Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием к инклюзивному образованию со стороны государства и общества. В то же время, у многих людей наблюдаются проблемы со слухом и также рост людей с врождёнными заболеваниями слуха.
Цель: рассмотреть особенности адаптивной физическая культуры для людей с нарушениями слуха.
Задачи:
Охарактеризовать особенности людей с нарушениями слуха на занятиях адаптивной физической культурой.
Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, адаптированный для людей с ограниченными возможностями здоровья, целью которой является формирование у них необходимых навыков и умений, а также повышение у них функциональных возможностей систем организма.
При занятиях адаптивной физической культурой важно учитывать индивидуальные особенности занимающихся, сформировать индивидуальную компенсаторную программу; для этого важно выделить некоторые особенности занимающихся с заболеваниями слуха. Помимо очевидных проблем в устном общении, вызванных слуховыми заболеваниями, стоит также учитывать, что их результатом могут быть [1]:
Проблемы в развитии речи
Проблемы в развитии двигательных ощущений
Пониженная подвижность, по сравнению со здоровыми людьми
Соматическая ослабленность
Также следует иметь в виду разницу между слабослышащими и неслышащими, так как у неслышащих людей часто несформирована речь и её формирование невозможно без специального обучения. Из-за этого, несмотря на схожесть неслышащих и слабослышащих людей, их тренировочные занятия следует дифференцировать.
Слух, речь и двигательная система тесно связаны друг с другом. Как в речи, так и в движении присутствуют ритм и интенсивность. Организованное движение помогает занимающимся почувствовать разные степени напряжения и быстроты, развить ощущение собственного тела. Таким образом, движения помогают стимулировать речь и развивать артикуляцию.
Из-за недостаточной речевой функции и более низкого объёма получаемой информации у людей с нарушениями слуха могут наблюдаться неуверенность движений, пониженный уровень пространственного ориентирования и трудность с сохранением равновесия. Таким образом, для занимающихся с нарушениями слуха на занятиях адаптивной физической культурой важно включать упражнения для коррекции координационных способностей. Для этой цели хорошо подходят скоростно-силовые упражнения (Например, прыжки, метание, бег), ведь они создают предпосылки не только для коррекции координации, но и для развития физических качеств. Для более эффективного коррекционного воздействия на занимающихся на занятиях физической культурой часто включаются упражнения на развитие равновесия. [2]
Для глухих людей важно показать и объяснить, как правильно выполняется упражнение; для объяснений рекомендуются одновременные движения занимающегося и тренера также рекомендуется чаще использовать игровую форму ведения тренировочного занятия, с целью поддержания эмоциональности.
Таким образом, с людьми при нарушениях слуха важно учитывать степень заболевания и степень нарушений координационных способностей занимающихся. Важную роль в физических занятиях людей с нарушениями слуха играют скоростно-силовые упражнения, например бег, упражнения с мечами, метание, и упражнения на развитие координации.
Литература
Балашова, В. Ф. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха / В. Ф. Балашова, А. В. Раева // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 2 (9). - С. 34-37.
Дерябина, Г. И. Особенности проявления координационных способностей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения / Г. И. Дерябина, В. Л. Лернер, Т. А. Селитреникова // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). — Тамбов, 2016. — С. 419-427.