МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР

Атаева Аксона Оренепесовна 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении последних лет интерес к проблеме поведения асоциальных подростковых групп, значительно возрос, что было обусловлено, в частности, усилением кризисных явлений в обществе. Увеличение разнообразных форм асоциального поведения у подростков в последние годы приобрело критическое значение, представляя, по мнению ряда специалистов, угрозу национальной безопасности общества и страны. Так, по словам главы «Следственного комитета России Александра Бастрыкина около 10 тысяч преступлений в 2021 году в России являются подростковыми, более 3000 из них совершили подростки, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, практически половина этих преступлений совершена в составе группы» [2]. Жестокость, нелогичность и бессмысленность – отличительные черты пугающей статистики подростковых правонарушений в России.

Подростковый возраст – один из кризисных периодов развития, характеризующегося физиологическими перестройками организма наряду с изменением психической составляющей личности. Указанные особенности формируют выраженное провоцирующее воздействие возрастных изменений на формирование личности и психическую адаптацию подростков. В стремлении обозначить свою независимость и зрелость «подросток переносит интересы в сферу общения со сверстниками, таким образом отдаляясь от семьи и сферы обучения, рискую быть втянутым в асоциальную субкультуру, в которой, под желанием продемонстрировать авторитетность, часто совершаются необдуманные поступки. Именно по вышеперечисленным причинам важно проводить раннюю диагностику, психологическую оценку и коррекцию асоциального поведения подростков для предотвращения закрепления асоциального поведения как привычной модели поведения» [3].

Современный подросток живет в неустойчивой реальности, т.е. на грани культур. Но ему предстоит определить свой путь в культуру в соответствии с уровнем нравственного развития. Развитие же культуры во многом определяется реальным уровнем ее освоения и присвоения индивидами, а не пропагандируемыми образцами должного, прекрасного, благого. То есть, рассматривая культуру как способ бытия человека и человечества, необходимо подчеркнуть, что она всегда является личным достоянием человека.

Субкультура – это «независимое, сравнительно целостное образование, отличающееся следующим рядом характерных, выраженных признаков: специфическое содержание ценностных ориентаций; нормы поведенческих моделей, взаимоотношений и взаимодействия между её представителями; влияние предпочитаемых и доверяемым источников информации; оригинальные эстетические предпочтения, увлечения и своеобразные способы времяпрепровождения; внешний вид, жаргон, фольклор и т.д.» [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что подростковая субкультура производит ценности, инверсные относительно мира взрослых, с которым ассоциируется рутина и конформность, работа на производстве и ответственность. Наоборот, яркими подростковыми ценностями являются гедонистический досуг, безответственность, потребление и активность. Представляется, подростковая субкультура – система разнообразных значений и способов выражения, образованных группами подростков в социальной структуре, апеллирующих к различным возрастным группам, функционирующих в различных сферах жизни.

Значимыми с точки зрения коррекционной работы являются подростково-юношеские субкультуры, особенно асоциальные подростковые субкультуры. «Под определением асоциальных подростковых субкультур понимается совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления номинальных и реальных групп подростков, характеризующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке, манере одеваться, времяпрепровождении» [6], и вырабатывающая ценности, инверсные по отношению к миру взрослых, который ассоциируется с работой на производстве, конформностью, рутиной и ответственностью.

Исследованием влияния асоциальных субкультур на личность подростка занимались такие учёные как Ю.К. Александров Ю.М. Антонян, И.С. Кон, А.К. Павлов, Л.Д. Столяренко, девиантологи Е.В. Змановская, А.Ю. Клейберг, социологи – Г.А. Белоусова, В.И. Добреньков, В.А. Шаповалов. Р. Атаханов и В.И. Звягинский рассматривают неформальные структуры в социализации молодежи как прикладную проблему в педагогической психологии. Е.В. Алексеева, А.Е. Личко описывали концептуальные обоснования конформности неформальных подростковых групп, Е.Н. Волков, С.А. Игумнов, В.Д. Менделевич описали концепцию аддиктивного поведения подростков в группе и т.д.

В асоциальных подростковых субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры.

Следовательно, в таких субкультурах первостепенными являются антиобщественные установки, нормы поведения, традиции и взгляды. «Участники подобных субкультур игнорируют социальные проблемы, но не представляют угрозу обществу. В такие субкультуры входят подростки, не способные достичь личностной зрелости и чувствуют себя комфортно только в такой группе: с общими нравственными ценностями и нормами поведения, над которыми не принято задумываться, а которым нужно просто подчиняться; с жесткой иерархией отношений (лидер, приближенные, «шестерки); с необходимостью идентификации себя со всеми членами группы, что дает чувство защищенности; с характерными для таких групп способами достижения эмоционального благополучия, вплоть до употребления психотропных веществ» [7].

Таким образом, подростковые субкультуры – это системы разнообразных значений и способов выражения, образованных группами подростков в социальной структуре, апеллирующих к различным возрастным группам, функционирующих в различных сферах жизни. Под асоциальными подростковыми субкультурами понимают совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления номинальных и реальных групп подростков, характеризующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке, манере одеваться, времяпрепровождении, и вырабатывающая ценности, инверсные по отношению к миру взрослых, который ассоциируется с работой на производстве, конформностью, рутиной и ответственностью.

В современных условиях возникает необходимость найти на этой основе эффективные средства социального контроля, в частности коррекционные.

Исследуя психологию музыкального воздействия на личность И. Волженцева отмечает: «Музыкотерапия представляет собой целый комплекс методов и приемов привлечения людей к различным видам деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно «окрашенными» чувствами и мыслями» [4].

В целом музыкотерапию рассматривают как:

- основное коррекционное средство для решения личностных и коммуникативных проблем;

- вспомогательное средство психологического воздействия и оздоровления;

- средство психокоррекции функциональных двигательных, психогенных или социальных отклонений.

Корректирующий метод с использованием музыкотерапии связан с созданием условий для высвобождения завуалированных эмоций и чувств, раскрытие творческого потенциала и скрытых энергетических резервов личности. Методическая основа музыкотерапии позволяет воздействовать на основные системы органов человека, скорость деятельности нейронных связей, сокращение сердечной мышцы, влияние на глубину дыхания, напряжение или расслабление мышечных групп, что, в совокупности, действует на эмоциональное состояние подростка через телесные переживания. Активное корректирующее воздействие осуществляется во время проведения звукового тонирования и пения, контактного и бесконтактного массажа, дыхательных упражнений, активизации зрительных образов и представлений, музыкально-импровизированного творчества и тому подобное. Органичное сочетание двух способов невербальной коммуникации (слуховой и зрительной) удваивает силу эмоционально-корректирующего воздействия на подростковую личность. «Музыкально-терапевтические технологии позволяют выполнять социально-психологические задачи, такие как развитие эмоционально-нравственного потенциала, формирование умения разрешать конфликты, развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия, повышение самооценки и уровня самопознания» [1].

Использование музыкотерапии как метода коррекции асоциальных подростковых субкультур, создаются условия для высвобождения завуалированных эмоций и чувств, раскрытие творческого потенциала и скрытых энергетических резервов личности. Музыкально-терапевтические технологии позволяют выполнять социально-психологические задачи, такие как развитие эмоционально-нравственного потенциала, формирование умения разрешать конфликты, развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия, повышение самооценки и уровня самопознания.

Подводя итог изложенному, можно утверждать, что музыкотерапия как средство коррекции является положительным фактором становления и развития гармонической личности через влияние на эмоционально-чувственную сферу, интеллектуальные способности, психотерапевтическое и физиологическое состояние и т.д.

Список литературы

Гришина Н.В., Костромина С.Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности /Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 52. – 14-18 с.

Глава Следственного комитета - о причинах жестоких преступлений подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://rg.ru/ (дата обращения 02.04.2022).

Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Cб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. /Под ред. проф. В.Н. Белова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2017. – 400 с.

Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва 22-23 марта 2019 г. /под общ. ред. В.П. Петрушина /Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств [Электронное издание]. – Москва: МПГУ. – 2019. – 211 с.

Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. К вопросу о молодежных культурах в современной России /В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. – 2017. – 183-192 с.

Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: сборник трудов конференции /ред. Марциновская Т.Д., Орестова В.Р. Российский государственный гуманитарный университет (Москва). – 2019. – 444 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию/Становление человека/Пер. с англ. М.М. Исениной Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. – М. – 2017. – 321с.

Просмотров работы: 100