Влияние физических упражнений на работу головного мозга - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Влияние физических упражнений на работу головного мозга

Везонен А.В. 1, Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: В современном мире ежедневно увеличивается процент тех или иных заболеваний, падает уровень жизни населения и визиты к врачу становятся нормой для большей части населения. Люди всё чаще выбирают поездки в такси вместо прогулки, домашнюю работу вместо офисной, робот-пылесос вместо уборки. При таком образе жизни головной мозг перестаёт получать нужное количество кислорода для своей деятельности, в связи с чем ухудшается память и мыслительные процессы снижаются. Физические упражнения помогают не только привести тело в форму, но и насыщают кровь кислородом, что является основой хорошей деятельности головного мозга.

Цель работы: рассмотреть и выявить, как физические упражнения сказываются на работе головного мозга человека.

Задачи работы:

Провести анализ литературных источников.

Рассмотреть врачебные исследования влияния физической деятельности на работу головного мозга.

Выявить положительный эффект физических упражнений на работу головного мозга.

Физические упражнения окружают нас повсюду: когда мы идём на учёбу, когда гуляем вокруг дома, поднимаемся по лестнице. Каждый день мы сталкиваемся с ними и никогда не задумываемся о том, что эти упражнения влияют на нашу мозговую деятельность, мышление, память и концентрацию. Головной мозг – та же мышца, которая является центральным отделом нервной системы человека. Это сложная система, которая способствует обработке многочисленной информации ежедневно. Именно данная система играет главную роль в регуляторных процессах в организме человека. Развитие мозга влияет на интеллектуальные способности человека, свойства памяти и общее состояние человеческого организма.

В последние годы учёные проводят исследования, в которых доказывают, что физические упражнения оказывают глубокое воздействие на наш мозг. Более того, некоторых из упражнений могут повлиять на изменение его структуры. Были проанализированы научные исследования Джина Лоренса, которые доказали, что при активной физической нагрузке интенсивный обмен веществ в клетках нашего организма положительно сказывается на обновлении и омоложении клеток, как тканей головного мозга, так и всего человеческого организма. Также, в ходе исследований учёные пришли к выводу, что во время выполнения физических упражнений в организме человека активизируется ферменты – теломеразы. Они способны достроить теломерные повторы и удлинить теломеры. Таким образом, мы приходим к выводу, что физическое упражнение способно оказать омолаживающий эффект на внутриклеточном уровне, что способствует отсрочке процесса старения. [1]

Для подтверждения утверждений, перечисленных ранее, хочется обратиться к данным, которые были предоставлены в результате врачебных исследований. Исходя из данных, предоставленных данными исследованиями, можно утверждать, что под влиянием регулярных физических нагрузок и тренировок, увеличивается подвижность нервно-мышечного аппарата. Регулярные занятия спортом могут обеспечить возможность активировать функции анализаторных систем. Это приводит к улучшению зрительного аппарата, а также к расширению поля зрения.

Более того, при регулярных занятиях физическими упражнениями, улучшается состояние и периферической нервной системы. В связи с этим у людей, соблюдающим график тренировок, отсутствуют ярко выраженные проблемы с дыханием, не наблюдается нарушение сердечного ритма, а также дыхание нормализуется на протяжении всей тренировки и становится глубоким. [2]

Малоподвижный образ жизни может подвергнуть людей ожирению, а также повышает риск развития деменции. Одно из исследований показало, что физические упражнения – мощный стимул для создания структурных изменений в головном мозге, а также это отличный стимул для улучшения психического здоровья. [5]

В процессе физической активности мозг значительно увеличивает количество новых нейронов, а также получает большой приток крови, особенно в области пояса. [4] Помимо увеличения нейронов и притока крови к мозгу, физические упражнения стимулируют мозг к механизмам, благодаря которым увеличиваются когнитивные способности и уменьшаются вредные последствия молекулярных и синоптических изменений, которые приходят с возрастом. [7]

Что же происходит с мозгом, когда человек не занимается спортом? Исследования показали, что сидячий образ жизни ухудшает процессы самовосстановления в мозге. Мозг становится менее устойчивым и начинает разрушаться быстрее. [6] Более того, у тех, кто исключает физические нагрузки из своей жизни, происходит перестроение головного мозга негативным образом.

В заключении хочется сказать, что каждый человек способен самостоятельно контролировать собственное здоровье и должен осознавать данную ответственность. Физические упражнения и здоровье питание является лучшим лекарством от болезней, окружающих нас повсюду. Единственный способ что-то изменить – выработать здоровые привычки, которые помогут спасти не только тело, но и мозг. Даже простая ходьба по 45 минут в день может привести к положительной динамике в организме. [3]

Список литературы:

Джин Лоренс. Тренируй свой мозг [Электронный ресурс]/Д.Лоренс. - 2000. - Режим доступа: http://www.webmd.com/fitness-exercise/train-your-brain-with- exercise, свободный.

Кравченко А. А., Антонова-Рафи Ю.В. Система оценки свойств нервной системы на основе тестирования нейродинамических показателей человека // Сборник научных трудов. Международный научно-исследовательский журнал, 2014. №3-2 (22). С. 30-31.

Физическая культура : Учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова [и др.]. – Москва : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. – 344 с. – ISBN 978-5-7764-0869-4. – EDN UZMEAL.

Curlik DM 2nd, Shors TJ. Training your brain: Do mental and physical (MAP) training enhance cognition through the process of neurogenesis in the hippocampus? Neuropharmacology. 2013 Jan;64(1):506-14. doi: 10.1016/j.neuropharm.2012.07.027. Epub 2012 Aug 5. PMID: 22898496; PMCID: PMC3445739.

de la Monte SM, Longato L, Tong M, Wands JR. Insulin resistance and neurodegeneration: roles of obesity, type 2 diabetes mellitus and non-alcoholic steatohepatitis. Curr Opin Investig Drugs. 2009 Oct;10(10):1049-60. PMID: 19777393; PMCID: PMC4600072.

Trejo JL, Carro E, Nuñez A, Torres-Aleman I. Sedentary life impairs self-reparative processes in the brain: the role of serum insulin-like growth factor-I. Rev Neurosci. 2002;13(4):365-74. doi: 10.1515/revneuro.2002.13.4.365. PMID: 12542262.

Van Praag H, Shubert T, Zhao C, Gage FH. Exercise enhances learning and hippocampal neurogenesis in aged mice. J Neurosci. 2005 Sep 21;25(38):8680-5. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1731-05.2005. PMID: 16177036; PMCID: PMC1360197.

List of literature:

1. Gene Lawrence. Train your brain [Electronic resource]/d.Lawrence. - 2000. - Access mode: http://www.webmd.com/fitness-exercise/train-your-brain-with - exercise, free.

2. Kravchenko A. A., Antonova-Rafi Yu.V. A system for assessing the properties of the nervous system based on testing neurodynamic human indicators // Collection of scientific papers. International Scientific Research Journal, 2014. No.3-2 (22). pp. 30-31.

4. Physical culture : An educational and methodological complex (for students of economic specialties) / S. I. Bochkareva, O. P. Kokoulina, N. E. Kopylova [et al.]. - Moscow : Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, 2014. – 344 p. – ISBN b 978-5-7764-0869-4. – EDN UZMIL.

5. Curlik DM 2nd, Shors TJ. Training your brain: Do mental and physical (MAP) training enhance cognition through the process of neurogenesis in the hippocampus? Neuropharmacology. 2013 Jan;64(1):506-14. doi: 10.1016/j.neuropharm.2012.07.027. Epub 2012 Aug 5. PMID: 22898496; PMCID: PMC3445739.

6. de la Monte SM, Longato L, Tong M, Wands JR. Insulin resistance and neurodegeneration: roles of obesity, type 2 diabetes mellitus and non-alcoholic steatohepatitis. Curr Opin Investig Drugs. 2009 Oct;10(10):1049-60. PMID: 19777393; PMCID: PMC4600072.

7. Trejo JL, Carro E, Nuñez A, Torres-Aleman I. Sedentary life impairs self-reparative processes in the brain: the role of serum insulin-like growth factor-I. Rev Neurosci. 2002;13(4):365-74. doi: 10.1515/revneuro.2002.13.4.365. PMID: 12542262.

Van Praag H, Shubert T, Zhao C, Gage FH. Exercise enhances learning and hippocampal neurogenesis in aged mice. J Neurosci. 2005 Sep 21;25(38):8680-5. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1731-05.2005. PMID: 16177036; PMCID: PMC1360197.

Просмотров работы: 32