Актуальность представленной темы в том, что эпидемиологическая ситуация в мире и информатизация общества существенно преобразили образовательный процесс. На сегодняшний день инновации в образовательном процессе развиваются со стремительной силой, появляются новые методы, приëмы, формы обучения, актуальные для эпохи цифровизации общества и системы образования в частности. Благодаря данным явлениям появился и дистанционный формат обучения с применением компьютерных технологий, который внедряется во все сферы образования, поэтому важно выявлять и знать его особенности при осуществлении образовательного процесса.
Цель: Выявить наиболее серьёзные проблемы при реализации дистанционного образования на уроках физической культуры.
Задача: Определить достоинства и недостатки дистанционного образования и вытекающие из них проблемы.
Дистанционное обучение – это форма получения знаний на расстоянии с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных технологий и Интернета [2, с. 72]. На протяжении всей истории развития были отмечены как положительные, так и отрицательные стороны данного формата обучения, причем не только с точки зрения обучающихся, но и преподавателей.
Из преимуществ дистанционного обучения выделяют: возможность обучения в своём ритме и темпе; наглядную инфографику, позволяющую отследить прогресс; экономию времени и денег; демократичность; индивидуальный подход в зависимости от индивидуальных характеристик, способностей и потребностей обучающегося, тогда как в очном формате обычно возможна только дифференциация; большой выбор инструментов работы для преподавателя, что открывает новые горизонты и возможности для творческой деятельности; доступ к урокам и материалам 24 часа в сутки, что позволяет повторить материал или пересмотреть его, если возникли трудности; возможность учиться у лучших преподавателей и в зарубежных образовательных учреждениях.
Несмотря на множество преимуществ дистанционного образования при его реализации на практике на уроках физической культуры можно столкнуться со следующими проблемами:
Нестабильное Интернет – соединение и плохая техническая оснащённость.
Несмотря на информатизацию общества до сих пор ещё не у всех есть стабильное Интернет – соединение и устройства для освоения дистанционного обучения [1]. Обучение станет некомфортным, если скорость Интернета будет медленной, особенно это будет мешать при просмотре видео или онлайн-конференции, а также прохождении онлайн тестов и заданий на время, так как от скорости сети будет зависеть количество решённых заданий и сумма набранных баллов, впоследствии влияющих на оценку.
Недостаток пространства и оборудования для проведения занятий вне физкультурного зала.
Так как дистанционное образование осуществляется удалённо, не у всех есть возможность воспользоваться физкультурным оборудованием таким как мячи, скакалки, обручи и т.п. на дому, не говоря уже про крупногабаритное оборудование. К тому же жилищные условия некоторых обучающих ограничивают их в пространстве и выполнении определённых упражнений.
Сложность отслеживания правильности техники выполнения упражнений и коррекции.
В отличие от очной формы обучения, преподаватель не может подойти и скорректировать действия обучающегося [3]. Он может показать правильную технику выполнения упражнений, но для того, чтобы отрегулировать его выполнение ему потребуется прибегнуть к словесному объяснению, что сложнее воспринимается исходя из специфики учебного предмета.
Тем не менее уже достаточно продолжительное время остаются актуальными оздоровительные онлайн марафоны и тренировки, которые являются примером того, что возможность организации процесса обучения в данном формате все же осуществима.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения, при его реализации на практике можно столкнутся и с некоторыми проблемами, которые требуют корректировок и модификаций исходя из специфики и особенностей учебной дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). М.: ИИО РАО, 2007.
Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения. Смоленск: СГПУ, 2004. – 72 с.
Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.