конец XIV века изразец можно было встретить по всей Руси. В последующее время начался застой в этой сфере искусства. Вторым дыханием для возрождения изразцов, стал Санкт–Петербург, когда печи стали стремительно использовать в домах и дворцах из-за погодных условий в регионе. Каждая печь имела свои неповторимые линии и формы, которые выделял ее на фоне всего остального интерьера.

В последующем ввел керамический декор император Петр I, который стал приглашать в Россию иностранных мастеров для изготовления и декорирования облицовки печей. Печь на Руси, имела символическое значение, вследствие чего её украшали. Облицовка очага имела разнообразные мотивы, но больше всего преобладали античные мотивы. Как известно, Петр I учился в Голландии, где было множество иммигрантов из Италии, которая в свою очередь переняла античные каноны.

К началу XX века стал распространяться стиль «модерн», так как Европу заинтересовал восток, из-за чего некоторые элементы появлялись в изразцах, как элементах, которые украшали печи. Главный элемент орнамента – цветок, который отлично характеризовал данную эпоху. Появлялись розетки на разных очагах, как правило, имели индивидуальную форму, на некоторых печах углы сглаживали. К сожалению, до нашего времени не все печи сохранили свой изначальный вид, но многие хорошо сохранившиеся печи можно увидеть при посещении музеев и дворцов Санкт-Петербурга.

Для создания керамического изразца требуется множество усилий, опыта и знаний. Рассмотрим же процесс изготовления. Перед изготовлением нужно тщательно подготовиться, это нужно для того что бы результат получился таким, каким он представляется. Важно учитывать размеры, параметры, толщину и картинку изделия. Рассмотрим этапы изготовления:

Первый этап состоит в создании эскиза, которой в дальнейшем превратиться в изделие. При составлении клаузуры следует учесть, размеры работы с учетом усадки материала, объем скульптурной части, чтобы в дальнейшем не возникло погрешностей.

Второй этап заключается в обрисовке чистового варианта работы, подготовления глиняной массы, и далее - вылепливания изразца с учетом размера рельефа.

Третий этап - это сушка и обработка изделия перед нанесением красок. Краски следует применять в зависимости от задумки. Это могут быть ангобы или глазури.

Последний этап - обжиг изделия. Следует учитывать, из какого материала состоит изразец, так как температура печи на прямую зависит от материала. После обжига изделие остывает, при необходимости его шлифуют. После всех перечисленных этапов работы над изразцом - он готов к использованию.

В заключении стоит отметь немаловажный вклад керамического изразца в искусство. Искусство, как и общество развивалось, видоизменялось, приобретая все новые прочтения своих форм. Однако, керамика тем и хороша, что она остается, в некотором плане, неизменной.

Начиная с примитивных орудий труда человека древнекаменного века и до наших дней, создание изразца и искусство керамики не потеряло свой смысл, так как это показывает адаптацию искусства к сферам общества в различных сферах современности. Вдохновляясь изразцовым искусством прошлых веков, мастера современности создают все новые прочтения декоративно прикладного искусства, популяризируя его.

Список использованных источников:

1. Баранова, С.И. Русский изразец [Текст]: записки музейного хранителя / С.И. Баранова; Правительство Москвы, Московский гос. объед. художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское-Измайлово- Лефортово-Люблино). - Москва: МГОМЗ, 2011. - 429 с.: ил., цв. ил., портр.; 32 см.

2. Бурмистрова, Н. Книги и изразцы / Н. Бурмистрова // Альманах библиофила. - Вып. 5. - Москва, 1978. - С. 195-204.

3. Овсянников, Ю.М. Русские изразцы / составитель и автор вступительной статьи Ю.М. Овсянников; редактор Э.Д. Кузнецов. - Ленинград: Художник РСФСР, [1968]. - 134, [1] с.: ил.; 20 см.

4. Заяц, Ю.А. Заславские изразцы / Ю.А. Заяц; Под ред. Г.В. Штыхова; АН БССР, Ин-т истории. - Минск: Навука i тэхнiка, 1990. - 59, [3] с.: ил.; 20 см.

5. Филиппов, А.В. (1882-1956). Русские поливные изразцы XVI века / А.В. Филиппов. - Москва: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1915., 14, [1] с.: ил.; 26 см.

Просмотров работы: 79