Введение. В последнее время во всем мире, в том числе и в России, начали уделять внимание инклюзивному образования. Инклюзивное образование помогает обеспечить детям с ОВЗ доступность и возможность получить полноценное обучение с учетом индивидуальных потребностей развития. Введение инклюзивного образования происходит на каждом уровне учения: дошкольное образование, основное и среднее, а также высшее и профессиональные образования.
Цель работы рассмотреть компетентность педагогов физической культуры в условиях современного инклюзивного образования.
Задачи: 1) рассмотреть, что такое инклюзивное образование, 2) проанализировать, принципы инклюзивного образования, 3) провести социальный опрос среди студентов о знаниях ОВЗ, 4) оценить подготовку педагогов.
Материалы и методы исследования: в работе использовался метод изучения научной и методической литературы по данной проблематике.
Результат исследования и их обсуждения. Инклюзивное образование – это один из способов образования в учебных заведения для всех детей, помогает приспособиться к любым условиям и потребностям обучающихся. Инклюзивное образование необходимо для неограниченного взаимодействия в обучении людей с особенностями в развитие. Для достижения этой цели необходимо реализовать комплекс мер, разработать специальные программы и курсы обучения для обучающихся и педагогов, также установить специальное техническое оборудование для улучшения процесса образования и адаптации в учебных учреждениях.
Физическая культура во всех образовательных организациях, как техникумах, так и в университетах, является обязательной дисциплиной. Соответственно для реализации данного обучения уровень подготовки педагога тоже очень важен, поэтому это требует вносить изменения в профподготовку педагога по физкультуре [1].
Компетентность педагога необходимо рассматривать с разных сторон, начиная с теоретических знаний и заканчивая практикой, также необходимо учитывать такие факторы, как отношение преподавателя к себе и собственному предмету, стиль и манеру общения и т.д.
К основным компетенциям педагога в этой сфере можно отнести рефлексивный, когнитивный, мотивационные и организационные компоненты [3].
При активном и целесообразном введении всех модулей в образовательные учреждения, а также дополнительных программ переподготовки преподавателей, с высокой вероятность в мире улучшить уровень подготовки педагогов физической культуры.
Несмотря на то, что инклюзивное образование начинает входить в Российскую практику образования – это происходить тяжело и проблематично.
Для выявления роли и значения инклюзивного образования в высшие учебные заведения был разработан опрос, который состоял из 3 вопросов [6]. В опросе приняли участие студенты факультета естествознания САФУ имени М. В. Ломоносова (1 курс - 17 чел., 2 курс - 14 чел.)
Из 100 % опрошенных студентов, 58,1% студентов знают, что такое инклюзивное образование, а 41,9% - не знают, что это (рис. 1). Как показал опрос, не во всех группах есть студенты с ОВЗ: 54,8% - ответили да, 45,2% - ответили нет (рис. 2). Созданы ли условия для людей с ОВЗ: да, созданы (35,5%), частично созданы (38,7%), нет (25,8%) (рис. 3).
Для подтверждения данных результатов обратимся к ниже представленным результатам.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Вывод. Внедрение инклюзивного образования в современный мир достаточно большая проблема. Не все люди способны правильно общаться с детьми с особенностями. Также есть некоторые препятствия в виде несовершенной компетентности педагогов физической культуры для реализации инклюзивного образования.
Список литературы:
Алехина, С. В. Инклюзивное образование в России //Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Инклюзивное образование в России.
Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83–95.
Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 2009.
Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. — 2006. — № 1. — С. 2–7.
Чеканушкина Елена Николаевна, Михелькевич Валентин Николаевич, Шинкаренко Олег Валерьевич Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный № 16 (120) август-2 2016 г. Дата публикации: 25.08.2016.
Опрос. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/d/1kQ5_gvlUl98721O85S-JNgZC97X6 JRlZiTrJz __JazU/edit?pli=1#responses (датаобращения: 25.11.2022)