Медико-биологические проблемы и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Медико-биологические проблемы и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся

Нецветаева С.П. 1, Юшманова Е.В. 1, Агеева О.Н. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоноосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Цель: анализ проблем формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

Задачи: 1.Анализ литературных источников 2. рассмотреть понятие здоровье, критерии его оценки, основные виды

Основными показателями (критериями) здоровья являются: гармоничность физического развития, нервно-психическое развитие, функционирование и возможности основных физиологических систем организма, иммунная защита организма, морально-волевые и ценностно-мотивационные установки, а также наличие (или отсутствие) хронических заболеваний и дефектов развития. [2]

Ученые социальной медицины в своих исследованиях выделяют три уровня оценки состояния здоровья: здоровье отдельного человека (индивида); здоровье малых социальных, этнических групп (здоровье семьи или группы); здоровье всего населения, проживающего в городе, деревне, на определенной территории. Наиболее подходящие критерии для каждого уровня еще не окончательно определены и иногда интерпретируются с учетом экономических, репродуктивных, образовательных, медицинских и психологических критериев. Предлагается четыре типа здоровья.

Общественное здоровье - это общественная, социально-политическая и экономическая категория, характеризующая жизнеспособность общества в целом. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. [2]

Духовное здоровье определяется системой мышления, знаниями об окружающем мире и ориентацией в нем; как мы относимся к окружающей среде или к конкретному человеку, предмету, области знаний, принципу. Такое здоровье достигается благодаря способности жить в гармонии с самим собой, семьей, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события и строить на этой основе программу действий. [2]

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственной и физической работы, возможностью отдыха, исключением алкоголя, табака и наркотиков. [2]

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Сегодня в это понятие вкладывается достаточно широкий смысл, оно означает не только отсутствие болезней, но и формы поведения человека, позволяющие улучшить свою жизнь, сделать ее более безопасной и достичь высокого уровня самореализации. [2]

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели: медико-демографические показатели, к которым относятся показатели жизненного движения населения: общая смертность и возраст; заболеваемость и распространенность болезней; инвалидность и инвалидизация; физическое развитие населения.

Здоровье человека формируется под влиянием внешних факторов. К ним относятся экологические, на которые приходится порядка 20%, примерно столько же составляют биологические и наследственные, на медицинское обеспечение и здравоохранение 10%, оставшиеся 50% - образ жизни. Изучением влияния всех этих факторов занимается наука валеология.

Биологические факторы, влияющие на здоровье человека, включают различные патогенные микроорганизмы: вирусы, бактерии, простейшие и другие, а также растения и животных. Кроме того, препараты, содержащие живых особей, а также генетические и онтогенетически приобретенные особенности человеческого организма. [3]

В результате экологического загрязнения изменяется химический состав почвы, что отражается на химическом составе пищевых продуктов растительного и животного происхождения. Ежегодно в водоемы попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием, многие из которых представляют собой новые химические соединения. В составе воздушной среды постоянно обнаруживаются различные химические органические и неорганические соединения, поступающие из различных источников. Влияние этих факторов многообразно в своих проявлениях. [3]

В некотором смысле социальные факторы также влияют на здоровье людей. Уровень благополучия и здоровья может быть высоким только в том случае, если у человека есть возможность самореализации, если ему гарантированы хорошие условия жизни, доступное образование и качественное медицинское обслуживание. Мероприятия, направленные непосредственно на сохранение здоровья. Это отказ от вредных привычек (алкоголя, наркотиков, курения), ведение активной физической и интеллектуальной жизни, культивирование психологической стабильности и оптимизма, развитие и способность к позитивному общению. Конкретные показатели здоровой деятельности связаны с физическим воспитанием и спортом, здоровым питанием, здоровым отдыхом, достижением и поддержанием психологической стабильности. [1]

Как видно из соотношения наибольшее влияние на здоровье имеет образ жизни человека. Здоровый образ жизни отличается направленностью на достижение, сохранение и улучшение здоровья. При этом стоит отметить, что здоровый образ жизни не складывается сам по себе, а формируется целенаправленно, в течение всей жизни.

В настоящее время здоровый образ жизни является примером и образцом осознанного поведения. Это объясняется осознанием здоровья как личной и общественной ценности, социального капитала государства и общества в целом, к сохранению которой необходимо приложить усилия.

Формирование здорового образа жизни является основным способом первичной профилактики укрепления здоровья населения. Изменение образа жизни, его совершенствование с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, физической бездеятельностью и преодолением связанных с ним негативных аспектов, занятия физичискими упражнениями, их регулярность всё это является способами формирования здорового образа жизни.

Физическая культура считается наиболее важной для реализации здорового образа жизни и носит массовый характер. Она является ярким социальным достижением для создания и рационального использования коллективной и индивидуальной деятельности, направленной на физическое совершенствование человека в обществе. Физическое воспитание - это поддержание физического здоровья и достижение физического совершенства. Массовая физическая активность, степень ее развития являются показателями здоровья нации.

Согласно современным представлениям, двигательную активность следует рассматривать как естественный фактор, определяющий развитие организма и обеспечивающий не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности.

Физическая активность обеспечивает хорошее физическое состояние. Быть в форме означает выполнять повседневные задачи с радостью и без чрезмерной усталости, сохранять достаточно энергии для активного отдыха и успешно преодолевать неожиданные жизненные трудности. Хорошее физическое состояние требует эффективного функционирования нервной системы, сердца, легких, кровеносных сосудов и мышц.

Не менее важной областью деятельности, связанной с поддержанием здорового образа жизни, является здоровое питание. Она включает в себя определенный режим, изучение особенностей человеческого организма, общих принципов и традиций здорового питания. Знание свойств различных продуктов, оценка их влияния на здоровье человека, правильный выбор, приготовление и хранение, умеренное потребление пищи и многое другое - это ключ к здоровому питанию. Религиозные и этнические традиции, несомненно, являются частью здорового питания. Они систематически изучаются. Потребление продуктов питания является важной социальной практикой, оно отражает развитие общества и социальных отношений. [3]

Следующий вид деятельности, направленный на здоровый образ жизни, - это здоровый отдых. В узком смысле отдых считается состоянием покоя, временем, затрачиваемым на восстановление физических сил для работы. Отдых также рассматривается как досуг, удовольствие, или как развлекательная деятельность (туризм, физическое воспитание и т.д.). Термин "отдых" часто ассоциируется с деятельностью человека в свободное время. Однако отдых также можно интерпретировать как форму человеческой деятельности, которая определяет развитие общества как наиболее важную социальную ценность.

Здоровый образ жизни включает в себя, прежде всего, поддержание и укрепление психического здоровья в качестве основного компонента. Это методы коррекции, которые позволяют снять стресс и отказаться от вредных привычек, достичь психологической устойчивости, что напрямую связано с воспитанием, образованием, просвещением, самообразованием и общением в обществе. Современное значение здорового образа жизни заключается в деятельности, направленной на достижение социального, профессионального и личного успеха. [1]

Здоровый образ жизни подразумевает отсутствие вредных привычек (чаще подрозумеваемые алкоголизм, наркомание, курение). Они значительно вредят здоровью, способствуют преждевременному старению, приобритению различных заболеваний.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323-ФЗ закрепляет приоритет профилактики в здравоохранении посредством разработки и реализации программ, направленных на формирование здорового образа жизни населения. Профилактическую и воспитательную работу в области здравоохранения следует проводить прежде всего в учреждениях образования во взаимодействии с родственниками, медицинскими работниками и специалистами организаций культурно-досугового и спортивного профиля. [4]

В формировании здоровья нации важное место занимают поведенческие факторы, такие как работа и отдых, семейные отношения, условия и образ жизни. Это означает, что при решении проблемы здоровья особое внимание уделяется социальным и личностным предпосылкам.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов: правовые, социально-экономические, образовательно-воспитательные, семейные, медицинские, культурологические, юридические, экологические, личностные. [3]

Исходя из этого можно сделать вывод о высокой значимости здоровья, а значит и здорового образа жизни отдельных людей, для государства и общества. Важен комплексный подход в формировании здорового образа жизни обучающихся. Именно благодаря этому можно будет говорить о физическом и душевном благополучии обучающихся.

Литература:

Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся : учебное пособие / Н. Б. Бриленок. — Саратов : СГУ, 2019. — ISBN 978-5-292-04596-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148865 (дата обращения: 29.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 255 — URL: https://urait.ru/bcode/488807/p.255 (дата обращения: 02.11.2022).

Прянишникова, О. А. Здоровый образ жизни и его составляющие : учебное пособия / О. А. Прянишникова, Н. А. Скляр, В. Ю. Прянишников. — Великие Луки : ВЛГАФК, 2017. — 150 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186406 (дата обращения: 01.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Степанова, О. А. Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся в общеобразовательных организациях города Москвы: сборник документов / О. А. Степанова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 304 с. - ISBN 978-5-16-102326-6 (online). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/929899 (дата обращения: 01.11.2022

Янова, М. Г. Здоровый образ жизни обучающихся в вузе: валеологические аспекты : учебное пособие / М. Г. Янова, Т. А. Мартиросова, Е. Д. Кондрашова. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020. — ISBN 978-5-00102-420-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/184203 (дата обращения: 29.10.2022). Режимдоступа: дляавториз. пользователей.

List of references:

Brilenok, N. B. Pedagogical support for the formation of a healthy lifestyle among students : a textbook / N. B. Brilenok. — Saratov : SSU, 2019. — ISBN 978-5-292-04596-0. — Text : electronic // Lan : electronic library system. — URL: https://e.lanbook.com/book/148865 (accessed: 29.10.2022). — Access mode: for authorization. users.

Misyuk, M. N. Fundamentals of medical knowledge and healthy lifestyle : textbook and workshop for universities / M. N. Misyuk. — 3rd ed., reprint. and add. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2022. — 332 p. — (Higher education). — ISBN 978-5-534-14054-5. — Text : electronic // Yurayt Educational Platform [website]. p. 255 — URL: https://urait.ru/bcode/488807/p.255 (accessed: 02.11.2022).

Pryanishnikova, O. A. Healthy lifestyle and its components : a textbook / O. A. Pryanishnikova, N. A. Sklyar, V. Yu. Pryanishnikov. — Velikiye Luki : VLGAFK, 2017. — 150 p. — Text : electronic // Lan : electronic library system. — URL: https://e.lanbook.com/book/186406 (accessed: 01.11.2022). — Access mode: for authorization. users.

Stepanova, O. A. Health protection and formation of a healthy lifestyle of students in general education organizations of the city of Moscow: a collection of documents / O. A. Stepanova. - Moscow : SIC INFRA-M, 2017. - 304 p. - ISBN 978-5-16-102326-6 (online). - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/929899 (accessed: 01.11.2022).

Просмотров работы: 27