ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существует много разных определений слова «игра».

Согласно суждению А. П. Усова, игра – это специальная модель изучения реальности по ориентации в смыслах жизни, модель формирования детской жизни, которая несет любительский и креативный характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни [10].

В свою очередь К. Д. Ушинский аргументировал, что сущность игры оказывает большое влияние на развитие личности ученика [10].

Если обратиться к педагогическому словарю, то определение будет звучать так: Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4].

Также существуют различные виды игр, такие как: дидактические, воспитывающие, развивающие, обучающие и учебные. Подробнее разберем понятие учебные игры.

Учебные игры – активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков. В отличие от обычной игры, учебная игра ориентирована на достижение дидактической цели [9].

Функции, которые выполняет учебная игровая деятельность: инструментальная, гностическая, социально-психологическая [5].

1. Инструментальная: развитие конкретных способностей и умений;

2. Гностическая: формирование знаний и развитие мышления обучающихся;

3. Социально-психологическая: формирование коммуникативных способностей.

С помощью игр развиваются разные физические качества: сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Развивать это качество необходимо с самого детства, непосредственно играми и поэтапно добавлять новые упражнения, элементы и увеличивать нагрузку на тренировках [2, 3].
Для развития силы используются игры, в которых ученики преодолевают собственный вес, или вес отягощения. В данных играх используются предметы, такие как гантели, мячи и т.д. Для организации учебных игр с преодоление своего веса применяются: гимнастическая стенка, «козел», брусья, канат [2, 3].

Игра «Соревнование тачек». Игроки команд, распределившись по парам, встают за линией старта. Один игрок принимает положение упора лежа и разводит ноги на ширину плеч. Партнер держит его за ноги. По сигналу игроки каждой команды катят «тачки» вперед: те, кто находятся в упоре лежа, перебирают руками. Когда «водитель» тачки пересечет линию финиша, игроки меняются ролями и возвращаются обратно. Следующая пара выходит вперед, как только игрок с «тачкой» пересечет линию старта. Чья команда первая выполнит задание, те и выиграли.

Быстрота – способность человека совершать двигательное действие с определенной частотой и импульсивностью в минимальный для данных условий отрезок времени [1]. Скорость хорошо формируется в играх, где совмещаются главные показатели скорости: реакция на сигнал, быстрота сокращений; количество движений, выполняемых в единицу времени; скорость передвижения тела или его частей в пространстве [8].

Это возможно отследить на примере простых игровых эстафет. Для развития скорости зачастую используются скоростно-силовые упражнения [8].

Игра «День. Ночь» Посередине площадки проводится линия. Параллельно ей по обе стороны на расстоянии 20 – 30 шагов чертятся линии «домов». Играющие делятся на 2 равные команды, которые становятся у средней линии, отступив от нее на полшага, и поворачиваются лицом к своим «домам». По жребию одна команда «день», другая «ночь». Преподаватель становится сбоку средней линии и неожиданно произносит: «День!» или «Ночь!», стараясь, чтобы он всегда был неожиданным для игроков. Игроки названной команды поворачиваются и начинают догонять игроков другой, которые убегают в свой «дом». Затем команды снова выстраиваются у средней линии спиной к ней, и преподаватель опять начинает игру возгласом. Каждый раз пойманных пересчитывают и отпускают.
Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается общее количество пойманных игроков в той и другой команде. Победительницей считается та команда, у которой будет больше пойманных.

Гибкость – способность человека выполнять физические упражнения с большой амплитудой [1]. В технически трудных видах спорта преподаватель выбирает необходимые игры для направленного, нередко локального, влияния на определенные мышцы, суставы или связки. Чаще всего данные игры выполняются со снарядом, дополнительным весом или с помощью другого ученика, это делается для того, чтобы создать условия для увеличения амплитуды движения [2, 3].

Например, игра «Передача мяча в колонне». Игроки делятся на 2 команды. Ученики располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача - передать мяч стоящему сзади человеку. Один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Выносливость способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению [1]. Выносливость носит динамический характер, в ней чередуется моменты напряжения и расслабления мышц. В разных играх используются разные условия, например в одних – движения циклические, в других же длительность действия не объединены с определенным ритмом [2, 3].

Игра «Британский Бульдог». Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные игроки с другой. По сигналу все участники, кроме «бульдогов» должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игроков не поймали ловцы. Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».

Ловкость – сложное, комплексное двигательное качество, основу которого составляют координационные способности [1]. В ходе игр, которые направлены на развитие ловкости, улучшаются функции разных анализаторов, от которых зависит верное, четкое и своевременное, ловкое исполнение движений. Данные игры недостаточно эффективны при наступающим утомлении, следовательно при повторении данного мероприятия необходимо делать паузы для отдыха [2, 3].

Например, игра «Вышибалы». На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии примерно 5-7 метров друг от друга. Вышибалам не разрешается выходить за черту. Остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать. Задача игроков – уворачиваться и ловить мяч для того, чтобы вернуть своего выбывшего ученика.

Игре характерны противодействия игроков, одной команды с другой, если перед учениками появляется различные проблемы, необходимо очень быстро решить её. Для этого необходимо оценить обстановку, подобрать наиболее верное действие и осуществить его. Таким образом игры еще способствуют самопознанию [6].

Игры стимулируют интерес и увеличивают эмоциональное состояние. При переутомлении, нарушении стабильности интереса, которые вызваны значительным темпом или монотонным характером выполняемых упражнений, можно включать в тренировки или уроки игры. Они благоприятно воздействуют на восстановление истощённых нервных клеток и снова повышают внимание и восстанавливают функциональные возможности детей [7].

Таким образом, учебным играм принадлежит самое почетное место в физическом воспитании. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, которые отличаются привлекательностью, доступностью и разносторонностью воздействия. Учебные игры в большой степени помогают воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и очень важно то, что эти физические качества развиваются в синергии. Данные игры выступают, как одно из самых эффективных средств развития физической подготовленности для спортсменов.

Список литературы:

Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культур сообразного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 46 с.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителей. Москва : Просвещение, 1987. 143 с.

Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры. Учебное пособие для ИФК. Москва : Физкультура и спорт, 1982. 415 с.

Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – Москва : Академия, 2000. 176 с.

«Обучающие игр: их функции, особенности и основные виды» [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.com/712360/obuchayuschie_igry_funktsii_osobennosti_osnovnye_vidy (дата обращения 6.12.2022)

Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях : учебное пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина и др. Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 237 с.

Спиваковская А. С. Игры это серьезно. Москва : Физкультура и спорт, 1984. 123с.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Москва : Академия, 2006. 368с.

«Справочник терминов» [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/definitions/subject/pedagogika/ (дата обращение 8.12.2022)

Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / под ред. А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1976. 94 с.

Просмотров работы: 36