Актуальность: В наше время, во всём мире, почти повсеместно идёт пропаганда здорового образа жизни, в современных реалиях формирование основ физического воспитания начинается уже в первичных организациях образования, а было ли так всегда.
Цель: рассмотреть физическое воспитание в перспективе всеобщей истории
Задачи:
Описать тенденции физической культуры в рамках различных эпох.
Произвести сравнительный анализ комплексного отношения к физическому развитию в нашем государстве и зарубежных странах.
ЗАРОЖДЕНИЕ ТАКОЙ КУЛЬТУРЫ: Физическое развитие возникло как отдельный вид деятельности, то есть как форма воспитания не связанная непосредственно с трудовой практикой, на рубеже 80 – 8 тысяч лет назад. О появлении первых упражнений можно было говорить лишь тогда, когда это стало частью «первобытной педагогики». Выполнение таких упражнений кардинально отличаются от иных видов деятельности человека, во-первых, они направлены на тренировку наших собственных физических навыков, то есть ловкости, силы, выносливости и иных функциональных возможностей человека.
Труд же главной своей целью являет изготовление конечного продукта. Безусловно, почти все трудовые операции, так или иначе, влияют на физическое состояние человека, но это воздействие во многом зависит от особенностей содержания и условий производства, а в определённых случаях может быть и отрицательным. Что вряд ли возможно представить себе в физической культуре. Цель её — продуктивное воздействие на жизнь и состояние организма человека. Это и есть одна из основных причин того, что наши праотцы пришли к пониманию прописной истины: совершенствуя себя физически, можно не только продуктивно работать, охотиться, воевать, но и развивать свой организм. Именно это обстоятельство было значимым толчком к возникновению физической культуры.[5]
«В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.»
Упражнения древнего человека представляли собой некую церемонию, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитация охоты или войны. Множество современных видов спортивно-развлекательной деятельности уходит своими корнями именно в Древность (игра с мячом, работа с весом, стрельба, как прототип охоты, имитация войны: стрельба, метания, бег, единоборства, имитация борьбы с природой и путешествий: конный спорт, гребля, коньки, плавание. Жрецы дали толчок к развитию ЛФК, массажа, спортивной медицины, гигиены.
АНТИЧНОСТЬ: В Древней Греции физическая культура достигла своего наибольшего развития. Культура Античности, в период V—IV вв. до н. э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием.
Если копнуть глубже, то история древнегреческой культуры по существу одно неразрывное макросоревнования.
Рассмотрим физическую подготовку на примере Спарты, которая достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Спартанцы занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства. Поэтому в данном случае, можно уже уверенно говорить о воинственной мотивации физического развития.
Каждый отец по обычаю показывал новорожденного ребенка совету старейшин, а тот оставлял его живым, в том случае, если ребёнок казался им абсолютно здоровым.[4, c. 127]
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей изымали для воспитания в специальных общественных домах.
Важнейшее место в воспитании детей занимала физическая подготовка. Во многом имело направленность на тренировку выносливости. Парнишки получали плохую пищу, ходили босиком, как правило, без верхней одежды. Жестокость также состояла в том, что воспитатель в своём труде не пренебрегал манипуляциями для провоцирования подопечных, а в конфликтах были допустимы все виды телесного контакта.
По этому поводу Плутарх говорил следующее: «...Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать».
ДРЕВНЯЯ РУСЬ: Проанализировав множество литературные источники, можно сделать вывод- система физической подготовки и воспитания воинов Древней Руси имела достаточно развитую структуру и ничуть не уступала спартанской.
Люди древности со всей ответственностью подходили к системе физической подготовленности воинов своего государства. В дошедших до нас памятниках физической культуры Древней Руси детально отображаются методы и способы физического развития воина победителя. Такие способы не имели чёткой систематизации, которая прослеживалась в то время в Древней Греции. Славянские племена не имели постоянной армии и когда возникали боевых действий, каждый представитель сильного пола сразу же становился воином. Регулярное противостояние русских воинов против византийцев, половцев, татар, немцев, шведов принуждала каждого человека, входящего в состав племени, общины, а позднее государства, в готовности в любую минуту встать в строй войска. Все племена и княжества имели в своей оборонной системе дружины, защищающие их. Там, специально подготовленные люди - дружинники совершенствовали физическую выносливость, там же прививали кондиции рукопашного боя, а в особенности владения мечом. [1, c.309]
В боевом искусстве с использованием двух мечей одолеть наших воинов было невозможно, тогда русских воинов прозвали «обоеруками».
В древнерусской Руси военное дело прививалось мальчикам с раннего детства, в нем участвовали все слои населения. Конечно, специальные военные занятия проводились по примеру витязей, всю жизнь отдавших военной науке. Однако уметь управлять оружием, развивать физически крепкое тело должен был каждый — даже простые рабочие и крестьяне. Они начинали обучать детей с двух-трех лет. Этот возраст считался идеальным переходом от младенчества к подростковому возрасту и отмечался особым ритуалом — стрижкой. Тот период, когда дети впервые сели на своих лошадей, им подарили разнообразное детское игрушечное оружие. Первые физические упражнения проходили в увлекательной игровой форме и постепенно переросли в более серьезные. Эти тренировки были довольно изнурительными и длились долгие часы.
К пяти годам деревянное оружие было заменено металлическим, и обучение стало еще более продолжительным. Молодые бойцы могут тренироваться с утра до вечера без перерывов на обед и ужин. К 12 годам юному воину, как известно, приходилось владеть двумя мечами.
В этом возрасте проводили самые настоящие бои на мечах между молодыми воинами. Помимо этого, были улучшены навыки стрельбы из лука и метания копья. В этот период были более серьезные тренировки по рукопашному бою. [3]
Помимо изнурительных тренировок, славянам приходилось проходить и по-настоящему опасные испытания на выносливость. Например, воины почувствовали свою выносливость и боевой дух, пробив прорубь в реке, в которую воин должен был нырнуть, проплыть несколько метров подо льдом, а затем самостоятельно выбраться на поверхность. Следующим опасным испытанием было уклонение от стрел. Невооруженный воин встал перед двумя лучниками и уклонялся от стрел, насколько мог. Сначала использовались тупые тренировочные стрелы, а с развитием навыков их заменяли настоящими.
ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ? Проанализировав системы физического воспитания разных стран и эпох, мы можем с уверенностью сказать, что во многом толчок к развитию физической культуры дали мотивы, постоянных боевых действий, а как следствие, тренировок в военном ремесле. Если рассматривать физическое воспитание в перспективе, то можно сказать, что оно имеет динамичное и цикличное развитие, так сегодня мы вновь возвращаемся к истокам его зарождения, и основной идее – физических упражнений, как способа развития лишь собственных навыков для прогресса в личных кондициях, а не воинственных целях. Это не может не радовать, ведь во многом в человеке пропал дух войны, как охоты и физическая культура рассматривается исключительно как момент абсолютно здорового соперничества.
Если же сравнивать системы физического воспитания разных стран, нельзя не отметить, что в нашей стране, оно хоть и имело под собой такую же воинственную мотивацию, но при этом, система физической подготовки не нарушала нормы гуманизма в воспитании.
Литература:
Болоков, Д. С. Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Руси / Д. С. Болоков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 308-309. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80817/ (дата обращения: 13.12.2022).
Глушич А. М. Роль физической культуры и спорта в подготовке массового призывного контингента в византийской империи. Научный журнал Археология евразийских степей. 2020. С. 84.
Зайцев Н. Н., Паламарчук С. П. Историко-педагогический анализ зарождения и развития представлений о нравственности и воинской чести в русском войске со времен древней Руси до XVIII века. // Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 205-летию внутренних войск МВД России. 2016. С. 103–109.
Кадетова Н. В. Физическая культура в Древней Греции // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-v-drevney-gretsii (дата обращения: 13.12.2022).
Л. КУН ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ физической культуры и спорта
МОСКВА «РАДУГА» 1982
Николаев В. А. Кулачный бой как средство военно-физической подготовки русской молодежи в традиционной народной культуре. Научный журнал «Наука-2020». С. 64–87.
Перевод с венгерского Под общей редакцией В. В. Столбова
Просвещение. Физическое воспитание. https://history.sportedu.ru/sites/history.sportedu.ru/files/ifk_4.pdf
Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. - М.: Владос-пресс, 2002, 608 с.
Сорокин Александр Валерьевич, Качурин Александр Сергеевич К истории развития и становления физического воспитания и культуры // Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-razvitiya-i-stanovleniya-fizicheskogo-vospitaniya-i-kultury (дата обращения: 30.11.2022).
Физическая культура. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ.ред. В.И. Ляха.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-237 с.: ил.-ISBN 978-5-09-021763-7. С. 14-18.