ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Калачева Ю.Р. 1, Журавлев А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Учитель физической культуры оказывает влияние не только на физическое развитие учеников, но также и на психическое, нравственное и социальное. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области современных технологий и успешно применять их на своих уроках. В этом и заключается актуальность выдвинутой темы.

Целью статьи является изучить современные образовательные технологии, которые педагог может применять на уроках физической культуры.

Задача статьи заключается в следующем: описать виды современных образовательных технологий, используемых педагогом на уроках физической культуры.

Важным направлением в школьном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество современных образовательных технологий: личностно-ориентированные, игровые, технологии проблемного обучения, рейтинговая технология обучения, групповые технологии, практико-ориентированные, технологии разноуровневого обучения и так далее. На современных уроках физической культуры наиболее актуальными являются здоровьесберегающие и игровые технологии, информационные компьютерные технологии, технология уровневой дифференциации учеников, технология личностно-ориентированного обучения. Рассмотрим эти технологии более подробно.

Первая современная технология – здоровьесберегающая. Её суть заключается в следующем: это такой комплекс приемов и методов обучения, главной задачей которого стоит осуществление образовательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Данная технология очень актуальна для использования на уроках физкультуры, так как данный предмет более травмоопасен, чем другие: ученики выполняют физические действия разной нагрузки, активно взаимодействуют физически (играют или выполняют различные действия в группах), а не сидят, как на остальных уроках. В этом случае на помощь педагогу прибегают здоровьесберегающие технологии. Педагогическая технология здоровьесбережения в педагогической деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаем создание здорового психологического климата на уроках.

Перейдем к игровым технологиям. Данная технология очень часто применяется учителями физической культуры, так как она позволяет провести урок не только активно, но еще и интересно и познавательно для учеников. Не только младшим, но и средним, и старшим школьникам очень нравятся игры, ведь это способ восстановить свои силы после однообразной деятельности на обычных уроках. При помощи игр ученики избавляются от накопленного стресса и получают положительные эмоции. Игра полезна тем, что она не только активизирует деятельность учащихся, но и способствует развитию их социальных и поведенческих навыков, учит работать в команде, а также формирует такие качества, как толерантность, сострадание, внимательность, ответственность, трудолюбие и так далее. Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. В силу особенностей детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна. Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой.

Еще одной немаловажными современными образовательной технологиями на уроках физкультуры являются информационные компьютерные технологии. Несмотря на то, что урок физкультуры — это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. На уроке физкультуры преподаватель может использовать презентации, они отлично помогают продемонстрировать правила игр, особенности некоторых упражнений. Использование видеоматериалов также положительно влияет на динамику проведения урока: у учеников повышается интерес и мотивация, что ведет к эффективному усвоению материала, предложенного педагогом. Музыкальное сопровождение также оказывает влияние на учеников: улучшается атмосфера на уроке, ученики более активны, охотно принимают участие. Одним из видов домашнего задания, с использованием компьютерных технологий, может быть создание презентации по темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки». Такой вид закрепления материала позволяет ученикам выразить свой творческий потенциал.

С помощью применения технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность обучающихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха. Педагог дифференцирует, то есть разделяет учеников по различным критериям: особенности здоровья, пол, возраст, личностные характеристики, интересы ученика и так далее. Такая технология позволяет выстроить индивидуальный подход к обучению каждого ученика, что, без сомнений, положительно влияет на весь процесс образования в целом.

И последняя, но немаловажная современная технология, это технология личностно-ориентированного обучения. Она предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся. Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика.

Все вышеперечисленные технологии бесспорно оказывают положительное влияние на развитие физической культуры учащихся. Они позволяют учителю максимально грамотно и эффективно использовать время урока. Благодаря этим технологиям ученики имеют более стойкую мотивацию к обучению, активно принимают участие, а также развивают не только физическую культуру, но и творческие и умственные способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998г.

Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

Просмотров работы: 575