Особенности организации практических работ по биологии в 5 классе при изучении раздела Клетка - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности организации практических работ по биологии в 5 классе при изучении раздела Клетка

Сафронова О.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Российская Федерация
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Практический метод обучения имеет большое значение в процессе обучения биологии школьников. В пятом классе учащиеся впервые начинают изучать биологию. Материал по биологии, включённый в программу, достаточно сложный для восприятия учащихся этого возраста. Школьники начинают знакомиться с биологической терминологией, изучать методы биологических исследований. Практический метод помогает учащимся лучше понять и усвоить материал. Все практические работы должны быть тщательно продуманы и соответствовать программе обучения и возрастным особенностям учащихся. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.

Большое внимание методике организации практических работ по биологии уделяется в работах Е.А. Крохалевой, Г.А. Прутовой, С.И. Соколовой, С.О. Шайдуровой. Авторы рассматривают методические особенности организации практических работ в соответствие с ФГОС, приводят примеры заданий для практических работ [1].

Практическая работа отличается от лабораторной работы постановкой цели. Если работа проводится после изучения или в процессе изучения теоретического материала, тогда это практическая работа. Если же работа опережает изучение теоретического материала и организуется как исследование – тогда это лабораторная работа [3].

В процессе проведения практических работ ученик овладевает следующими методами: наблюдение, эксперимент, мониторинг, сравнение, анализ, синтез. Практическая работа необходима, чтобы выработать у школьников практические умения и навыки, конкретизировать и закрепить полученные знания.

В процессе изучения раздела «Клетка» нами проводятся следующие практические работы: «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним»; «Обнаружение органических веществ в растительной клетке», «Строение растительной клетки». Данные практические работы проводятся нами при изучении соответствующих тем и выстраиваются по следующему алгоритму:

1. Учащиеся прослушивают объяснение нового материала, отвечают на вопросы учителя.

2. Учитель выдаёт инструктивные карточки, в которых указан ход работы. Выдаются необходимые для работы материалы.

3. Учащиеся выполняют работу под руководством учителя.

4. После завершения работы обсуждаются результаты и формулируются выводы [4].

Такая работа на уроке способствует лучшему усвоению материала и закреплению изученного.

Приведём примеры заданий для практических работ по биологии в 5 классе.

Практическая работа «Изучение строения увеличительных приборов». В ходе этой лабораторной работы школьники учатся работать с микроскопом и лупой, изготавливают микропрепарат, изучают морфологию бактерий, изучают правил работы с микроскопом.

В начале урока учитель показывает детям микроскоп и называет его части, объясняет правила работы с микроскопом. Затем школьники с помощью иллюстрации в учебнике, самостоятельно рассматривают микроскоп, запоминают его устройство и, работая в паре, каждый называет части прибора.

Затем учитель рассказывает о назначении увеличительных приборов, о разных видах микроскопов и обучает учащихся изготовлению микропрепарата кожицы лука, который рассматривается под микроскопом. Также школьникам предлагается рассмотреть разные объекты с помощью лупы: участок кожи на руке, волос, лист растения. После завершения работы учитель ещё рас просить учащихся рассказать об устройстве микроскопа и его назначении.

Практическая работа «Знакомство с клетками растений». В ходе данной работы учащиеся должны приготовить микропрепарат кожицы лук, мякоти плода томата, листа элодеи.

Урок начинается с рассказа учителя о строении растительной клетки. Рассказ сопровождается показом слайдов. Затем проводится практическая работа с целью закрепления теоретического материала: школьники под руководством учителя готовят микропрепараты, рассматривают и зарисовывают. Также школьникам предлагается выполнить аппликацию: строение клетки. Для выполнения аппликации необходимо заранее подготовить заготовки в целях экономии времени на уроке и учащиеся в процессе выполнения этого задания прочно запоминают строение клетки.

По результатам выполнения практических работ, школьник должен завести тетрадь в клетку. Оформление отчетов по практическим работам нужно осуществлять в соответствии с требованиями. При оформлении практической работы необходимо указать:

1) Дату выполнения;

2) Тему работы,

3) Цель работы,

4) Перечень необходимых материалов и оборудования,

5) Описывать задание и выполняемые действия, результаты исследования;

6) Оформить выводы по работе [2].

Таким образом, выделим основные особенности организации практических работ по биологии в 5 классе: наличие наглядных материалов; выполнению работы должно предшествовать объяснение учителем материала; выполнение всех заданий под контролем учителя; задания практических работ должны быть достаточно простые и доступные для выполнения школьниками пятых классов.

Список использованных источников

Крохалева, Е.А. Роль практических работ в преподавании биологии // Открытый урок. 1 сентября. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/609705 (дата обращения: 06.12.2022);

Пуртова, Г.А. Лабораторный практикум по биологии. 5-й класс // Открытый урок. 1 сентября. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/659312 (дата обращения: 06.12.2022);

Соколова, С.И. Особенности проведения лабораторных и практических работ в условиях реализации ФГОС. – URL: http://dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/biolog-fgos.pdf (дата обращения: 06.12.2022);

Шайдурова, С.О. Организация проведения лабораторных и практических работ по биологии, 5-11 классы: Методическое пособие. – URL: https://obuchalka.org/20201120127053/organizaciya-provedeniya-laboratornih-i-prakticheskih-rabot-po-biologii-5-11-klassi-metodicheskoe-posobie-shaidurova-s-o-2018.html(дата обращения: 06.12.2022);

Просмотров работы: 141