Использование дополнительных источников информации в процессе изучения регионов России в школьном курсе географии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Использование дополнительных источников информации в процессе изучения регионов России в школьном курсе географии

Носкова Т.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровизация порождает доступность информации в различных ее формах, но та же самая доступность требует постоянного поиска и выбора нужного и оптимального контента, а также высоких скоростей обработки. Исходя из этого, педагог обязан обучаться применению новых технологических инструментов и практически неограниченных информационных ресурсов.

В современном школьном курсе географии изучение экономических районов детьми формирует целостное представление о социально-экономической составляющей географической картины России, развивает географическое мышление на основе теории взаимодействия общества и природы, экономики и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, раскрытия глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в России в целом, так и в отдельных районах [2].

О возможностях школьного курса географии в изучении экономических районов говорится в исследованиях многих отечественных географов: Е. В. Гребцовой, А. И. Алексеева, В.С. Аношко, О. А. Петрусюк и др., а также в методических рекомендациях авторов школьных учебников И. И. Бариновой, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. А. Щенёва.

Учитывая особенности современных детей, а также технический прогресс и доступность информационных источников необходимо корректно составлять план работы учителя на уроках географии. Необходимо так построить изучение экономических районов страны, чтобы у обучающихся сложилось полное представление об их ключевых особенностях и отличиях [8].

Научная категория «район» - изначальное понятие в географии. Один из основателей советской экономической географии в России Н.Н. Колосовский писал: «Учение о районировании есть такое же исходное понятие для географии, как учение о числе в математике, материи и энергии в физике, клетке в биологии [3]».

В методической литературе к УМК указывается: «При изучении экономического района необходимо выполнять следующие методическое рекомендации: [4]

– Необходимо использовать современный экономический и политический материал;

– Необходимо работать со статистическими данными;

– Большое внимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями.

– Составление характеристики экономических районов требует обязательного установления логических связей

– При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы [5].

– Схематические графики используются для выражения логических связей.»

Источники географической информации.

По значимости и достоверности источники можно расположить в следующем порядке:

Документальные источники - это факты, изложенные на материальных носителях и проверенные на достоверность;

Географические карты - про них можно сказать то же, что и выше, но они отличаются меньшей информативностью, и обладают большей наглядностью;

Статистика - это совокупность собранных и упорядоченных данных, полученных из разных источников. Но так как проверить точность всех источников зачастую сложно, то существует "статистическая погрешность" - некоторое отклонение от достоверности;

Интернет - является неконтролируемым источником информации и полностью доверять тому или иному автору практически невозможно.

Архивные материалы служат в основном для реконструкции географической среды прошлого в исторической географии. Они имеют различные сроки хранения. Среди текущей документации организаций и предприятий наибольший интерес для географических исследований представляют отчетные документы (годовые, квартальные отчеты промышленных и сельскохозяйственных предприятий); периодическая отчетность министерств, ведомств, организаций; материалы сельских администраций, предприятий, домоуправлений, загсов, органов милиции и т.д. Как правило, эти материалы относятся к мелким территориальным единицам и в силу этого представляют собой лучший источник информации при крупномасштабных исследованиях [7].

Газетно-журнальная периодика является важным в экономико-географических исследованиях источником информации по изучаемым районам и предметам и отражает не только конкретные факты, но и восстанавливает общий социально-экономический фон, сопутствующий тому или иному событию [8].

Из документов личного характера наибольший интерес для географии представляют дневники полевых исследователей, путешественников. 

Косвенная документация – это различного рода печатные издания негеографического содержания, которые могут послужить ценным дополнительным материалом. К таким источникам относятся различные справочные издания социологического или экономического характера и даже литературно-художественные произведения, отражающие в той или иной мере конкретную географическую среду и географические проблемы [9].

Статистические данные – важнейший материал, собираемый в ходе эмпирических экономико-географических исследований. Ценным свойством статистических данных является методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. В географических исследованиях статистические данные используются для составления карт и изучения территориальных рядов и тенденций территориального распространения. Особую ценность представляют статистические ежегодники "Российский статистический ежегодник", "Россия", "Россия в цифрах", а также отраслевые статистические сборники: "Промышленность в России", "Сельское хозяйство России", "Строительство в России", "Социальное положение и уровень жизни населения России" и др. [3].

К иконографическим документам относятся карты и другие графические изображения, фото-, кинодокументы, картины. Карты часто служат бесценным источником информации, например топографические, отражающие подробности ландшафта, размер и планировку поселений, транспортной сети; карты-планы городов и целых урбанизированных зон, картосхемы плановых и проектных организаций; тематические специальные карты (почвенные, геологические, агроклиматические и др.) [4].

Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами: [5]

1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;

2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста:

3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;

4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;

5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме [5].

Электронная форма учебника:

- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;

- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок и «Интернет»;

- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме [7]».

Использование современных источников информации в качестве средств обучения в рамках современного урока географии помогает учителю:

- организовывать деятельность учащихся на исследовательском, поисковом, творческом уровнях;

- менять характер учебного процесса через внедрение и совершенствование «Кейс–технологии»;

- находить новые средства и совершенствовать приёмы обучения;

- создавать благоприятные условия для самореализации школьников, в том числе через самостоятельную учебную деятельность [7].

Учебные задания, разработанные и применяемые в образовательном процессе, помогают учащимся стать более уверенными в своих силах и способностях, повышают самооценку, расширяют географический кругозор. Урок становится интереснее.

Список использованных источников:

Академик. Информатизация образования [Электронный ресурс] URL:https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 07.12.2022).

Гордеева, Е. В. Цифровизация образования / Е. В. Гордеева, А. С. Жажоян, Ш. Г. Мурадян. – Текст : электронный // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii/viewer (дата обращения 07.12.2022).

Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 10.12.2022).

Кашина, Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения информатике» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кашина Елена Анатольевна; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 1997. –187 c. – Текст : непосредственный.

Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко. – Текст : электронный // URL : http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11060/1/povr-2018-08-15.pdf (дата обращения 07.12.2022).

Информационные технологии в научной деятельности [Электронный ресурс] URL:http:// tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm#_Toc117927738 (дата обращения: 10.12.2022).

Издательский центр «Академия». Федеральный проект «Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] URL:http:// academia-moscow.ru/education/fp-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения: 10.12.2022).

Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. Информатизация образования [Электронный ресурс] URL:http://ponjatija.ru/node/18970 (дата обращения: 07.12.2022).

Семь задач цифровизации Российского образования [Электронный ресурс] URL:http:// trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 07.12.2022).

Что такое цифровизация. Объясняем простыми словами [Электронный ресурс] URL:http://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-cifrovizaciya-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (дата обращения: 10.12.2022).

Просмотров работы: 34