«Система знаний о неклеточных формах жизни (вирусах) в школьном курсе биологии» как основа формирования предметных компетенций - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

«Система знаний о неклеточных формах жизни (вирусах) в школьном курсе биологии» как основа формирования предметных компетенций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном быстро меняющемся мире актуальный вопрос изучения вирусов уже в средней школе имеет большое значение, для развития и выживания, развития устойчивых знаний по санитарной безопасности и личном здоровье следующих поколений. В наших первоочередных задачах стоит формирование познавательного интереса и мотивации изучения живой природы, наработка некоторых интеллектуальных умений (сравнивать строение вируса с другими живыми организмами,называть и описыватьособенности строения и размножения вирусов, определятьвирусные заболевания по особенностям протекания заболевания, делать выводы), воспитанию ответственного отношения к сохранению здоровья, как индивидуальной и общественной ценности (соблюдать правила личной гигиены, знание основ физиологических процессов организма человека и профилактики вирусных инфекции, а также половое воспитание детей и подростков).

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большая ответственность возлагается на учителей, а не только на родителей. Увеличение объемов знании и требовании к учащимся требует правильного расставления приоритетов педагогами. Необходимо не только научить, но и помочь ученику правильно оценить свои возможности, оптимально организовать учебный процесс, чередуя его с отдыхом, прогулками на свежем отдыхе и физическими нагрузками.

Современный человек – высшее существо, стоящее на вершине пищевой пирамиды, но даже он подвергается нападкам различных вредителей. Видимые и не видимые, большие и маленькие они вносят свои коррективы в нашу жизнь. Чтобы жить с ними, нам необходимо всесторонне их изучать. Наш маленький и невидимый враг вирус, подстерегает нас не только в больших городах и мегаполисах (с большим скоплением людей), но и в маленьких поселках и отдаленных деревня. В последние годы мы видим, что вирусные болезни хоть и были «приручены» учеными, но вирусы не остановились в развитии, продолжают изменяться и атакуют человечество с разных сторон. На пример вспышка холеры в Йемене в 2016г., корь на Африканском континенте и Мадагаскаре в 2018г., разные виды вируса гриппа человека и животных (свиной, птичий, коронавирус).

Вирусы — неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается. 

В настоящее время в тематическом-учебном плане по биологии 9 и 10 классов, изучению вирусов выделен всего 1час. Для формирования необходимых навыков и воспитанию ответственного отношения к своему здоровью необходимо рассматривать тему вирусы начиная с 5 класса, в зависимости с возрастными особенностями ученика. Большое значение имеет неразрывность биологического образования. Для развития непрерывного биологического образования необходимо учитывать, что оно будет успешным лишь при условии тесного взаимодействия школы и региональных университетов. Такое взаимодействие зачастую носит эпизодический и бессистемный характер, выражается в преподавательской деятельности в школах, в подготовке школьников к выступлению с докладами по результатам исследований, в проведении ознакомительных экскурсий, консультаций для учителей, консультации от врачей инфекционистов.

Вирусология- наука о вирусах, изучает строение вирусов, взаимодействие друг с другом, заболевания которые вызывают вирусы. Вирусология является ветвью микробиологи и многие принципы основной науки легли в основу вирусологии (такие как получение чистых линий, методы титрования, вакцинация, правила антисептики). История становления вирусологии модно разделить на три этапа:

1. С рождения человечества до открытия первого вируса.

2. Становление с 1892год по 1950

3. С 1950года по наши дни бурное развитие.

Первые попытки борьбы с вирусом отмечались в Китае при оспе (корочки от оспин высушивались и вкладывались в носовую полость здоровых людей – примитивная вакцинация. Русский ученый Ивановский Д.И. в 1892 году открыл вирус болезни табака.[2] Через 6 лет Мартин Бейеринк подтвердил открытие Ивановского, назвав возбудителя болезни табака вирусом табачной мозаики. Многие ученые сделали огромный вклад в развитие вирусологии и изучение вирусов, еще до их открытия, так на пример Эдвард Дженнер в 18 веке изучал метод вакцинации людей от оспы применяя незаразную для человека оспу коров. Михаил Гамалея изучал сибирскую язву, его внук Николай Гамалея советский врач микробиолог и эпидемиолог так же всю жизнь посвятил изучению вирусов. Виктор Бабеш австрийский врач открыл тельца включения в клетках головного мозга названные в честь его (тельца Бабеша-Негри). Луи Пастер изготовил вакцину от бешенства и разработал методику прививок людей. Все эти ученые предполагали, что все эти болезни вызваны более мелкими частицами чем бактерия и микроорганизмы. Фридрих Леффлер немецкий бактериолог открыл возбудителя сапа, дифтерии, рожистого воспаления свиней, тифа мышей, совместно с Паулем Фрошем описал возбудителя ящура (за 10 лет до открытия вируса табачной мазайка). Разработал методику иммунизации от ящура и копытной болезни совместно с Паулем Уленгутом. Выдающимся вирусологом нашего времени является Анатолий Смородинцев при его активном участии создан Институт вирусологии им.Д.И. Ивановского в1946 году. Где были разработаны и изготовлены вакцины против кори, краснухи, гриппа, паротита, полиомиелита. Сюрин Василий Николаевич основоположник ветеринарной вирусологии. [3]

Вирусология приобрела стремительное развитие, с появлением все более новых и качественных инструментов. Так с появлением электронного микроскопа стало возможным рассматривать, описывать, дифференцировать, и измерять вирусы. Хотя у электронного микроскопа есть и недостаток, он позволяет работать только с фиксированным материалом (то есть специально подготовленными объектами). Сканирующий зондовый микроскоп несет больший практический интерес, так как позволяет манипулировать отдельными вирусными клетками. К сожалению его использование тоже ограничивается таким фактом, что требуется высокая электропроводимость исследуемого материала. Атомно-силовой микроскоп не требует подготовки материала и его фиксации, позволяет проводить исследование в жидкой среде. [4]

Вероятность встретить вирус в течении жизни очень велика, к счастью не все встречи с вирусами заканчиваются болезнями так как наш организм вырабатывает иммунитет, ко многим вирусам есть возрастная чувствительность, врожденный (эволюционно древняя система, первая реагирует на враждебные патогены) и приобретенный иммунитет (формируется после перенесенных заболеваний или вакцинации).

Наши российские вирусологи и советские вирусологи создавали и продолжают создавать вакцины от многих вирусных инфекции. Если бы не этот факт население нашей страны было бы в разы меньше или бы совсем не существовало. На пример первая вакцина от гриппа в 1937 году Анатолии Смородинцев, он же в 1941 году вакцина против клещевого энцефалита, вакцина от полиомиелита в 1959 году, вакцина против кори, против свинки в 1967 году. БЦЖ (профилактика туберкулеза) институт им. Гамалея.

Благодаря великим ученым нашей страны и не только развивается как теоретическая, так и практическая вирусология. Эти знания необходимы нам и нашим детям в нашем быстро меняющемся мире. Расширения познании для школьного курса биологии необходимо. Формирование предметных компетенции по биологии тема «Вирусы», на прямую связанно с увеличением часов по этой теме. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся среднего и младшего звена. Доносить только ту информация которая будет им интересна и значима в их дальнейшей жизни (информация которая может быть использована в быту, то что необходимо применять ежедневно в своей деятельности).

Список использованных источников

Воленко, Е.Н. Вирусы / Е.Н. Воленко. – Текст: непосредственный // Биология. – 2010. – № 12. – С. 37-43.

Красочко, П.А. Вирусы и прионы в патологии животных и человека / П.А. Красочко ; ред. В.Г. Колосовская. – Минск: Белорусская наука, 2012.–426с.–URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142280 (дата обращения: 21.04.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.

Wikipedia.org

Корнеев Д.В. статья «Вирус под микроскопом. От визуализаций до манипуляций» 2014г. Журнал «Наука из первых рук».

Просмотров работы: 17