Актуальность. Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них навыков здорового образа жизни имеет приоритетное значение. Этому во многом способствуют занятия физической культурой и спортом, позволяя многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера студенческой молодежи. Занятия физическими упражнениями вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека, способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Физическое воспитание – это важнейшее средство формирования человека как личности, так как здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на учебных занятиях, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний 1. Студенты медицинских учебных заведений заведомо подвергаются большим стрессовым нагрузкам ввиду объемного учебного материала. Также студенты ввиду учебной нагрузки вынуждены проводить достаточно длительное время, изучая дисциплины, что вызывает состояние гиподинамии. В связи с этим наблюдается нарушение обмена веществ, уменьшается мышечная масса, снижается тонус мышц, что ведет к нарушению осанки, также снижается масса сердечной мышцы, уменьшаются размеры сердца, ухудшается состояние коронарных сосудов, возникает слабость мышц брюшного пресса. Гиподинамия уменьшает выброс адреналина, который помогает в преодолении стрессов, нарушается прочность костей. Нарушаются функции органов зрения, вестибулярного аппарата, снижается уровень жизнедеятельности организма как биологической системы 2.
Цель работы: Изучение значимости двигательной активности в формировании состояния здоровья и социального поведения студентов-медиков.
Материалы и методы. Проводилось валеолого-диагностическое исследование 118 респондентов (из них девушек - 81%, юношей – 19%) в возрасте от 17 до 23 лет, студентов медицинских ВУЗов РБ. Анкетирование проводилось с помощью платформы Google Forms. Критерии включения: наличие информированного согласия. Результаты обработаны с использованием методов непараметрической статистики с помощью пакета анализа STATISTICA 10,0 и Excel.
Результаты. Как выяснилось в ходе анкетирования, в шкале жизненных ценностей здоровье находится на 2 месте – (39,4%). Современные студенты больше значения придают своему внешнему виду (43,1%). Хотя самооценка собственного здоровья у всех студентов достаточно высокая. Из всех респондентов больше половины (71,9%) считают себя здоровыми. При этом оценили свое здоровье как удовлетворительное 60,4% молодых людей. Больше половины респондентов (56,6%) болеют респираторными заболеваниями 2 раза в год (32,1%) – более 2-х раз в год, 11,3% студентов – более 4-х раз в год или более 1-го месяца. Нарушения осанки у себя отметили 64,1% участников исследования, из них 85% имеют незначительные отклонения от нормы. Основными причинами отклонений в состоянии своего здоровье респонденты отметили:наследственность (26,4%), несоблюдение режима дня и питания (18,9%)и вредные привычки (15,9%). Поэтому в целях его улучшения 35,8% участников исследования выбрали занятия спортом, 18,9% - отказ от вредных привычек. Стараются соблюдать режим дня ежедневно 30,2% молодых людей, но только у 11,3% это получается во время учебных занятий.
К основной группе по физическому воспитанию относятся 41,5% участников исследования, к подготовительной – 39,6%, а к специальной – 18,9%. В целом недостаточный режим двигательной активности у себя отметили 67,8% студентов. Из первой группы около 61% студентов стараются регулярно соблюдать режим двигательной активности, из второй – 30% респондентов, из третьей – 9%.
Ежедневно дополнительно занимаются спортом или физкультурой только 5,8% респондентов, нерегулярные тренировки присутствуют еще у 5,7% молодых людей. Основная масса респондентов (84,9%) посещает занятия по физической культуре 2-3 раза в неделю. Студенты, которые имеют значительные нарушения осанки (67,8%), соблюдают режим двигательной активности только во время занятий, а 13,5% не занимается спортом вообще вне учебных занятий. Отсутствие желания посещать занятия физической культурой студенты связывают с тем, что они тяжело выдерживают физические нагрузки (32,1%), а также с тем, что отсутствует должная материально-техническая база для проведений занятий (11,3%). Большинство респондентов указали, что их привлекают следующие направления физического самосовершенствования: плавание (52,8%), аэробика и фитнес (49,1%), игровые виды спорта (47,2%), гимнастика (35,8%), туризм (30,2%), легкая атлетика (20,8%), борьба и боевые искусства (13,2%). Предпочтение в профилактике, в том числе физкультурно-оздоровительной и гигиенической, как основной стратегией борьбы с простудными заболеваниями, отдают 58,5% студентов.
Вывод.Таким образов студенты осведомлены о факторах, ведущих к изменению состояния здоровья, тем не менее, наблюдается несоблюдение норм поддержания физического здоровья и состояния организма.
Литература.
Радковец, А.И. Проблема гиподинамии студенческой молодежи // Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи: материалы Международной научно-практической интернет конференции, 16–17 мая 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Фак. социокультурных коммуникаций, Каф. экологии человека; редкол.: И. В. Пантюк (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2018 г. – С. 234-237
Сухинина, К. В. Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов : учеб. пособие / К. В. Сухинина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – С. 8-11.