Применение информационных технологий в деятельности государственного управления - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Применение информационных технологий в деятельности государственного управления

Колесникова Д.А. 1
1ФГБОУ ВО Брянский государственный университет им. ак. И. Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Произошедшее в последние годы развитие информатики и электронно-вычислительной техники, внесло глубокое изменение в организацию управленческой деятельности, в процессы обеспечения национальной безопасности.

Необходимо выяснить, как должны быть построены информационно-аналитические системы, чтобы имелась возможность использовать информационные средства эффективнее.

В ходе исследования, было выявлено, что более предпочтительным вектором развития является формирование инфраструктуры для работы с открытой информацией и единой информационно-правовой основе. При этом предполагается, что развитие негосударственных коммуникационных систем должно проходить исходя из собственных задач, но с учетом системы управления государством и обеспечения национальной безопасности.

Оценка сложившейся ситуации

Управление является процессом информационного воздействия на объект, направленным на достижение им определенной цели. Поэтому управление и информатизация – два взаимосвязанных элемента. Комплексная информатизация общественных отношений – один из главных инструментов обеспечения единого субъекта управления, повышения управляемости.

В настоящий момент в стране сложилась ситуация информационной открытости: открыта вся информация, за исключением той, которая имеет ограниченный доступ. При достаточном уровне информатизации органов государственного управления реальная отдача и эффективность не отвечают требованиям эффективного управления функционированием и развитием общества. Отношения между источниками и потребителями информации не регламентированы, информационные потребности органов не установлены. Недостаточно разработаны библиотеки справочных и классификаторов, значимые для целей государственного управления. Ресурсы не определены, им не придан статус национальных ресурсов, влекущий соответствующие юридические последствия.

Цели и принципы создания отечественной информационной системы

Реализация системы проходит путем использования уже созданных систем и баз данных государственных органов власти – федеральных, ведомственных и региональных источников открытой информации. Замысел требует системного подхода к совместному использованию распределенных баз данных, определению основных направлений их развития, организации доступа к базам данных и источникам информации.

Основные принципы создания и организации системы:

системность организации сбора и анализа информации

регулярность обновления и пополнения баз данных

лингвистическая, методическая и информационная совместимость баз данных

открытость системы для поэтапной модернизации

гарантированная обеспеченность информационной безопасности

живучесть системы

гарантированная безопасность информационной системы

Задачи создания системы

Введение единой системы информационного обеспечения управления на без вышеперечисленных принципов временно сдерживается рядом причин. Федеральные целевые программы, запущенные государством: “Электронная Россия” и “Электронное правительство” не решают эту задачи, так как отсутствуют необходимые экономические и правовые механизмы их реализации. В связи с этим при создании единой системы информационного обеспечения государственного управления присутствуют определенные задачи:

Методическое обеспечение работ по информатизации.

Необходимо сформировать реестр информационно-коммуникационных ресурсов обеспечения государственного управления, как первоочередная задача. То есть создать базу, включающую сведения об отечественных и зарубежных базах данных, информационных и телекоммуникационных источниках, способствующих выполнению задачи информационного обеспечения государственного управления.

Проведение стандартизации информационных ресурсов, как единой технической политики развития информационных технологий.

Согласование единых принципов создания, унификации и стандартизации является одним из основных задач. Также как и создание регистров федеральных, региональных, ведомственных стандартов и средств информационных технологий.

Для этого необходимо: унифицировать ведомственные организационные механизмы создания, эксплуатации средств информационного обеспечения с обязательным контролем качества средств и их документаций.

Правовое обеспечение.

Действующее правовое поле практически не охватывает вопросов, связанных с проблемами области информации и информатизации. Тем более отсутствует единая правовая система, регулирующая данные вопросы. В данном случае необходимо безотлагательное формирование нормативной базы юридической защиты информации; выработка единых правовых норм; провести кодификацию и систематизацию нормативно-правовой базы с выявлением и исключением положений, влекущих препятствие к созданию единой системы информационного обеспечения государственного управления.

Применение информационных технологий

На сегодняшний день в сфере государственного управления наиболее востребованы следующий технологии:

большие данные (Big Data)

системы распределенного реестра

искусственный интеллект

квантовые сети(коммуникации)

Примеры действующих информационных порталов органов государственной власти, которые существенным образом облегчают управленческий процесс:

Президент Российской Федерации

http://www.kremlin.ru/

Правительство Российской Федерации

http://government.ru/

Министерство обороны Российской Федерации

https://mil.ru/

Федеральная служба безопасности

http://www.fsb.ru/

Федеральная таможенная служба

https://customs.gov.ru/

Интернет-портал правовой информации

http://pravo.gov.ru/

Единый портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации

https://www.gosuslugi.ru/

Портал открытых данных Российской Федерации

https://data.gov.ru/

На сегодняшний день автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2 тыс. публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Самые объемные базы данных сформированы Институтом информации по общественным наукам, Российской государственной библиотекой, Государственной публичной научно-технической библиотекой России.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) совокупность научно-технических библиотек и юридических лиц, причисленных независимо от формы собственности, которые специализируются на сборе, обработки и распространения научно-технической информации и взаимодействующих между собой.

Основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. В рамках работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система".

“Эталон” – действующая база данных российского законодательства. Это полнотекстовая база действующего законодательства Российской Федерации, разработанная Научным Центром Правовой Информации при Министерстве Юстиции РФ, содержащий более 50 000 нормативных актов (федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ и т.д.)

Кроме информации об организациях и предлагаемых информационно-правовых системах, представленные серверы в свободном доступе предоставляют информацию об обновленных нормативных актах и текущие обзоры законодательства различных областей. На ряде порталов можно подписаться на обновление законодательства и получать информацию по электронной почте.

Заключение

Исследуя информатизацию в деятельности государственного управления, следует сказать, что речь идет об информатизации всех управленческих процессов государстве, информатизации федеральных, региональных, межведомственных взаимоотношений, о создании информационно-коммуникационных систем, способных поддерживать функции коммуникации государственных органов с населением.

Информатизация деятельности государственных органов способствует упрощению взаимодействия государственной власти с населением, способствует прозрачности и открытости, способствует созданию свободного доступа к деятельности государственных органов – законопроектам, протоколам заседаний, нормативно правовым актам, решениям и т.д. Информатизация способствует расширению возможностей гражданского общества в русле контроля гражданами за деятельностью органов государственной власти.

Вопросы информатизации деятельности государственного управления занимают особое место в системе общественных вопросов, поскольку управленческие решения, принимаемые при недостатке информации, могут привести к нежелательным или казусным последствиям.

Список используемой литературы

Актуальные вопросы защиты персональных данных Наумов В.Б. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-zaschity-personalnyh-dannyh/viewer (Дата обращения 12.12.2022).

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rg.ru/documents/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (Дата обращения 12.12.2022).

Проблемы развития информационной безопасности общества. Национальные интересы. Бекетов Н.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-informatsionnoy-bezopasnosti-obschestva/viewer (Дата обращения 12.12.2022).

Система государственного управления. Глазунова Н.И. – Москва: Проспект, 2010. – 640 с. – ISBN 978-5-392-01647-1

Просмотров работы: 17