Образование в интересах устойчивого развития представляет собой такое образование, которое предоставляет реальные возможности для ряда социальных преобразований, необходимых для того, чтобы создать более социально справедливые общества и достичь устойчивого развития в социуме и в процессе реализации человеческого потенциала.
Основные цели и приоритеты концепции устойчивого образования отражает Повестка дня на 21 век [4]. Так, для того чтобы сформировать систему устойчивого образования, необходимо:
обеспечить просвещение в сфере защиты и сохранения окружающей среды всех людей, вне зависимости от возраста или статуса и др.;
включить концепции развития и охраны окружающей среды во все образовательные программы;
обеспечить вовлеченность молодежи и общественности в целом в разрешение вопросов, связанных с охраной природы.
Если указанные целевые ориентиры рассматривать конкретно для российского государства, то они сводятся к следующему:
равный доступ к возможностям получить качественное образование в экономической, экологической и социальной сферах для каждого, вне зависимости от статуса, доходов, условий проживаний и прочих факторов, обстоятельства;
создать правовую и материальную основу для того, чтобы сформировать полноценную систему образования устойчивого развития;
осуществлять формальное и неформальное обучение, вести просветительскую деятельность для развития ОУР;
учитывать национальные культуры и традиции, а также их роль в образовании. Можно перечислить следующие ключевые направления для достижения цели устойчивого развития в системе образования российского государства:
разрабатывать и публиковать учебно-методические материалы для педагогов, обучающихся и научных работников на всех существующих образовательных уровнях;
поощрять использование ИКТ технологий и электронных средств для повышения наглядности и эффективности обучения, продуктивного информационного обмена;
обеспечить однородность содержания учебно-методических материалов, которые используются как в формальном, так и в неформальном просвещении;
разработать действенные стратегии по распространению необходимой информации[2].
Становление ОУР в российском государстве ориентируется на:
классическое и инженерное экологическое образование, географическое, биологическое, геологическое и экономическое образование;
учет действующих образовательных стандартов, в которых отражен ряд императивов устойчивого развития;
первые элементы, которые войдут в будущую систему институционального обеспечения ОУР, наличие положительного опыта учебно-научных центров по устойчивому развитию в российских высших учебных заведениях;
дистанционное образование и сертификация такого образования;
повышение квалификации преподавательского состава в сфере устойчивого развития;
доступность учебных материалов по ОУР;
согласованность образовательных программ как на национальном, так и на международном уровнях.
Устойчивое развитие играет огромную роль в модернизации и прогрессивном развитии системы российского образования[1], так как внедрение ОУР благотворно влияет на образовательный процесс, способствует его совершенствованию. В частности, дошкольное, начальное, среднее, высшее и постдипломное образование совершенствуется в направлении устойчивого развития, повышается информированность общественности, обеспечивается более качественная профессиональная подготовка и повышение квалификации .
ОУР требует, чтобы каждый человек воспитывался в разрезе уважения к различным культурам, признания равенства всех народов и стремления сохранить традиционные знания как составную часть ОУР. За счет ОУР предполагается развить системное, критическое и творческое мышление, отношение к жизни, окружающему миру, достичь понимания местных и глобальных проблем, так как все эти задачи – необходимое условия для осуществления деятельности в интересах устойчивого развития .
Ввиду того, что основная нагрузка в формировании ценностных приоритетов и ориентаций приходится на ранний возраст, особый акцент необходимо уделять дошкольному и школьному образованию.
В качестве приоритетов обучения устойчивому развитию выступают:
гуманистическое мировоззрение гражданам должна быть привита социальная ответственность как общечеловеческая ценность и условие выживания на Земле;
экологизация общества – экологический императив должен доминировать в производственной и экономической сферах, в целом в структуре общественного поведения;
актуализация внедрения в образовательный процесс прикладных дисциплин, которые привносят общественно признанный вклад в стабилизацию развития.
ОУР составляют экологическое, социальное и экономическое образование. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование[3].
Таким образом, роль ОУР в системе образования в РФ проявляется в следующем:
развитие образовательной системы, ее совершенствование и модернизация в соответствии с требованиями современных реалий;
экологизация образовательной системы;
гармоничное воспитание подрастающего поколения;
акцент не необходимость решать местные и глобальные проблемы.
Список использованных источников
Мельник Т.Е. Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С.285–288.
Муртазина Л. Г., Гайсин И. Т. Модель развития непрерывного экологического образования учащейся молодежи: анализ зарубежного опыта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С.165–170.
Немцев И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4. С.1–11.
Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 29.05.2019).