Неотъемлемыми условиями успешного развития страны является развитие малого предпринимательства и возможность реализации предпринимательской инициативы. Субъекты малого бизнеса имеют очень важное преимущество по сравнению с крупными компаниями – они достаточно мобильны, быстрее адаптируются к изменяющимся потребностям рынка и реализуют организационные, технические и другие требования [4, c. 34–45]. Одной из проблем современного малого предпринимательства является даже не столько стадия создания и запуска бизнеса, сколько вопрос функционирования и развития организации. Данный вопрос является важным и актуальным, особенно сейчас, в эпоху цифровизации. Устоявшиеся бизнес-модели уже не могут быть конкурентноспособными без использования цифровых инструментов [9, c. 80–86].
Несмотря на введение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2018 году, значимость реализуемых мероприятий для бизнеса стала проявляться только в 2020 году с наступлением коронакризиса. Субъекты малого предпринимательства, которые были готовы к цифровой трансформации, практически не ощутили воздействия кризиса. Именно пандемия дала сильный толчок к цифровизации бизнеса. Режим самоизоляции стимулировал субъектов малого предпринимательства перейти на дистанционный формат работы и оперативно развивать сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн. Диджитализация быстрее стала проникать в жизни пользователей. При этом для правильного функционирования данной системы необходима цифровая подготовка как самих субъектов малого предпринимательства, так и самих пользователей [5, c. 2420; 8, c. 6].
Кадровое развитие представителей субъектов малого предпринимательства влияет на успешное функционирование самой компании. К сожалению, в последние годы ликвидируется компаний больше, чем рождается. Это говорит о том, что в первый год менеджмент не справляется с бизнес-ситуацией, так как на стадии расширения бизнеса успех на рынке зависит не только от самой предпринимательской идеи, но и от знания экономических процессов, в том числе моделей принятия решений потребителями и правовой базы предпринимательства. Это подтверждает тот факт, что представителям субъектов малого предпринимательства не хватает и знаний, что приводит к разорению компании [2, c. 25].
Государство поддерживает цифровую трансформацию компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров цифровой трансформации компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путем преобразования процессов в цифровые.
Основные ключевые показатели эффективности для CDTO [3, c. 155]:
1. Возврат инвестиций.
2. Увеличение доходов от цифровых инициатив.
3. Улучшение взаимодействия с клиентами за счет цифровых проектов.
4. Снижение эксплуатационных расходов за счет цифровых проектов.
5. Повышение рентабельности за счет цифровых проектов.
Для успешного развития компании и ее цифровой трансформации необходимы специалисты, которые обладают современными профессиональными компетенциями. Цифровой мир, несмотря на свою «техничность», требует от работника именно «гибких» навыков и компетенций, таких как эмоциональный интеллект, креативность и коммуникационные навыки. Но главное, работник должен стремиться к постоянному обучению [4, c. 37; 9, c. 84].
На сегодняшний день одними из важных цифровых компетенций для субъектов малого предпринимательства являются следующие:
- владение информационно-компьютерными технологиями;
- разработка и сопровождение сайтов;
- навыки работы в цифровой информационной среде;
- использование электронных площадок для организации и проведения закупок;
- навыки работы в текстовых редакторах и создания презентаций;
- продвижение бизнеса в интернете;
- использование CRM-, ERP-, SCM-систем.
Потребность в наращивании разнообразных цифровых технологий у субъектов малого предпринимательства имеет объективную природу, так как они используют эти технологии в различных областях своей профессиональной деятельности: при проведении онлайн-рекламы (26% компаний); в работе CRM-системы (21%); при использовании социальных сетей (17% компаний); в создании и ведении мобильных приложений (14%); электронном ведении бухгалтерии с использованием программных продуктов (7%); в работе на электронных торговых площадках (6%); электронном проведении документооборота в компаниях (6%) [1, с. 96].
Рисунок 1 – Потребность субъектов малого предпринимательства в цифровых навыках для выполнения видов работ
Повышение грамотности руководителей и специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, может повлиять на увеличение доли вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в общий объем ВВП России, рост рентабельности и качества управления в малом бизнесе. Действительно, вызовы «нового времени» создают условия, при которых невозможно сохранить и успешно развивать экономику своего бизнеса без определенных знаний и компетенций.
Цифровизация малого предпринимательства является стратегически важным решением, так как эффект от ее реализации является очень значительным. Трансформация компаний малого предпринимательства может осуществляться при грамотном использовании цифровых технологий. Ведь в эпоху глобализации эффективным и конкурентоспособным бизнесом можно назвать бизнес, который использует в своей работе современные информационно-коммуникационные технологии и который готов к интеграционным процессам и выходу на международные рынки. Решение данной проблемы возможно при наличии у представителей субъектов малого предпринимательства цифровых компетенций. Для получения цифровых компетенций на базе образовательных организаций должны реализовываться обучающие программы, способные сформировать у слушателей-предпринимателей современные цифровые компетенции. Интенсивное развитие цифровых технологий и их проникновение во все сферы жизни ставит новые задачи перед системой образования по созданию гибкой цифровой образовательной среды.
Список используемых источников
1. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпринимательского образования. / дис... к-та экон. наук: 08.00.05. - М., 2020. – 192 c.
2. Александрова Л.Ю. Потенциал и современные проблемы развития франчайзинга как формы сотрудничества малого и крупного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 179-192.
3. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 443-454.
4. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. – 2019. – № 1. – c. 34-45.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430
6. Долгова И.В. Маркетинговые проблемы инновационного малого и среднего предпринимательства и пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 1. – c. 39-50.
7. Буланова Е. В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 449-466.
8. Елецких Г.Г. Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности фирмы и основа развития современного предпринимательства в России // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – № 1(11). – c. 3-10.
9. Таланцев В.В., Равнянский А.К. Цифровая экономика и ее роль в развитии малого и среднего предпринимательства в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 2. – c. 80-86.