Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании студентов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании студентов

Сокольникова А.Д. 1, Юшманова Е.В. 1, Агеева О.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. По мере развития мировой цивилизации физическое воспитание занимало все более значимое место в жизни народов и каждого человека в отдельности. Престиж национального спорта напрямую влияет на авторитет государства, его место в мировом сообществе, патриотизм его граждан.

Цель работы – Охарактеризовать патриотическое воспитание молодежи средствами физической культуры и спорта.

Задачи работы:

Анализ литературных источников.

Раскрыть роль физкультурно-спортивной деятельности в обеспечении патриотического воспитания студентов.

Занятия физической культурой и спортом, как ничто другое, помогают самоутверждению, становлению личности, позволяют ей реализовать свои физические и интеллектуальные способности. Кроме того, следует учитывать, что для миллионов любителей спорта соревнования – это привлекательное зрелище, великолепное выступление с сильными чувствами, возможность пообщаться со своими кумирами [7 – c. 171–174].

Вопрос о месте физической культуры и спорта в обществе и их социальная роль уходит своими корнями в глубины истории человечества. Еще в трудах древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Демокрита, Сократа, Гиппократа встречаются ценностные суждения о пользе физических упражнений, о физической культуре как неотъемлемой части воспитания и образования [11 – c. 57–63]. Большое внимание этой проблеме уделяли российские ученые и видные общественные деятели В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, П.А. Загорский, М.Я. Новиков, К.Д. Ушинский, Д.Ю. Писарев [7 – c. 171–174]. Академик А. П. Протасов в 1765 г. выступил с докладами в Академии наук «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья». Значительный вклад в теорию физической культуры и спорта внесли ученые, врачи и педагоги Н.И. Пирогов, И. М. Сеченов, И.П. Павлов, П. Ф. Десгафт, гигиенисты Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев [9,10 – c. 1–5].

Особое место в развитии науки о физической культуре принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, заложившим основы классовой теории физического воспитания [2,3 – c. 115–118]. Наиболее ярко эта идея была сформулирована К. Марксом в его работе «Капитал». Следующий период в историографии проблемы охватывает 1967-1980-е годы, когда качественный рост физкультурного движения в СССР, расширение международных связей спортивных организаций совпали с процессом научного осмысления истории физической культуры в СССР [6 – c. 3–5]. стране и в отдельных ее регионах. Результаты исследования показывают, что к середине 80-х гг. по основным характеристикам материально-технической физкультурной базы СССР опережал большинство стран мира [4 – c. 1–6].

Важное место в комплексе социальных мер, обеспечивающих патриотическое воспитание и охрану здоровья студентов, занимает физкультурно-спортивная деятельность как один из компонентов программ физического воспитания студентов, и подчеркивается, что их реализация будет способствовать этому.

Широкая пропаганда физкультурно-спортивной деятельности в образовательном процессе вуза требует научно обоснованных рекомендаций по гибкому и дифференцированному использованию его программ для патриотического воспитания студентов. Отсутствие научных данных, раскрывающих характер, прямое и косвенное взаимодействие патриотизма и различных взаимодействий физкультурно-спортивной деятельности, ограничивает эффективность использования средств и методов физкультурно-спортивной деятельности в учебном процессе, а иногда приводит к отрицательным результатам, последствиям [4 – c. 1- 6]. Процесс применения технологий патриотического воспитания в практике высшей школы теперь может первоначально ориентироваться на физкультурно-спортивную деятельность, лучших спортсменов, олимпийских чемпионов и спортсменов, занимающих высокие должности в государственных органах. Ведь российские рыночные отношения создают предпосылки для формирования специалистов нового типа, как универсальных и глубоко образованных творчески мыслящих людей, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, самостоятельно обновлять свои знания, ориентироваться в быстром потоке научных знаний и политическое знание [5 – c. 2–3]. активные участники социально-экономических преобразований.

В настоящее время специалисты отмечают достаточно большое влияние занятий физической культурой и спортом на патриотическое воспитание подрастающего поколения, которые могут быть успешно применены в системе профессиональной подготовки студентов, что требует теоретико-методической и методологической проверки для решения многоаспектной проблемы формирования гражданственности студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Разносторонняя и организационно гибкая система физкультурно-массовых мероприятий обеспечивает достаточно высокий уровень физического и нравственного патриотического воспитания подрастающего поколения [1 – c. 41–48]. Активное участие в физической культуре принимают студенты и преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений и профтехучилищ.

Подводя итог, суть патриотического воспитания подростков и молодежи заключается в осуществлении многогранной, планомерной и целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на формирование у занимающихся патриотических чувств, высокого патриотического сознания и чувства верности своей стране и малой Родине, готовности трудиться на благо своей страны и родного края на основе этнических, культурных, исторических и общественно-политических особенностей региона [8 – c. 1-4].

ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ:

Алиев М. Н., Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Дагестанского научного центра. – Вып. №3. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. – С. 41–48.

Алиев М. Н., Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов – Вып. 3. – Казань : КГУ, 2004. – С. 115–118.

Алиева С. Т., Магомедова З. И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях // Педагогические науки. – 2012. – С. 1–6.

Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи / М. Н. Алиев, Д. З. Джандаров // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-patrioticheskom-vospitanii-uchascheysya-molodezhi/viewer

Молодцова И. В., Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2010. -№ 1.

Мунина О. В. Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи и механизме формирования гражданской идентичности личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 171–174. URL: https://soziopolit.sgu.ru/sites/soziopolit.sgu.ru/files/2020/06/sociologiya_2020_2-171-174.pdf

Основные составляющие способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия / Г. Х. Магомедов // cyberleninka URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-sostavlyayuschie-sposobnosti-pedagoga-fizkultury-organizovyvat-i-provodit-ozdorovitelnye-sportivno-zrelischnye/viewer

Патриотическое воспитание учащейся молодежи, занимающейся видами единоборств в условиях спортивного вуза / А. В. Еганов, О. А. Сиротин, Л. М. Куликов // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-zanimayuscheysya-vidami-edinoborstv-v-usloviyah-sportivnogo-vuza/viewer

Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.

Черняновская Т. Б., Антонюк С. Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 7–8 (159–160). С. 57–63.

Просмотров работы: 286