ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Александрова А.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обсуждение цифровизации образования очень актуально, так как практически все общение людей строится в социальных сетях – это удобно, комфортно для большинства и крайне мобильно, что показывает только положительные стороны. Но какие же есть негативные стороны у данного явления?

В период активной цифровизации образования педагоги могут использовать огромное количество информационных ресурсов, применять их образовательном процессе для успешного освоения материала обучающимися. Но, стоит отметить, что педагоги сталкиваются с рядом проблем, связанных с цифровизацией образовательного процесса, потому что не во всех образовательных организациях (дальше ОО) присутствует необходимое оборудование для применения компьютерных технологий.

Но отсутствие технологий не основная проблема, преследующая педагога в 21-м веке. Общение в мессенджерах и социальных сетях не может передать интонацию собеседника, могут возникнуть непонимания в общении с родителями учеников, которые впоследствии ухудшают взаимопонимание между учителем и родителем. Это может привести к конфликтам, которые необходимо будет решать через администрацию ОО. Появляется необходимость освещения такой проблемы, как выгорание педагога. Эмоциональное и профессиональное.

В нормативных документах очень много говорится о поддержке родителей, детей, как должны действовать педагоги в разных ситуациях и как помогать. Но нет никакой информации о том, как можно и нужно помогать педагогам в такой острой возникающей ситуации.

Что же такое выгорание? Это достаточно обширный термин, потому мы рассмотрели более узкое определение – синдром эмоционального выгорания. Само понятие «эмоциональное выгорание» было сформулировано американским психиатром и исследователем Дж. Герберт Фрейденбергер. Само определение звучит так: «психологическое состояние здорового человека, который находится в тесном и интенсивном общении с пациентами или клиентами в эмоционально тяжелой нагруженной атмосфере в процессе оказании им профессиональной помощи».

Далее эмоциональное выгорание носило эпизодический и описательный характер, этому не придавали такое огромное значение. Сейчас эта проблема стоит невероятно остро не только в педагогической сфере, но и в других. Есть характерные признаки эмоционального выгорание, далее перечислены некоторые из них:

- чувство эмоционального изнеможения и истощения;

- симптомы деперсонализации и дегуманизации;

- негативное восприятие самого себя;

- утрату человеком профессионального мастерства.

Синдром эмоционального выгорания — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Выгорание — это, прежде всего, следствие неконтролируемого стресса, а не только результат стресса.

Активная цифровизация образования способствует не только успешному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, но и несет ряд негативных для педагога последствий. Было выявлено огромное количество педагогов, которые выгорели к своей деятельности, хотя раньше она приносила удовольствие и радость. С чем это связано? С тем, что педагог практически всегда должен быть на связи – WhatsApp, Telegram, VK и так далее. Родители детей, к сожалению, не думают о том, что у учителя есть свой рабочий график, свое личное время, которое он может и должен посвящать себе, а не только работе. Как одно из последствий – педагог может закрыться от родителей, не выходить на контакт, может испытывать негативные эмоции. Это все может сказываться на всем процессе обучения и, самое главное, ухудшать качество жизни педагога.

Именно для избежание таких ситуаций необходимо ввести нормативный акт, регламентирующий время ответа педагога в социальных сетях, четко ставить личные границы (например, когда педагог указывает, в какие дни он может отвечать на сообщения, до какого времени и в какие дни его не нужно беспокоить), ввести нормированный рабочий день, время отдыха (обед во время рабочего дня, выходные дни, отпуск, больничные и так далее). Но не стоит забывать, что важна и работа с родителями, чем больше педагоги и администрация говорят о таких проблемах, как СЭВ, тем больше понимают сами родители, как это важно. Это может быть проведение мероприятий, создание памяток, активная работа с педагогами-психологами и психологами в школах, чтобы педагогам оказывалась всестороння помощь и поддержка.

Список литературы:

1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.

3. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. – М.: Просвещение, 2009. — 432 с.

Просмотров работы: 46